Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.09.2012 ПО ДЕЛУ N 8125/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу N 8125/2012


Судья: Горбачева Е.В.
А-24

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Ивановой О.Д.,
судей Плаксиной Е.Е., Быстровой М.Г.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плаксиной Е.Е.,
гражданское дело по иску О. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными отказов, возложении обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок, заключить договор купли-продажи земельного участка,
по апелляционной жалобе Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,
на заочное решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 27 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования О. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными отказов, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок, заключить договор купли-продажи земельного участка - удовлетворить.
Признать незаконными отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от N, от N в предоставлении О. в собственность за плату земельный участок с категорией земель - земли поселений, жилой зоны садоводства и дачного хозяйства с кадастровым номером N, в оценочной зоне 82, общей площадью 1066 кв. м, расположенный по адресу:.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставить О. в собственность за плату земельный участок с категорией земель - земли поселений, жилой зоны садоводства и дачного хозяйства с кадастровым номером 24:50:0700426:0393, в оценочной зоне 82, общей площадью 1066 кв. м, расположенный по адресу:, ", для садоводства, и заключить договор купли-продажи указанного участка".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

О. предъявил в суде иск к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации г. Красноярска N-арх от 07.09.2005 года истцу предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель поселений, оценочной зоны N, площадью 1066,00 кв. м, расположенный по адресу: "", для садоводства с правом возведения жилого строения. На основании данного распоряжения 07.08.2006 года между сторонами заключен договор аренды N, согласно которому земельный участок предоставлен истцу в аренду сроком с 07.09.2005 года по 06.09.2008 года. В дальнейшем срок аренды земельного участка был продлен до 29.09.2018 года. 12.08.2011 г. О. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка с оформлением договора купли-продажи, однако 23.08.2011 года Департамент муниципального имущества и земельных отношений отказал ему в предоставлении земельного участка до предоставления всего пакета документов, установленного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 года N 370. Между тем предоставление таких документов при подаче заявления на приобретение прав на земельный участок, на котором отсутствуют объекты недвижимости, не требуется, поэтому истец просит обязать ответчика предоставить ему в собственность за плату земельный участок с категорией земель - земли поселений, жилой зоны садоводства и дачного хозяйства с кадастровым номером 24:50:0700426:0393, в оценочной зоне 82, общей площадью 1 066 кв. м, расположенный по адресу:, для садоводства и заключить договор купли-продажи на данный земельный участок.
Впоследствии истец изменил свои требования, просит признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.08.2011 г. в предоставлении в собственность земельного участка и обязать ответчика предоставить в собственность за плату указанный земельный участок.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в лице представителя Н. (доверенность N 147 от 29.12.2011 г.), просит заочное решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель истца О. - А. (доверенность N 1611 от 09.09.2012), представила возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность изложенных в жалобе доводов.
О., представители Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, ФГУ "Земельная кадастровая палата", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, СНТ "Мраморный карьер", ФГБУ "ФКП "Росреестра", Управления Росреестра по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, причина неявки указанных лиц в судебное заседание признана неуважительной и на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заочное решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судом решения.
В соответствии со ст. ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Исходя из положений п. 1 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам и садоводческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Материалами дела установлено, что 07.09.2005 года Распоряжением администрации г. Красноярска N-арх О. в аренду на три года был предоставлен земельный участок из земель поселений, оценочной зоны N, площадью 1066,0 кв. м, расположенный по адресу: для садоводства с правом возведения жилого строения (л.д. 12).
07.08.2006 года между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (Арендодатель) и О. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N, на основании которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений с кадастровым номером N, в оценочной зоне 82, находящийся по адресу:, для садоводства с правом возведения жилого строения в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1066 кв. м (л.д. 13 - 19).
Указанный участок был передан истцу по акту приема-передачи земельного участка 07.09.2005 г. (л.д. 20).
Распоряжением администрации г. Красноярска N 3309-недв от 30.09.2008 г., истцу в аренду на 10 лет был предоставлен земельный участок N из земель населенных пунктов жилой зоны садоводства и дачного хозяйства, кадастровый номер 24:50:0700426:0393, общей площадью 1066,0 кв. м, расположенный в водоохраной зоне реки Базаихи, находящийся по адресу: ", используемый в целях садоводства (л.д. 22).
На основании указанного распоряжения между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и О. было заключено дополнение к договору аренды земельного участка от 07.08.2006 года N, которым срок действия договора был продлен по 29.09.2018 года (л.д. 23).
Из дела видно, что О. обращался в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату с оформлением договора купли-продажи на спорный участок 12.08.2011 г. и 24.02.2012 г. представив необходимые документы (л.д. 27, 118 - 119).
23.08.2011 г. и 03.04.2012 г. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска истцу отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка до предоставления документов, установленных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 (л.д. 29, 179).
Удовлетворяя исковые требования О. суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец в соответствии с действующим законодательством, имеет право на получение земельного участка в собственность и, установив, что испрашиваемый земельный участок находится в муниципальной собственности, предоставлен истцу на праве аренды, объекты недвижимости на этом земельном участке отсутствуют, а также то, что стороной ответчика не представлено каких-либо данных, свидетельствующих о том, что спорный земельный ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность граждан, пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика по отказу в предоставлении истцу в собственность за плату испрашиваемого земельного участка являются незаконными, поэтому правомерно признал незаконными отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.08.2011 года N, от 03.04.2012 года N в предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу:, и обязал ответчика предоставить истцу в собственность за плату указанный земельный участок, заключив договор купли-продажи.
Доводы апелляционной жалобы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о том, что земельный участок предоставлен истцу с правом возведения жилого дома и спор подлежал разрешению с применением ст. 36 ЗК РФ и ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66 от 15.04.1998 г. и суд незаконно применил ст. 34 ЗК РФ и удовлетворил требования истца, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что истцом не представлен полный перечень документов, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. N 370 и он не имеет право на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данный Приказ устанавливает перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Кроме того, указанный Приказ с 15.10.2011 г. утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон. Выводы суда не противоречат материалам дела и требованиям закона. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 27 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)