Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Машевец С.Ю.
судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Малахай Г.А.
судей Сагитовой Е.И., Гончаровой С.Ю.
по докладу Малахай Г.А.
при секретаре М.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе 1 на решение Адлерского районного суда <...> от <...>,
установила:
Администрация обратилась в суд с исковым заявлением к 1 о признании обременения отсутствующим.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда <...> от <...> исковые требования администрации к 1 о признании обременения отсутствующим удовлетворены.
В апелляционной жалобе 1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя 1 по доверенности 7, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора от <...> 1 предоставлен земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...> очередь, <...>.
Срок действия договора от <...> о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды с <...> по <...>. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю <...>.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации <...> и Совета Министров Российской Федерации <...> от <...> "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от <...> "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от <...>-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <...> "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей". Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов <...> и <...> признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природные территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от <...>.
Таким образом, администрация не имела права на предоставление земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка от <...> противоречил нормам действовавшего на момент его совершения законодательства и нарушал права и законные интересы Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственностью. В связи, с чем администрация муниципального образования <...> в рассматриваемый период не могла быть арендодателем указанного земельного участка.
Из материалов дела следует, что в адрес 1 отправлялись возражения об использовании земельного участка после окончания срока действия договора аренды.
Закон наделяет исключительным правом на заключение договора аренды земли только собственника объектов недвижимости (ст. 22 ЗК РФ), следовательно, такой договор является недействительной сделкой ввиду ничтожности, то есть противоречит закону.
В силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, и не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от <...> N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" полномочиями по распоряжению земельным участком обладает администрация <...>.
Пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ <...>, Пленума ВАС РФ <...> от <...> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Постановлением администрации <...> от <...> земельный участок, площадью 600 кв. м, расположенный относительно ориентира - участок <...> по адресу: <...>, вторая очередь разделен на два земельных участка, одни из которых площадью 235 кв. м, предоставлен ГК "Олимпстрой" в аренду сроком на 49 лет для размещения третьего этапа "Строительство железнодорожной станции "Олимпийский парк" олимпийского объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)".
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <...>, Пленума ВАС РФ <...> от <...> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, нарушение права истца заключается в том, что его право собственности на земельный участок обременено записью в ЕГРП, совершенной в отсутствие законных оснований (на основании ничтожной сделки), что ограничивает оборот указанного участка, а также препятствует заключению договора аренды в целях получения прибыли в бюджет муниципального образования. Невозможность защиты права путем признания права собственности - заключается в том, что право собственности истца уже признано государством путем внесения записи о регистрации права собственности в ЕГРП, выдано свидетельство о регистрации права. Исходя из изложенного, единственным возможным способом защиты права для органа местного самоуправления является признание обременения отсутствующим.
При изложенных обстоятельствах, представляется законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований администрации <...> к 1 о признании обременения отсутствующим.
Доводы апелляционной жалобы 1 о том, что администрацией не представлено доказательств обоснованности и правомерности заявленных требований, а земельный участок осваивается ею в соответствии с целевым назначением, не могут быть приняты во внимание, поскольку установлено, что администрация не имела права на предоставление земельного участка в аренду ответчику. Договор аренды от <...> противоречит нормам действовавшего на момент его совершения законодательства, нарушает права и законные интересы Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственностью.
Вместе с тем вины 1 в создавшейся ситуации не имеется, поэтому судебная коллегия разъясняет ей право на обращение с иском о предоставлении другого аналогичного участка и взыскании средств, затраченных на освоение изъятого участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Адлерского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу 1 без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-18837/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. по делу N 33-18837/2012
Судья - Машевец С.Ю.
судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Малахай Г.А.
судей Сагитовой Е.И., Гончаровой С.Ю.
по докладу Малахай Г.А.
при секретаре М.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе 1 на решение Адлерского районного суда <...> от <...>,
установила:
Администрация обратилась в суд с исковым заявлением к 1 о признании обременения отсутствующим.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда <...> от <...> исковые требования администрации к 1 о признании обременения отсутствующим удовлетворены.
В апелляционной жалобе 1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя 1 по доверенности 7, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора от <...> 1 предоставлен земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...> очередь, <...>.
Срок действия договора от <...> о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды с <...> по <...>. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю <...>.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации <...> и Совета Министров Российской Федерации <...> от <...> "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от <...> "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от <...>-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <...> "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей". Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов <...> и <...> признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природные территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от <...>.
Таким образом, администрация не имела права на предоставление земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка от <...> противоречил нормам действовавшего на момент его совершения законодательства и нарушал права и законные интересы Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственностью. В связи, с чем администрация муниципального образования <...> в рассматриваемый период не могла быть арендодателем указанного земельного участка.
Из материалов дела следует, что в адрес 1 отправлялись возражения об использовании земельного участка после окончания срока действия договора аренды.
Закон наделяет исключительным правом на заключение договора аренды земли только собственника объектов недвижимости (ст. 22 ЗК РФ), следовательно, такой договор является недействительной сделкой ввиду ничтожности, то есть противоречит закону.
В силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, и не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от <...> N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" полномочиями по распоряжению земельным участком обладает администрация <...>.
Пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ <...>, Пленума ВАС РФ <...> от <...> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Постановлением администрации <...> от <...> земельный участок, площадью 600 кв. м, расположенный относительно ориентира - участок <...> по адресу: <...>, вторая очередь разделен на два земельных участка, одни из которых площадью 235 кв. м, предоставлен ГК "Олимпстрой" в аренду сроком на 49 лет для размещения третьего этапа "Строительство железнодорожной станции "Олимпийский парк" олимпийского объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)".
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <...>, Пленума ВАС РФ <...> от <...> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, нарушение права истца заключается в том, что его право собственности на земельный участок обременено записью в ЕГРП, совершенной в отсутствие законных оснований (на основании ничтожной сделки), что ограничивает оборот указанного участка, а также препятствует заключению договора аренды в целях получения прибыли в бюджет муниципального образования. Невозможность защиты права путем признания права собственности - заключается в том, что право собственности истца уже признано государством путем внесения записи о регистрации права собственности в ЕГРП, выдано свидетельство о регистрации права. Исходя из изложенного, единственным возможным способом защиты права для органа местного самоуправления является признание обременения отсутствующим.
При изложенных обстоятельствах, представляется законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований администрации <...> к 1 о признании обременения отсутствующим.
Доводы апелляционной жалобы 1 о том, что администрацией не представлено доказательств обоснованности и правомерности заявленных требований, а земельный участок осваивается ею в соответствии с целевым назначением, не могут быть приняты во внимание, поскольку установлено, что администрация не имела права на предоставление земельного участка в аренду ответчику. Договор аренды от <...> противоречит нормам действовавшего на момент его совершения законодательства, нарушает права и законные интересы Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственностью.
Вместе с тем вины 1 в создавшейся ситуации не имеется, поэтому судебная коллегия разъясняет ей право на обращение с иском о предоставлении другого аналогичного участка и взыскании средств, затраченных на освоение изъятого участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Адлерского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу 1 без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)