Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11169/2011

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. по делу N 33-11169/2011


Судья: Мороха С.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего - Андреева А.А.
судей - Алябьева Д.Н., Манаенковой Е.Н.
при секретаре - Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области и неопределенного круга лиц к Среднеахтубинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, И.Р. о признании незаконными действий Среднеахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по регистрации права собственности на земельный участок и признании отсутствующим зарегистрированного права,
по кассационной жалобе Управления Росреестра по Волгоградской области на решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от 18 июля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать действия Среднеахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок N по - незаконными.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за И.Р. на земельный участок N по.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Манаенковой Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Прокурор Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, действуя в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Среднеахтубинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Среднеахтубинскому отделу Управления Росреестра по Волгоградской области), И.Р. о признании действий незаконными и признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что постановлением Главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N И.Р. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу:.
ДД.ММ.ГГГГ И.Р. обратился в Среднеахтубинский отдел Управления Росреестра по Волгоградской области с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности была приостановлена регистратором на 1 месяц (до ДД.ММ.ГГГГ) по причине возникновения сомнений в наличии оснований для государственной регистрации права собственности, возникших в связи с принесением ДД.ММ.ГГГГ прокурором Среднеахтубинского района протеста на постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении И.Р. земельного участка, расположенного по адресу: ".
Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N протест прокурора был удовлетворен, постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении И.Р. земельного участка отменено.
Вместе с тем, несмотря на отмену постановления о предоставлении И.Р. земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок, расположенный по адресу:, было зарегистрировано за И.Р.
Указывая, что при регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок Управлением Росреестра по Волгоградской области не была надлежащим образом проведена правовая экспертиза законности регистрации права собственности, прокурор Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области просил суд признать действия Среднеахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок N по - незаконными, а также признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за И.Р. на указанный земельный участок.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части признания незаконными действий Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области по регистрации права собственности на земельный участок, просит его в указанной части отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В части признания отсутствующим зарегистрированного права собственности за И.Р. на земельный участок N по, решение суда кассатором не обжалуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - Г.М., поддержавшую жалобу, возражения прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры - М.Л., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На *** ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Федеральный Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно п. 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 года N 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу абз. 2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
На основании абз. 5 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если акт государственного органа или акт местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания в момент издания.
Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N И.Р. был предоставлен в собственность бесплатно, для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, расположенный по адресу:.
ДД.ММ.ГГГГ И.Р. обратился в Среднеахтубинский отдел Управления Росреестра по Волгоградской области с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности была приостановлена регистратором на 1 месяц (до ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N, в ходе правовой экспертизы было установлено, что в качестве правоустанавливающего документа представлено постановление Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении И.Р. в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу: ". При этом, в Среднеахтубинский отдел Управления Росреестра по Волгоградской области поступило письмо заместителя прокурора Среднеахтубинского района N от ДД.ММ.ГГГГ о том, что при поступлении документов на государственную регистрацию прав на земельные участки, расположенные на территории ГУ "Природный парк "Волгоахтубинская пойма", информировать прокуратуру района для проведения проверок законности их предоставления. ДД.ММ.ГГГГ такая информация была направлена, на что ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ, что прокуратурой Среднеахтубинского района опротестовано Постановление Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о предоставлении И.Р. земельного участка, расположенного по адресу:.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была возобновлена в связи с истечением срока приостановления. Поскольку на указанную дату в органы государственной регистрации не было представлено сведений о том, что Постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N Постановление той же Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении И.Р. земельного участка отменено, иных оснований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, к отказу в государственной регистрации права не было, по результатам правовой экспертизы государственным регистратором принято решение о том, что имеются основания для государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП были внесены сведения о государственной регистрации права на земельный участок за И.Р.
Как видно из материалов дела, информация об отмене вышеназванного Постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ (о предоставлении И.Р. земельного участка) была направлена в Среднеахтубинский отдел Управления Росреестра по Волгоградской области письмом администрации Среднеахтубинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ и поступила, согласно входящему штампу Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, доказательств того, что сообщение администрации Среднеахтубинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления о предоставлении И.Р. земельного участка поступило в Среднеахтубинский отдел Управления Росреестра по Волгоградской области ранее, чем было зарегистрировано право собственности И.Р. на данный земельный участок, а также сведений о том, что государственному регистратору в момент внесения в Единый государственный реестр записи о регистрации права собственности И.Р. было известно об отмене постановления о предоставлении ему земельного участка, материалы дела не содержат.
Признавая действия Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области по регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок N по незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что должностными лицами ответчика не была надлежащим образом проведена правовая экспертиза законности регистрации права собственности на земельный участок, поскольку постановление Главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении И.Р. земельного участка не было проверено на соответствие действующему земельному законодательству и законодательству об особо охраняемых природных территориях, в то время, как фактическое несоответствие постановления законодательству повлекло впоследствии отмену указанного постановления.
Вместе с тем, как следует из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление Главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении И.Р. земельного участка, являясь индивидуальным муниципальным правовым актом, подписанным уполномоченным на то должностным лицом, в период с момента его вступления в силу и до момента его отмены в установленном законом порядке, подлежало обязательному исполнению должностными лицами Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области, в то время, как полномочиями по самостоятельной отмене или признанию муниципальных правовых актов недействующими должностные лица Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области не наделены.
При таком положении, решение суда об удовлетворении исковых требований о признании незаконным действий Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области по регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок, нельзя признать законным и обоснованным.
Более того, судебная коллегия приходит к выводу, что в данном случае оспаривание действий органа государственной регистрации по существу является способом оспаривания зарегистрированного права И.Р. на земельный участок.
Из материалов дела следует, что прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области обратился в суд с иском к И.Р. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности по тем основаниям, что право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: за И.Р. было зарегистрировано на основании Постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которое по протесту прокурора Постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N было отменено как противоречащее действующему законодательству.
Исковые требования прокурора в указанной части решением суда были удовлетворены и, как отмечено ранее, решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕРГП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос об отсутствии права, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При таком положении, требования прокурора в части оспаривания действий органа государственной регистрации являются ненадлежащим способом защиты.
В этой связи, решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора о признании незаконными действий Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области по регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок, подлежит отмене, с постановлением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от 18 июля 2011 года отменить в части признания действий Среднеахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок N по незаконными и постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании действий Среднеахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по регистрации за И.Р. права собственности на земельный участок N по незаконными - отказать.
В остальной части решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от 18 июля 2011 года оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)