Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Олейникова В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Василенко С.К.,
судей Гантимурова И.А., Марчукова А.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Администрации Волгограда и Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда об оспаривании отказа в подготовке проекта постановления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства
по кассационной жалобе ответчика Администрации Волгограда
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 сентября 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования К. - удовлетворить.
Признать отказ Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в предоставлении К. земельного участка (учетный номер N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства - незаконным.
Обязать Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда подготовить проект постановления о предоставлении К. земельного участка (учетный номер N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства".
Заслушав доклад судьи Гантимурова И.А., выслушав представителя ответчика Администрации Волгограда - по доверенности Р., поддержавшую доводы жалобы, представителя истца К. - по доверенности Л., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда и Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда, в котором просила признать отказ Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в подготовке проекта постановления о предоставлении ей земельного участка (учетный N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства незаконным и обязать Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда подготовить проект постановления о предоставлении ей указанного земельного участка.
В обоснование исковых требований указала, что 12 апреля 2011 года она обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако, в своем письме от 25 апреля 2011 года Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил, что подготовить проект постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как с 01.01.2011 г. вступили в силу, утвержденные Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 "Правила землепользования и застройки", согласно подпункту 3 пункта 8.4.1.1 раздела 8.4 части II которых, максимально допустимая площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы составляет 1 000 кв. м. Полагала, что такой отказ является незаконным, поскольку процедура согласования предоставления земельного участка завершена до утверждения указанной нормы и правоотношения по предоставлению земельного участка возникли между сторонами до введения в действие Правил землепользования и застройки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик Администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указала на нарушение и неправильное применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство регулируется ст. ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации г. Волгограда от 11.06.2004 N 790 (далее - Положение).
В силу требований статей 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, применяемых во взаимосвязи с положениями статьи 29 этого Кодекса, принятие решений, касающихся предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 3 статьи 30.1. Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1). Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Согласно подпункту 3 пункта 8.4.1.1 раздела 8.4 части II Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 и вступивших в действие с 01.01.2011 г., максимально допустимая площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы составляет 1 000 кв. м.
Процедура и последовательность действий граждан для приобретения прав на земельные участки для строительства объектов в городе Волгограде определена вышеуказанным Положением.
Как следует из материалов дела, в соответствие с п. 2.1 Положения 18 ноября 2009 года К. обратилась в Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда с заявлением на имя заместителя главы Волгограда о рассмотрении вопроса о предоставлении ей земельного участка площадью кв. м для размещения индивидуального жилого дома по .
В соответствие с п. 2.2 Положения Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда утверждено положительное Градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации N 05-09-0300 от 18 ноября 2009 года.
По результатам рассмотрения заявления К. с учетом рекомендаций комиссии по градостроительству и земельным отношениям от 27.11.2009 г. администрацией Волгограда в соответствие с п. 5.1 было принято решение о возможности предоставления земельного участка и публикации сообщения о приеме иных заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, оформленное письмом в адрес заявителя за подписью заместителя главы Волгограда от 21 декабря 2009 года.
10 декабря 2009 года Администрация Волгограда опубликовала сообщение о принятом решении о возможности предоставления указанного земельного участка в газете "Городские вести" и на официальном сайте Администрации Волгограда www.volgadmin.ru/.
При этом в течение месяца с даты публикации заявлений от других лиц, претендующих на указанный земельный участок, не поступило, о чем заявитель была уведомлена письмом Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда от 08 октября 2010 года, в связи с чем предоставление заявителю испрашиваемого участка должно было осуществляться без проведения торгов.
В дальнейшем в соответствие с п. 5.2 - 5.5 Положения была разработана схема расположения земельного участка (СРЗУ), согласована со смежными землепользователями, на нее получено положительное заключение Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда N 1926 от 06 августа 2010 года, она была согласована с Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда 12 октября 2010 года. Также были получены положительные заключения Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от 25 октября 2010 года и Комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда от 22 октября 2010 года. Помимо этого, заявителем было получено положительное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным нормам от 29 марта 2011 года.
Согласно п. 5.5 положения после принятия положительного решения и утверждения СРЗУ администрацией Волгограда гражданин обеспечивает получение заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным нормам и обращается в администрацию Волгограда в лице комитета земельных ресурсов с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства согласно приложению 3 к настоящему Положению с приложением утвержденного СРЗУ и заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, копии свидетельства о постановке на налоговый учет (копии свидетельства идентификационного номера налогоплательщика), копии паспорта.
