Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-20005/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2012 г. по делу N 33-20005/2012


Судья - Смирнов Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей Рыбиной А.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Р., представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар по доверенности О., представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности С. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решения и бездействия органов государственной власти.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что он заключил с ГУП КК "Краснодарский земельный центр" договор на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью последующего приобретения бесплатно в собственность земельного участка, свободного от строений и зеленых насаждений, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <...>, Калининский сельский округ, северо-восточнее, формируемого в кадастровых кварталах: <...>, из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В мае 2012 г. в ООО "Изыскатель" по заказу заявителя подготовлена топографическая съемка на указанный земельный участок, в которой специалистами департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар отмечено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, сведения о красных линиях (существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) границах территорий общего пользования, границах земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения) в пределах земельного участка отсутствуют. Один экземпляр топографической съемки передан заявителем в земельный центр в качестве приложения к готовящейся схеме. В процессе подготовки схемы специалисты земельного центра уведомили заявителя о том, что, по мнению ДАиГ, для ее согласования заявителю необходимо обратиться с просьбой о предоставлении указанного земельного участка в орган местного самоуправления.
<...> заявитель обратился в ДМС с письменным заявлением, содержащим просьбу предоставить бесплатно в собственность формируемый земельный участок площадью 118 807 кв. м. Также в обращении обозначено, что крестьянское (фермерское хозяйство) будет состоять из единственного члена в его лице, с видом деятельности хозяйства - семеноводство. Копия указанного обращения передана заявителем в земельный центр для приобщения в качестве приложения к схеме расположения земельного участка, после чего из земельного центра указанная схема направлена в ДАиГ на согласование.
<...> из ДМС заявителем получено письмо ...26 на его обращение, которое устанавливает, что утверждение схемы размещения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории относится к компетенции ДАи утверждения схемы границ земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет ДМС рассмотрит возможность предоставления испрашиваемого земельного участка.
<...> из ДАиГ в Земельный центр поступило письмо <...> о невозможности согласования схемы расположения границ земельного участка со ссылкой на то, что по данным информационной базы ИСОГД формируемый земельный участок накладывается на границы земельного участка для размещения водозабора, на который ранее зарегистрирован градостроительный регламент ДАиГ и протокол заседания комиссии по земельным отношениям <...> от <...>.
П. посчитал указанные бездействия органов государственной власти незаконными и обратился в суд.
Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2012 года суд признал незаконным решение от <...>, принятое департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в форме непринятия решения о предоставлении бесплатно в собственность П. земельного участка площадью 118 807 кв. м, расположенного по адресу: <...>, Калининский сельский округ, северо-восточнее <...>, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровых кварталах: <...>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Обязал администрацию муниципального образования <...> принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод 1 и устранить препятствия к их осуществлению путем утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельного участка площадью 118807 кв. м, расположенного по адресу: <...>, Калининский сельский округ, северо-восточнее <...>, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровых кварталах: <...>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Также суд обязал филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 118807 кв. м, расположенный по адресу: <...>, Калининский сельский округ, северо-восточнее <...>, формируемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровых кварталах: <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и обязал администрацию муниципального образования в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении указанного земельного участка бесплатно в собственность П.
С указанным решением суда не согласились представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Р., представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар по доверенности О., представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности С. и подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда, отказав в удовлетворении требований П.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В силу требований ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Из материалов дела следует, что решением городской Думы Краснодара от 26.02.2009 г. N 53 п. 10 "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 27.12.2007 г. N 35 п. 9 "Об установлении границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар" признано утратившим силу приложение N 24 к решению городской Думы Краснодара от 27.12.2007 г. N 35 п. 9 "Об установлении границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар", описывающее границы поселка Российского; постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19.12.2006 г. N 2738-П "Об установлении границ города Краснодар Краснодарского края" установлены границы города Краснодар Краснодарского края, согласно карте-схеме и описанию. Формируемый земельный участок расположен за пределами границ города Краснодар.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии с п. 3.1 Постановления главы администрации Краснодарского края N 220 от 26.03.2007 г. "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства" департамент либо орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на основании заявлений заинтересованных лиц без проведения торгов в порядке, предусмотренном настоящим разделом, также в случае если земельный участок предоставляется гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления или путем нанесения на кадастровый план или кадастровую карту грифа утверждения, состоящего из слова "утверждаю", инициалов, фамилии, должности уполномоченного лица, даты утверждения, который заверяется печатью уполномоченного органа местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок в силу закона должен относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, а выбранный вид его планируемого разрешенного использования (для создания крестьянского (фермерского) хозяйства) не противоречит его целевому назначению, поскольку границы поселка Российского, где находится испрашиваемый земельный участок, расположен за пределами границ города Краснодар.
Доводы апелляционной жалобы представителя департамента архитектуры и градостроительства о том, что формируемый земельный участок находится в пределах границ населенного пункта, а также, что заявитель получит земельный участок большой площади для дальнейшей застройки, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих указанные доводы, суду не представлено.
Иные доводы апелляционных жалоб также не могут быть признаны состоятельными и опровергаются материалами дела, им была дана соответствующая правовая оценка судом первой инстанции, и при рассмотрении в суде апелляционной инстанции они не нашли своего подтверждения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2012 года, поскольку суд первой инстанции действовал в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Р., представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар по доверенности О., представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)