Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.Е. Екония,
судей Ю.П. Тамарова, Т.А. Елиной
при секретаре судебного заседания П.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 января 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе П.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции закона действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к П.С. о прекращении права собственности на 59/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и 59/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене <...>, понуждении П.С. заключить договор о возмещении выкупной цены, после заключения которого и получения денежных средств обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности, понуждении П.С. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учета всех зарегистрированных в изымаемом жилом доме граждан, а также освободить жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств, оплатив все представленные ранее коммунальные услуги.
В обоснование требований истец указал, что принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...>) "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>) г. Саранска" об изъятии земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 2 763 кв. м, расположенного по адресу: <...> целях размещения вышеуказанной автомобильной дороги. Кроме того принято постановление Главы администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...> <...>) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>), согласно которому подлежит изъятию жилой дом, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 122,0 кв. м для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства автодороги по <...>.
Указанные земельный участок и жилой дом принадлежат на праве общей долевой собственности В.Н.Н. 41/100 доля в праве и П.С. 59/100 доли в праве.
П.С. направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд. Данное уведомление он получил <...>.
21 июня 2011 года истец уточнил исковые требования и просил суд прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом по выкупной цене равной <...>.
Обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков).
Обязать П.С. после заключения указанного договора и получения денежных средств в обозначенных размерах обратиться в Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по РМ в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенные выше изымаемое для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимое имущество.
Прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом по выкупной цене равной <...>.
Остальные требования истец оставил без изменения.
28 июля 2011 года истец уточнил исковые требования и просил суд после оплаты выкупной цены в размере <...> прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по указанной выше выкупной цене. Остальные требования истец оставил без изменения.
28 октября 2011 года истец вновь уточнил исковые требования, по которым просит после оплаты выкупной цены в размере <...> прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по указанной выше выкупной цене. Остальные требования истец оставил без изменения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2011 года исковые требования Администрации городского округа Саранск удовлетворены частично.
Судом вынесено решение, согласно которому после уплаты П.С. выкупной цены в размере <...> прекратить право собственности П.С. на 59/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 2 763 кв. м с кадастровым номером <...> и на жилой дом общей площадью 122 кв. м, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск.
Обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
Исковые требования Администрации городского округа Саранск к П.С. о понуждении его после заключения указанного договора и получения денежных средств в обозначенных размерах обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по РМ в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенное вышеизымаемое для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимое имущество, понуждении П.С. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учета всех зарегистрированных лиц в изымаемом для муниципальных нужд городского округа Саранск жилом доме, расположенном по адресу: <...>, а также освободить жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств, оплатив все предоставленные ранее коммунальные услуги оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе П.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Считает, что сумма изымаемого для муниципальных нужд принадлежащего ему имущества является заниженной, поскольку эксперты оценили дом полностью без учета технического состояния помещений жилого дома принадлежащих ему и В.Н.Н., поскольку принадлежащая ему часть дома жилая и благоустроенная, а выкупленная часть дома принадлежащая ранее В.Н.Н., находилась в разрушенном состоянии.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В силу статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Такие же полномочия установлены в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым, к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка должен быть письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении, об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате, осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 2 763 кв. м, и жилой дом общей площадью 122 кв. м, расположенные по адресу: <...>, принадлежат на праве общей долевой собственности П.С. 59/100 доли и В.Н.Н. в размере 41/100 доли.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...> <...>) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>) <...>, опубликованным в газете "Вечерний Саранск" от <...>, вышеуказанный земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги.
Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...>) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>) <...>, вышеуказанный жилой дом подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом общей площадью 122 кв. м, расположенный по адресу: <...> на земельный участок площадью 2 763 кв. м по этому же адресу.
П.С. направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд. Данное уведомление он получил <...>.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства <...> по со стоянию на <...> рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного домовладения (жилого дома с хозяйственными постройками и насаждениями, расположенными на земельном участке по адресу: <...> составила <...>, в том числе жилой дом и постройки <...>, земельный участок <...>.
Ответчик не согласился с размером выкупной цены, полагая, что указанная сумма необоснованно занижена и представил отчет <...> ИП "М.В.В." об определении рыночной стоимости объектов индивидуального жилищного строительства и земельного участка по вышеуказанному адресу, согласно которому рыночная стоимость земельного участка и жилого дома составляет <...>. При этом в данном отчете указано, что сумма денежного выражения ценности объектов и их рыночная стоимость носит рекомендательный характер.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 21 июня 2011 года назначена судебная товароведческая экспертиза в Государственном учреждении - Общество с ограниченной ответственностью "Р.о.с." для определения рыночной стоимости земельного участка и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово-огородные насаждения), расположенные по адресу: <...>.
Согласно заключению эксперта <...> по состоянию на <...> рыночная стоимость объектов оценки составила: жилого дома <...>, земельного участка <...>, многолетних насаждений <...>.
Ответчик, не согласившись с заключением эксперта, заявил ходатайство о назначении повторной экспертизы, просив при этом суд назначить ее проведение, в том числе в ООО "Н-и лсэ" <...>.
