Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 10.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12851/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2011 г. по делу N 33-12851/2011


Судья И.И. Садыков

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Р. Шайдуллина и Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре судебного заседания Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Шайдуллина гражданское дело по кассационной жалобе К. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 сентября 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований К. к Г.Л.Т., МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР", Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными:
- экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ составленного Филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Татарстан" в Зеленодольском районе и г. Зеленодольск в отношении земельного участка по адресу:, передаваемого в аренду;
- санитарно- эпидемиологического заключения по отводу вышеуказанного земельного участка под строительство N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республики Татарстан в Зеленодольском районе и г. Зеленодольск;
- акта выбора земельного участка для размещения автостоянки от 5 апреля 2010 года, согласованного комиссией в составе: руководителей Исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", заместителя начальника Зеленодольского отдела Росреестра по Республики Татарстан, Главного архитектора, Главного государственного санитарного врача, Главного ветеринарного врача, начальников ЦТУ Минэкологии Республики Татарстан, ЭПУ "Зеленодольскгаз", Зеленодольского РУЭС и ЗРЭС, Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан;
- заключения Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка по адресу: *, передаваемого в аренду;
- постановления руководителя Исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации "О предоставлении земельного участка гражданину Российской Федерации Г.Л.Т. в аренду под автостоянку";
- договора аренды земельного участка N от 12 июля 2011 года, заключенного между Исполкомом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в лице МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" и Г.Л.Т. на предмет аренды вышеуказанного земельного участка; об обязании освободить земельный участок по адресу:, путем сноса автостоянки и проведении рекультивации нарушенных земель отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Г.Л.Т. - Г.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с иском к Г.Л.Т., МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ" (далее - Учреждение) и Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ (далее - Исполком) о признании незаконными заключений, акта выбора земельного участка, постановлений, обязании освободить земельный участок и сносе автостоянки. В обоснование заявленных требований указала, что она проживает по адресу: В ноябре 2009 года Г.Л.Г. самовольно занят пустующий земельный участок, находящийся вблизи ее дома, где Г.Л.Г. организована автостоянка на 50 автомашин. Для строительства автостоянки были незаконно вырублены деревья. В итоге каждый день истице приходиться испытывать неудобства из-за высокой концентрации выхлопных газов в воздухе, которыми приходится дышать, а также повышенного уровня шума, пыли и грязи от автомобилей. Поскольку Г.Л.Г. стала оборудовать указанный земельный участок под автостоянку с 2009 года, согласование отведения его под автостоянку со службами города и района ею получены в 2010 году, а в договор на передачу этого участка в аренду оформлен с Исполкомом только в 2011 году, то есть была нарушена установленная законом процедура отвода земельного участка и оформления прав на него.
В ходе судебного разбирательства К. и ее представитель - Р. заявленные требования поддержали.
Представитель Г.Л.Т. - Г.И. иск не признал.
Представитель И. Б. иск также не признала.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе К. просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что решение суда незаконное, поскольку все разрешительные и правоустанавливающие документы, которые получены Г.Л.Т. должны признаны недействительными, как выданные с нарушением делопроизводства и действующего законодательства, что полностью подтверждается материалами дела. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды" должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - РФ) в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
- Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2009 года Г.Л.Т. обратилась в Исполком с заявлением о предоставлении ей земельного участка под автостоянку в районе 5 апреля 2010 года комиссией согласован выбор Г.Л.Т. вышеуказанного земельного участка на 25 автомобилей.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическим заключением по отводу земельного участка под строительство N * от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по вышеуказанному адресу соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно которым нормативный разрыв от открытых автостоянок вместимостью от 11 до 50 машиномест до жилых зданий составляет 15 м, а также соответствует требованиям СП 2.6.1.1292-03 Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения. Кроме того, радиоактивный фон указанного земельного участка не превышен и соответствует СП 2.6.1.1292-03.
Согласно экспертному заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы, земельный участок по адресу: для размещения автостоянки на 25 машиномест соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СП 2.6.1.1292-03.
25 октября 2010 года данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер N *.
17 декабря 2010 года на имя руководителя МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ" от Г.Л.Т. поступило заявление о предоставлении ей земельного участка в аренду под автостоянку.
20 мая 2011 года вынесено Постановление N * о предоставлении Г.Л.Т. в аренду сроком на 5 лет земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 874 кв. м с кадастровым номером N *, расположенного по адресу: с видом разрешенного использования - под автостоянку; заключении договора аренды участка; регистрации данного договора аренды; внесении изменений в документы государственного кадастра; Г.Л.Т. рекомендовано регулярно проводить работы по облагораживанию прилегающей территории в соответствии с требованиями действующего законодательства.
12 июля 2011 года между Исполкомом и Г.Л.Т. заключен договор аренды земельного участка N * сроком на 5 лет.
При этом материалами дела подтверждается, что действия Г.Л.Т., а также органов и служб Зеленодольского района и города Зеленодольска, направленные на проведение предварительной и заблаговременной подготовки предусмотренной законом документации на земельный участок, отводимый под автостоянку, выбора земельного участка, постановку его на государственный кадастровый учет, для оформления прав на земельный участок по адресу: отводимый под автостоянку, соответствуют действующему законодательству.
Данное обстоятельство районный суд проверил и дал этому должную оценку.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований К., поскольку основания предоставления вышеуказанного земельного участка под автостоянку Г.Л.Т. в аренду предусмотрены действующим законодательством. Процедура согласования земельного участка и оформление прав на него проведены надлежащим образом.
Поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает, так как ее доводы направлены на переоценку, имеющихся в деле, доказательств.
Более того, все доводы жалоб были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли надлежащую оценку в решении суда.
При таких данных Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, и по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение.
Руководствуясь статьями 360 - 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)