В соответствие с п. 6 Положения Комитет земельных ресурсов в течение 10 рабочих дней со дня получения от гражданина заявления, СРЗУ и прилагаемых к нему материалов и документов, указанных в пунктах 5.3, 5.5 раздела 5 настоящего Положения, подготавливает проект постановления администрации Волгограда и направляет его в администрацию Волгограда для согласования и принятия. Согласование проекта постановления администрации Волгограда осуществляется в соответствии с Регламентом администрации Волгограда.
12 апреля 2011 года К. в соответствие с п. 5.5 Положения обратилась в Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда с заявлением о подготовке проекта постановления о предоставлении ей в аренду испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства с приложение указанных документов.
Однако 25 апреля 2011 года в адрес К. Комитетом земельных ресурсов Администрации Волгограда было направлено письмо, в котором сообщалось, что подготовить проект постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным, так как согласно подпункту 3 пункта 8.4.1.1 раздела 8.4 части II Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 и вступивших в действие с 01.01.2011 г., максимально допустимая площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы составляет 1 000 кв. м.
Также указанным письмом К. разъяснена необходимость откорректировать разработанную схему расположения земельного участка до разрешенных размеров, а также вынести вопрос на комиссию по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда с целью внесения изменений в решения предыдущих комиссий в части площади земельного участка и проведения корректирующей публикации информационного сообщения в средствах массовой информации, для чего ей необходимо обратиться в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.
Суд, первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требования и возлагая на Комитет по земельным ресурсам Администрации Волгограда обязанность подготовить проект постановления о предоставлении К. испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью кв. м, исходил из того, что указанным решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, в то время как в данном случае правоотношения по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства возникли между сторонами до указанной даты.
Кроме того, суд указал, что орган местного самоуправления, обеспечивший заблаговременную публикацию информации о предстоящем предоставлении земельного участка, содержащую все существенные условия предполагаемой сделки, в том числе о площади земельного участка, фактически выразил предложение о заключении договора аренды земельного участка с любым гражданином, который примет это предложение. При этом, с заинтересованным лицом, принявшим предложение безоговорочно, должен быть заключен договор аренды земельного участка.
Между тем, такой вывод суда противоречит нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Согласно общеправового принципа, закрепленного также в ст. 54 Конституции и ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом, в силу ч. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как следует из приведенных правовых норм и установленных судом обстоятельств, отношения между К. и администрацией Волгограда по вопросу предоставления ей испрашиваемого земельного участка площадью кв. м возникли в момент подачи ею заявления о возможности предоставления такого земельного участка 18 ноября 2009 года.
При этом, обязанность Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда по подготовке проекта постановления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства возникла лишь после подачи заявителем соответствующего заявления 12 апреля 2011 года в соответствие с требованиями п. 5.5 Положения, то есть уже в период действия Правил землепользования и застройки, предусматривающих максимально допустимую площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 1000 кв. м.
Помимо этого, акт распорядительного характера, которым является указанное постановление, служащее основанием для возникновения земельного правоотношения, на момент его издания также должен соответствовать нормам предоставления земельного участка, установленным в порядке, предусмотренном ст. 33 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, поскольку на момент возникновения спорной обязанности Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда уже действовали вышеуказанные Правила землепользования и застройки, поэтому у суда отсутствовали основания для удовлетворении исковых требований о возложении на Комитет обязанности подготовить проект постановления о предоставлении заявителю земельного участка площадью, не соответствующей требованиям уже действовавших в то время правовых норм.
Кроме того, судом также не было учтено, что в силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор аренды испрашиваемого заявителем земельного участка, подлежащий заключению после издания указанного постановления, также должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В этой связи, по причине допущенного судом неправильного применения приведенных норм материального права постановленное решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, и свидетельствующие об отсутствии оснований для удовлетворения иска, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, собирание дополнительных доказательств не требуется, поэтому судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 сентября 2011 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. к Администрации Волгограда и Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда о признании незаконным отказа Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда в подготовке проекта постановления о предоставлении ей земельного участка (учетный N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства и понуждении Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда подготовить проект такого постановления - отказать.