Определением Ленинского районного суда <...> от <...> назначена повторная судебная комплексная строительно-техническая и товароведческая экспертиза, проведение которой поручено ООО "Н-и лсэ" <...>, для определения рыночной стоимости земельного участка и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово-огородные насаждения), расположенных по адресу: <...>.
Согласно заключению экспертов по состоянию на <...> рыночная стоимость объектов оценки составила <...>.
Ответчик, получив данное заключение, заявил ходатайство, о назначении повторной экспертизы обосновывая это тем, что эксперты оценили жилой дом, по его мнению, без учета технического состояния помещений принадлежащих ему и принадлежащих ранее В.Н.Н., которые находятся в разрушенном состоянии, не проведя при оценке жилого дома сравнительного подхода.
Суд, ходатайство о назначении повторной экспертизы отклонил, при этом сославшись на то, что в вышеуказанном экспертном заключении дана полная характеристика объекта оценки, приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом месторасположения, физических и объемно-планировочных характеристик.
При вынесении решения суда выкупная цена принадлежащего П.С. изымаемого имущества исчислялась на основании заключения экспертов ООО "Н-и лсэ" <...>.
Выкупная цена 59/100 доли в общей долевой собственности принадлежащей П.С. составила <...>.
Судебная коллегия, учитывая установленные по делу обстоятельства, считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что порядок прекращения права собственности ответчика на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа, Администрацией городского округа Саранск соблюден.
Суд обоснованно отклонил представленный ответчиком отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, как не отвечающий требованиям закона и при этом как указано в отчете носящий рекомендательный характер.
При этом принятое судом за основу заключение экспертов ООО "Н-и лсэ" <...> об определение рыночной стоимости жилого дома и земельного участка соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что сумма изымаемого для муниципальных нужд принадлежащего имущества является заниженной, экспертиза, которая взята судом за основу при вынесении решения проведена без учета технического состояния помещений и сравнительного подхода отклоняется, так как всем доказательствам по делу, в том числе заключению экспертов, суд в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку в судебном постановлении.
Таким образом, суд, правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, оценил представленные сторонами доказательства и применил к спорным правоотношениям регулирующие нормы материального права, при этом постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции закона действующего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 17.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-56/12
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2012 г. по делу N 33-56/12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.Е. Екония,
судей Ю.П. Тамарова, Т.А. Елиной
при секретаре судебного заседания П.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 января 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе П.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции закона действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к П.С. о прекращении права собственности на 59/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и 59/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене <...>, понуждении П.С. заключить договор о возмещении выкупной цены, после заключения которого и получения денежных средств обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности, понуждении П.С. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учета всех зарегистрированных в изымаемом жилом доме граждан, а также освободить жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств, оплатив все представленные ранее коммунальные услуги.
В обоснование требований истец указал, что принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...>) "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>) г. Саранска" об изъятии земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 2 763 кв. м, расположенного по адресу: <...> целях размещения вышеуказанной автомобильной дороги. Кроме того принято постановление Главы администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...> <...>) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>), согласно которому подлежит изъятию жилой дом, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 122,0 кв. м для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства автодороги по <...>.
Указанные земельный участок и жилой дом принадлежат на праве общей долевой собственности В.Н.Н. 41/100 доля в праве и П.С. 59/100 доли в праве.
П.С. направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд. Данное уведомление он получил <...>.
21 июня 2011 года истец уточнил исковые требования и просил суд прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом по выкупной цене равной <...>.
Обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков).
Обязать П.С. после заключения указанного договора и получения денежных средств в обозначенных размерах обратиться в Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по РМ в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенные выше изымаемое для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимое имущество.
Прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом по выкупной цене равной <...>.
Остальные требования истец оставил без изменения.
28 июля 2011 года истец уточнил исковые требования и просил суд после оплаты выкупной цены в размере <...> прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по указанной выше выкупной цене. Остальные требования истец оставил без изменения.
28 октября 2011 года истец вновь уточнил исковые требования, по которым просит после оплаты выкупной цены в размере <...> прекратить право собственности П.С. в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и жилой дом, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по указанной выше выкупной цене. Остальные требования истец оставил без изменения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2011 года исковые требования Администрации городского округа Саранск удовлетворены частично.
Судом вынесено решение, согласно которому после уплаты П.С. выкупной цены в размере <...> прекратить право собственности П.С. на 59/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 2 763 кв. м с кадастровым номером <...> и на жилой дом общей площадью 122 кв. м, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск.
