Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Жолудев А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бабкова В.В.,
судей - Есаковой С.В. и Васильевой И.Ю.,
с участием прокурора Степановой Е.И.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2012 года по докладу судьи Васильевой И.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 10 июля 2012 года, которым постановлено:
- исковые требования прокурора Окуловского района удовлетворить;
- обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности вывезти отходы несанкционированной свалки, расположенной в 300 метрах от поворота (по направлению движения в сторону г.) по правой стороне в 15 метрах от автодороги, площадью 25 кв. м в течение месяца со дня вступления решения в законную силу;
Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности (далее - Комитет) об обязании Комитета произвести вывоз отходов с незаконной свалки, расположенной в 300 метрах от поворота (по направлению движения в сторону г.) по правой стороне в 15 метрах от автодороги, площадью 25 кв. м. В обоснование исковых требований указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства РФ об обращении с отходами на земельном участке лесного фонда установлено размещение несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (пластиковых и стеклянных бутылок, металлических банок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания) площадью около 25 кв. м. Загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами не допускается в силу пп. "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414. Поскольку в Новгородской области именно на Комитет возложена обязанность по охране и защите лесов от захламления и иного негативного воздействия, при этом одной из причин образования свалки является невыполнение отделом лесничества Комитета установленных Лесным и Земельным кодексами РФ обязанностей по недопущению загрязнения и захламления почв на землях соответствующих категорий, постольку обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на Комитете, как уполномоченном органе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, относящих к федеральной собственности, в том числе в целях обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета просит отменить решение суда в связи с тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, мотивируя тем, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Комитета по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, а также на неверную оценку судом представленных доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, заслушав прокурора Степанову Е.И., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи также запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно п. "е" ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Из материалов дела видно, что в ходе проведения проверки прокуратурой Окуловского района Новгородской области установлено наличие свалки твердых бытовых отходов, расположенной в 300 метрах от поворота (по направлению движения в сторону г.) по правой стороне в 15 метрах от автодороги, площадью 25 кв. м.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из п. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (п. 1.1 Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности, утвержденного постановлением Администрации области от 08 июня 2009 года N 183).
Как усматривается из материалов дела, бытовые отходы обнаружены на участке лесного фонда, который находится в федеральной собственности, доказательств обратного ответчиком не представлено, а потому именно Комитет в силу изложенного должен организовать его охрану и защиту, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав Комитет в течение месяца со дня вступления решения в законную силу вывезти отходы с несанкционированной свалки.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права и не соответствующие материалам дела, подлежат отклонению.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствует установленным по делу обстоятельствам. Судом не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного и необоснованного решения. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установила.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 10 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БАБКОВ
Судьи
С.В.ЕСАКОВА
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2012 ПО ДЕЛУ N 2-436/12-33-1522
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. по делу N 2-436/12-33-1522
Судья - Жолудев А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бабкова В.В.,
судей - Есаковой С.В. и Васильевой И.Ю.,
с участием прокурора Степановой Е.И.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2012 года по докладу судьи Васильевой И.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 10 июля 2012 года, которым постановлено:
- исковые требования прокурора Окуловского района удовлетворить;
- обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности вывезти отходы несанкционированной свалки, расположенной в 300 метрах от поворота (по направлению движения в сторону г.) по правой стороне в 15 метрах от автодороги, площадью 25 кв. м в течение месяца со дня вступления решения в законную силу;
-
установила:
установила:
Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности (далее - Комитет) об обязании Комитета произвести вывоз отходов с незаконной свалки, расположенной в 300 метрах от поворота (по направлению движения в сторону г.) по правой стороне в 15 метрах от автодороги, площадью 25 кв. м. В обоснование исковых требований указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства РФ об обращении с отходами на земельном участке лесного фонда установлено размещение несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (пластиковых и стеклянных бутылок, металлических банок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания) площадью около 25 кв. м. Загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами не допускается в силу пп. "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414. Поскольку в Новгородской области именно на Комитет возложена обязанность по охране и защите лесов от захламления и иного негативного воздействия, при этом одной из причин образования свалки является невыполнение отделом лесничества Комитета установленных Лесным и Земельным кодексами РФ обязанностей по недопущению загрязнения и захламления почв на землях соответствующих категорий, постольку обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на Комитете, как уполномоченном органе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, относящих к федеральной собственности, в том числе в целях обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета просит отменить решение суда в связи с тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, мотивируя тем, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Комитета по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, а также на неверную оценку судом представленных доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, заслушав прокурора Степанову Е.И., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи также запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно п. "е" ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Из материалов дела видно, что в ходе проведения проверки прокуратурой Окуловского района Новгородской области установлено наличие свалки твердых бытовых отходов, расположенной в 300 метрах от поворота (по направлению движения в сторону г.) по правой стороне в 15 метрах от автодороги, площадью 25 кв. м.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из п. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (п. 1.1 Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности, утвержденного постановлением Администрации области от 08 июня 2009 года N 183).
Как усматривается из материалов дела, бытовые отходы обнаружены на участке лесного фонда, который находится в федеральной собственности, доказательств обратного ответчиком не представлено, а потому именно Комитет в силу изложенного должен организовать его охрану и защиту, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав Комитет в течение месяца со дня вступления решения в законную силу вывезти отходы с несанкционированной свалки.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права и не соответствующие материалам дела, подлежат отклонению.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствует установленным по делу обстоятельствам. Судом не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного и необоснованного решения. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установила.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 10 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БАБКОВ
Судьи
С.В.ЕСАКОВА
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)