Верно:
Судья
Волгоградского областного суда
И.А.ГАНТИМУРОВ
21 ноября 2011 года
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-14341/2011
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2011 г. по делу N 33-14341/2011
Судья: Олейникова В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Василенко С.К.,
судей Гантимурова И.А., Марчукова А.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Администрации Волгограда и Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда об оспаривании отказа в подготовке проекта постановления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства
по кассационной жалобе ответчика Администрации Волгограда
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 сентября 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования К. - удовлетворить.
Признать отказ Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в предоставлении К. земельного участка (учетный номер N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства - незаконным.
Обязать Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда подготовить проект постановления о предоставлении К. земельного участка (учетный номер N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства".
Заслушав доклад судьи Гантимурова И.А., выслушав представителя ответчика Администрации Волгограда - по доверенности Р., поддержавшую доводы жалобы, представителя истца К. - по доверенности Л., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда и Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда, в котором просила признать отказ Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в подготовке проекта постановления о предоставлении ей земельного участка (учетный N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства незаконным и обязать Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда подготовить проект постановления о предоставлении ей указанного земельного участка.
В обоснование исковых требований указала, что 12 апреля 2011 года она обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако, в своем письме от 25 апреля 2011 года Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил, что подготовить проект постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как с 01.01.2011 г. вступили в силу, утвержденные Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 "Правила землепользования и застройки", согласно подпункту 3 пункта 8.4.1.1 раздела 8.4 части II которых, максимально допустимая площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы составляет 1 000 кв. м. Полагала, что такой отказ является незаконным, поскольку процедура согласования предоставления земельного участка завершена до утверждения указанной нормы и правоотношения по предоставлению земельного участка возникли между сторонами до введения в действие Правил землепользования и застройки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик Администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указала на нарушение и неправильное применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство регулируется ст. ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации г. Волгограда от 11.06.2004 N 790 (далее - Положение).
В силу требований статей 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, применяемых во взаимосвязи с положениями статьи 29 этого Кодекса, принятие решений, касающихся предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 3 статьи 30.1. Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1). Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Согласно подпункту 3 пункта 8.4.1.1 раздела 8.4 части II Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 и вступивших в действие с 01.01.2011 г., максимально допустимая площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы составляет 1 000 кв. м.
Процедура и последовательность действий граждан для приобретения прав на земельные участки для строительства объектов в городе Волгограде определена вышеуказанным Положением.
Как следует из материалов дела, в соответствие с п. 2.1 Положения 18 ноября 2009 года К. обратилась в Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда с заявлением на имя заместителя главы Волгограда о рассмотрении вопроса о предоставлении ей земельного участка площадью кв. м для размещения индивидуального жилого дома по .
В соответствие с п. 2.2 Положения Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда утверждено положительное Градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации N 05-09-0300 от 18 ноября 2009 года.
По результатам рассмотрения заявления К. с учетом рекомендаций комиссии по градостроительству и земельным отношениям от 27.11.2009 г. администрацией Волгограда в соответствие с п. 5.1 было принято решение о возможности предоставления земельного участка и публикации сообщения о приеме иных заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, оформленное письмом в адрес заявителя за подписью заместителя главы Волгограда от 21 декабря 2009 года.
10 декабря 2009 года Администрация Волгограда опубликовала сообщение о принятом решении о возможности предоставления указанного земельного участка в газете "Городские вести" и на официальном сайте Администрации Волгограда www.volgadmin.ru/.
При этом в течение месяца с даты публикации заявлений от других лиц, претендующих на указанный земельный участок, не поступило, о чем заявитель была уведомлена письмом Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда от 08 октября 2010 года, в связи с чем предоставление заявителю испрашиваемого участка должно было осуществляться без проведения торгов.
В дальнейшем в соответствие с п. 5.2 - 5.5 Положения была разработана схема расположения земельного участка (СРЗУ), согласована со смежными землепользователями, на нее получено положительное заключение Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда N 1926 от 06 августа 2010 года, она была согласована с Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда 12 октября 2010 года. Также были получены положительные заключения Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от 25 октября 2010 года и Комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда от 22 октября 2010 года. Помимо этого, заявителем было получено положительное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным нормам от 29 марта 2011 года.
Согласно п. 5.5 положения после принятия положительного решения и утверждения СРЗУ администрацией Волгограда гражданин обеспечивает получение заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным нормам и обращается в администрацию Волгограда в лице комитета земельных ресурсов с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства согласно приложению 3 к настоящему Положению с приложением утвержденного СРЗУ и заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, копии свидетельства о постановке на налоговый учет (копии свидетельства идентификационного номера налогоплательщика), копии паспорта.