Обязать П.С. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
Исковые требования Администрации городского округа Саранск к П.С. о понуждении его после заключения указанного договора и получения денежных средств в обозначенных размерах обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по РМ в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенное вышеизымаемое для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимое имущество, понуждении П.С. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учета всех зарегистрированных лиц в изымаемом для муниципальных нужд городского округа Саранск жилом доме, расположенном по адресу: <...>, а также освободить жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств, оплатив все предоставленные ранее коммунальные услуги оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе П.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Считает, что сумма изымаемого для муниципальных нужд принадлежащего ему имущества является заниженной, поскольку эксперты оценили дом полностью без учета технического состояния помещений жилого дома принадлежащих ему и В.Н.Н., поскольку принадлежащая ему часть дома жилая и благоустроенная, а выкупленная часть дома принадлежащая ранее В.Н.Н., находилась в разрушенном состоянии.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В силу статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Такие же полномочия установлены в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым, к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка должен быть письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении, об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате, осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 2 763 кв. м, и жилой дом общей площадью 122 кв. м, расположенные по адресу: <...>, принадлежат на праве общей долевой собственности П.С. 59/100 доли и В.Н.Н. в размере 41/100 доли.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...> <...>) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>) <...>, опубликованным в газете "Вечерний Саранск" от <...>, вышеуказанный земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги.
Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от (с изменениями от <...>) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта: Реконструкция автодороги по <...> с устройством кольцевой развязки (1 очередь от <...>) <...>, вышеуказанный жилой дом подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом общей площадью 122 кв. м, расположенный по адресу: <...> на земельный участок площадью 2 763 кв. м по этому же адресу.
П.С. направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд. Данное уведомление он получил <...>.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства <...> по со стоянию на <...> рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного домовладения (жилого дома с хозяйственными постройками и насаждениями, расположенными на земельном участке по адресу: <...> составила <...>, в том числе жилой дом и постройки <...>, земельный участок <...>.
Ответчик не согласился с размером выкупной цены, полагая, что указанная сумма необоснованно занижена и представил отчет <...> ИП "М.В.В." об определении рыночной стоимости объектов индивидуального жилищного строительства и земельного участка по вышеуказанному адресу, согласно которому рыночная стоимость земельного участка и жилого дома составляет <...>. При этом в данном отчете указано, что сумма денежного выражения ценности объектов и их рыночная стоимость носит рекомендательный характер.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 21 июня 2011 года назначена судебная товароведческая экспертиза в Государственном учреждении - Общество с ограниченной ответственностью "Р.о.с." для определения рыночной стоимости земельного участка и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово-огородные насаждения), расположенные по адресу: <...>.
Согласно заключению эксперта <...> по состоянию на <...> рыночная стоимость объектов оценки составила: жилого дома <...>, земельного участка <...>, многолетних насаждений <...>.
Ответчик, не согласившись с заключением эксперта, заявил ходатайство о назначении повторной экспертизы, просив при этом суд назначить ее проведение, в том числе в ООО "Н-и лсэ" <...>.
Определением Ленинского районного суда <...> от <...> назначена повторная судебная комплексная строительно-техническая и товароведческая экспертиза, проведение которой поручено ООО "Н-и лсэ" <...>, для определения рыночной стоимости земельного участка и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово-огородные насаждения), расположенных по адресу: <...>.
Согласно заключению экспертов по состоянию на <...> рыночная стоимость объектов оценки составила <...>.
Ответчик, получив данное заключение, заявил ходатайство, о назначении повторной экспертизы обосновывая это тем, что эксперты оценили жилой дом, по его мнению, без учета технического состояния помещений принадлежащих ему и принадлежащих ранее В.Н.Н., которые находятся в разрушенном состоянии, не проведя при оценке жилого дома сравнительного подхода.
Суд, ходатайство о назначении повторной экспертизы отклонил, при этом сославшись на то, что в вышеуказанном экспертном заключении дана полная характеристика объекта оценки, приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом месторасположения, физических и объемно-планировочных характеристик.
При вынесении решения суда выкупная цена принадлежащего П.С. изымаемого имущества исчислялась на основании заключения экспертов ООО "Н-и лсэ" <...>.
Выкупная цена 59/100 доли в общей долевой собственности принадлежащей П.С. составила <...>.
Судебная коллегия, учитывая установленные по делу обстоятельства, считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что порядок прекращения права собственности ответчика на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа, Администрацией городского округа Саранск соблюден.
Суд обоснованно отклонил представленный ответчиком отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, как не отвечающий требованиям закона и при этом как указано в отчете носящий рекомендательный характер.
При этом принятое судом за основу заключение экспертов ООО "Н-и лсэ" <...> об определение рыночной стоимости жилого дома и земельного участка соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что сумма изымаемого для муниципальных нужд принадлежащего имущества является заниженной, экспертиза, которая взята судом за основу при вынесении решения проведена без учета технического состояния помещений и сравнительного подхода отклоняется, так как всем доказательствам по делу, в том числе заключению экспертов, суд в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку в судебном постановлении.
Таким образом, суд, правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, оценил представленные сторонами доказательства и применил к спорным правоотношениям регулирующие нормы материального права, при этом постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции закона действующего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Г.К.ЕКОНИЯ
Судьи
Ю.П.ТАМАРОВ
Т.А.ЕЛИНА
Г.К.ЕКОНИЯ
Судьи
Ю.П.ТАМАРОВ
Т.А.ЕЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)