Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3479

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу N 33-3479


Судья Хананеева В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Дмитриевой Г.И. и Козловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заместителя начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) Я. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 20 сентября 2011 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Г., просившего удовлетворить кассационную жалобу,

установила:

К., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту о понуждении последнего к выдаче разрешения на формирование земельного участка, расположенного в ..., указав, что на основании Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в г. Смоленске для индивидуального жилищного строительства. Для предоставления полного пакета документов ей необходима схема земельного участка со сведениями о его месторасположении. Однако данный документ невозможно технически исполнить без предварительного разрешения со стороны Департамента на формирование предполагаемого земельного участка, от выдачи которого ответчик уклоняется путем бездействия.
Представитель Департамента заявленные требования не признал по тем основаниям, что свободные земельные участки в ... отсутствуют, поскольку они уже распределены другим гражданам. Информацией относительно того, имеются ли свободные земельные участки в черте г. Смоленска, не располагает.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица - Управления Архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска, извещенного о времен и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Относительно информации о наличии свободных земель в ... сообщил о наличии проекта планировки под малоэтажную комплексную застройку в данном населенном пункте, а также сослался на обеспечение инвестирования средств для развития инженерных, транспортных инфраструктур и объектов социальной сферы.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 20 сентября 2011 года исковые требования К. удовлетворены.
В кассационной жалобе заместитель начальника Департамента Я. просит решение суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих юридическое значение, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Одновременно просит постановить новое решение, которым отказать истице в удовлетворении иска.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истицы и представителя третьего лица, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив материалы дела исходя из доводов кассационной жалобы, объяснений Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно в ходе судебного разбирательства установил и оценил юридически значимые обстоятельства, достаточно полно и объективно дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
Материалами дела установлено, что истица проживает по адресу:..., имеет статус инвалида, следовательно, на нее распространяется действие областного закона от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно".
29.06.2011 г. истица обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в черте г. Смоленска, на что ответчик сообщил ей о необходимости предъявления схемы земельного участка со сведениями о его расположении на местности.
Действительно, как правильно указал в решении суд первой инстанции закон, регулирующий порядок реализации гражданами право на получение ими земельного участка в собственность бесплатно, в Смоленской области не принят.
Однако, статьей 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предусмотрено, что в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из совокупности норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ (ст. ст. 11.3, 11.9, 30 ЗК РФ, ст. ст. 41, 43, 45 ГрК РФ), в их системном толковании, придаваемом ему сложившейся правоприменительной практикой, следует, что для приобретения земельным участком статуса объекта недвижимого имущества необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепления на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. При предоставлении земельного участка для строительства (в том числе и индивидуального жилищного) без предварительного согласования места размещения объекта строительства, вначале проводятся работы по формированию земельного участка. Формирование земельного участка лицом, претендующим на его получение, производится за счет денежных средств такого лица и осуществляется организацией, полномочной производить такие действия.
Правоотношения, возникшие между истицей и Департаментом носят властно-публичный характер, поскольку именно Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В этой связи действия компетентного учреждения, которое будет осуществлять формирование земельного участка, невозможны без предварительного разрешения на такое формирование, которое должно быть выдано именно Департаментом. Форма и содержание такого разрешения законодательством не определены. Однако, как пояснил представитель Департамента в суде кассационной инстанции, практика выдачи Департаментом разрешений на формирование земельного участка существует; именно после получения такого разрешения организация, осуществляющая межевание, приступает к формированию участка; разрешение выдается в форме письменного сообщения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из тех обстоятельств, что законом прямо не предусмотрен запрет на выдачу спорного разрешения, что не исключает возможности получения такого разрешения в судебном порядке при уклонении уполномоченным органом от его выдачи. Наличие разрешения Департамента является основанием для выявления территории, достаточной для образования земельного участка, и установления физической возможности формирования с учетом требований градостроительного, земельного законодательства. Возможность предоставления земельного участка определяется с учетом обстоятельств, выявленных в процессе его формирования.
Поскольку законом предусмотрены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент выдать разрешение в пределах установленных размеров: от 1000 до 1800 кв. м.
Доводы кассационной жалобы сводятся к позиции ответчика в суде первой инстанции, они были предметом судебной проверки и получили в решении правовую оценку.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно отметил в решении, что обязанность доказать факт отсутствия свободных территорий в ... лежит на ответчике, чего им сделано не было. Не представлено таких доказательств ответчиком и в суд кассационной инстанции. В этой связи судебная коллегия не может признать приемлемым указание в кассационной жалобе на то, что суд первой инстанции не назначил и не провел по делу экспертизу на предмет того, имеется ли в территориальной зоне Ж1 - ... - свободная земля.
Ссылку в жалобе на Постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243 судебная коллегия также находит несостоятельной, поскольку данное Постановление не регулирует порядок реализации прав граждан на бесплатное получение в собственность земельного участка. Кроме того, как отмечено выше, Закон Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" при решении вопроса о формировании выделяемого земельного участка отсылает к нормам Земельного и Градостроительного кодексов.
Решение суда по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Я. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)