В соответствие с п. 6 Положения Комитет земельных ресурсов в течение 10 рабочих дней со дня получения от гражданина заявления, СРЗУ и прилагаемых к нему материалов и документов, указанных в пунктах 5.3, 5.5 раздела 5 настоящего Положения, подготавливает проект постановления администрации Волгограда и направляет его в администрацию Волгограда для согласования и принятия. Согласование проекта постановления администрации Волгограда осуществляется в соответствии с Регламентом администрации Волгограда.
12 апреля 2011 года К. в соответствие с п. 5.5 Положения обратилась в Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда с заявлением о подготовке проекта постановления о предоставлении ей в аренду испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства с приложение указанных документов.
Однако 25 апреля 2011 года в адрес К. Комитетом земельных ресурсов Администрации Волгограда было направлено письмо, в котором сообщалось, что подготовить проект постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным, так как согласно подпункту 3 пункта 8.4.1.1 раздела 8.4 части II Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 и вступивших в действие с 01.01.2011 г., максимально допустимая площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы составляет 1 000 кв. м.
Также указанным письмом К. разъяснена необходимость откорректировать разработанную схему расположения земельного участка до разрешенных размеров, а также вынести вопрос на комиссию по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда с целью внесения изменений в решения предыдущих комиссий в части площади земельного участка и проведения корректирующей публикации информационного сообщения в средствах массовой информации, для чего ей необходимо обратиться в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.
Суд, первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требования и возлагая на Комитет по земельным ресурсам Администрации Волгограда обязанность подготовить проект постановления о предоставлении К. испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью кв. м, исходил из того, что указанным решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, в то время как в данном случае правоотношения по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства возникли между сторонами до указанной даты.
Кроме того, суд указал, что орган местного самоуправления, обеспечивший заблаговременную публикацию информации о предстоящем предоставлении земельного участка, содержащую все существенные условия предполагаемой сделки, в том числе о площади земельного участка, фактически выразил предложение о заключении договора аренды земельного участка с любым гражданином, который примет это предложение. При этом, с заинтересованным лицом, принявшим предложение безоговорочно, должен быть заключен договор аренды земельного участка.
Между тем, такой вывод суда противоречит нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Согласно общеправового принципа, закрепленного также в ст. 54 Конституции и ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом, в силу ч. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как следует из приведенных правовых норм и установленных судом обстоятельств, отношения между К. и администрацией Волгограда по вопросу предоставления ей испрашиваемого земельного участка площадью кв. м возникли в момент подачи ею заявления о возможности предоставления такого земельного участка 18 ноября 2009 года.
При этом, обязанность Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда по подготовке проекта постановления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства возникла лишь после подачи заявителем соответствующего заявления 12 апреля 2011 года в соответствие с требованиями п. 5.5 Положения, то есть уже в период действия Правил землепользования и застройки, предусматривающих максимально допустимую площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 1000 кв. м.
Помимо этого, акт распорядительного характера, которым является указанное постановление, служащее основанием для возникновения земельного правоотношения, на момент его издания также должен соответствовать нормам предоставления земельного участка, установленным в порядке, предусмотренном ст. 33 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, поскольку на момент возникновения спорной обязанности Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда уже действовали вышеуказанные Правила землепользования и застройки, поэтому у суда отсутствовали основания для удовлетворении исковых требований о возложении на Комитет обязанности подготовить проект постановления о предоставлении заявителю земельного участка площадью, не соответствующей требованиям уже действовавших в то время правовых норм.
Кроме того, судом также не было учтено, что в силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор аренды испрашиваемого заявителем земельного участка, подлежащий заключению после издания указанного постановления, также должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В этой связи, по причине допущенного судом неправильного применения приведенных норм материального права постановленное решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, и свидетельствующие об отсутствии оснований для удовлетворения иска, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, собирание дополнительных доказательств не требуется, поэтому судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 сентября 2011 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. к Администрации Волгограда и Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда о признании незаконным отказа Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда в подготовке проекта постановления о предоставлении ей земельного участка (учетный N) площадью кв. м по для индивидуального жилищного строительства и понуждении Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда подготовить проект такого постановления - отказать.
Верно:
Судья
Волгоградского областного суда
И.А.ГАНТИМУРОВ
21 ноября 2011 года
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)