Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3359

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу N 33-3359


Судья Кудряшов К.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Назаренко Т.Н., Руденко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 сентября 2011 года, принятое по делу по заявлению Г.О.С. об оспаривании отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении земельного участка и возложению обязанностей по его предоставлению.
Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., принимая во внимание объяснение представителей Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации Смоленской области Г.О.В., А. представителя Г.О.С. - Р., Судебная коллегия,

установила:

Обжалуемым решением признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 16 марта 2011 года в предоставлении Г.О.С. земельного участка с предварительным согласованием под размещение торгово-гостиничного комплекса по адресу: "1" предполагаемой площадью 4000 кв. м.
Суд возложил на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязанность предоставить Г.О.С. земельный участок по адресу: "1" предполагаемой площадью 4000 кв. м под размещение торгово-гостиничного комплекса.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрация г. Смоленска просят отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу п. 1, п. 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что в случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящем Кодексом, т.е. без предварительного согласования с возможностью проведения торгов.
Из материалов дела усматривается, что 28 февраля 2011 г. Г.О.С. обратился с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в котором поставил вопрос о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием под размещение торгово-гостиничного комплекса по адресу: "1" предполагаемой площадью 4 000 кв. м
Письмом от 16 марта 2011 г. N 4922/08 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый участок земли расположен в границах земельного участка, в отношении которого Департаментом принято решение о формировании с целью предоставления с аукциона для строительства многоуровневой подземной стоянки (л.д. 7).
Из объяснений участников процесса и письменных доказательств также следует, что ранее, на основании постановления Главы города Смоленска от 22 декабря 2006 г. N 4164 "Об утверждении проектов границ земельных участков и о предоставлении их в постоянное бессрочное пользование" был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок под номером <...>, площадью 2968 кв. м, расположенный на пересечении ул. Н. и пр. А. в г. Смоленске и относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под сквером" (л.д. 45).
06 апреля 2010 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области издан приказ N 697 "О формировании земельных участков для предоставления с аукциона", согласно которому принято решение о формировании земельного участка, расположенного в г. Смоленске по пр. А. для строительства многоуровневой подземной парковки (л.д. 48).
В соответствии с постановлением Администрации г. Смоленска от 28 февраля 2011 г. N 339-адм, пункт 1.1 Постановления Главы города Смоленска от 22 декабря 2006 г. N 4164 "Об утверждении проектов границ земельных участков и о предоставлении их в постоянное бессрочное пользование" признан утратившим силу (л.д. 51).
16 марта 2011 г. земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 2968 кв. м, расположенный на пересечении ул. Н. и пр. А. в г. Смоленске и относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под сквером" снят с кадастрового учета (л.д. 67).
Сведения о земельном участке N <...>, площадью 2458 кв. м, расположенном по адресу: "2" (категория земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для строительства многоуровневой подземной стоянки"), а также о земельных участках N <...> и N <...>, площадью по 100 кв. м (категория земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для строительства входа-выхода подземного перехода") были внесены в государственный кадастр в отношении первого из них 16 марта 2011 г., в отношении последних - 28 и 29 марта 2011 г. соответственно (л.д. 53 - 58).
12 апреля 2011 г. Департаментом земельных и имущественных отношений Смоленской области издан приказ N 918, которым определено провести 04 июля 2011 г. аукцион в отношении указанных земельных участков, соответствующее объявление размещено в печатном издании "Смоленска газета" (л.д. 23 - 26, 30).
Рассматривая дело, суд правильно исходил из того, что возможность проведения торгов в порядке определенном пп. 3 - 4 п. 4, п. 6 ст. 30 ЗК РФ в отношении испрашиваемого участка для строительства допустимо лишь при условии его изначального формирования как объекта земельных отношений поставленного на кадастровый учет именно для этих целей.
Поскольку же на момент подачи Г.О.С. заявления 28 февраля 2011 года такого объекта земельных отношений не существовало, то Департамент имущественных и земельных отношений безосновательно и неправомерно не принял мер, направленных на проведение процедуры представления заявителю земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом, суд верно указал на то обстоятельство, что согласно положений п. 4 ст. 28, п. п. 1.1, 3, 5 ст. 30, ст. 31 - 32 ЗК РФ следует, что отказ уполномоченного органа в предоставлении заявителю земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта возможен только в случаях установленных федеральным законом или нормативным актом органа власти субъекта РФ, который в Смоленской области не принят.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах, надлежаще оцененных доказательствах, при правильном применении норм материального права.
Доводы кассационных жалоб Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска о том, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с процедуры выбора земельного участка, которую осуществляет орган местного самоуправления по правилам установленным ст. 31 ЗК РФ, поэтому, по мнению заявителей, предоставление земельного участка, минуя процедуру выбора, невозможно, так как орган местного самоуправления, получивший заявление о выборе земельного участка под строительство конкретного объекта обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования, обеспечить публичность строительства, не могут быть приняты во внимание.
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что выбор земельного участка является одним из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, условия для реализации которого, должен обеспечить уполномоченный орган - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области при обращении Г.О.С. с соответствующим заявлением.
Ни законодательство Смоленской области в сфере земельных отношений, ни ЗК РФ не предусматривают самостоятельного обращения заинтересованного лица с отдельным заявлением о проведении процедуры выбора к неуполномоченному органу по распоряжению земельными участками в г. Смоленске (Администрация г. Смоленска).
Кроме того, Администрация г. Смоленска была привлечена к участию в деле и не представила суду доказательств того, что осуществление выбора земельного участка для строительства не возможно, что имеются какие-либо ограничения и запреты на ведение строительной деятельности.
Также суд правильно указал и на то, что названые доводы не были положены в основу оспариваемого заявителем отказа от 16 марта 2011 года, что исключало для него как таковую возможность корректировки представленного проекта, поэтому установив незаконность отказа в удовлетворении заявления Г.О.С., суд правильно обязал уполномоченный орган устранить допущенное нарушение.
По вопросу доводов жалобы Департамента имущественных и земельных отношений о том, что принятым решением затронуты права ООО "М1-Строй", судебная коллегия отмечает, что они не могут быть приняты во внимание.
Как видно из судебных документов, настоящее дело было рассмотрено в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (Глава 25 ГПК РФ), в котором оспаривалось решение органа государственной власти в отношение конкретного лица - Г.О.С., и принятием которого, по его мнению, нарушены его права.
Отсутствие у ООО "М1-Строй" субъективного права на получение участка земли установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11 августа 2010 года, которым ООО "М1-Строй" отказано в удовлетворении требования об оспаривании отказа Департамента в предоставлении земельного участка напротив дома N ... по пр. А. в г. Смоленске с предварительным согласованием места размещения многоуровневой подземной парковки.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не противоречит нормам материального либо процессуального права, а поэтому не может быть отменено по доводам жалоб.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрации г. Смоленска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)