Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-73\2012Г.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу N 33-73\\2012г.


Судья Зверинская А.К.
Докладчик Воронова Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Вороновой Н.И., Батеневой Н.А.,
при секретаре К.Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 19 января 2012 года дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Новосибирской области на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 30 сентября 2011 года, которым постановлено:
Иск К.Г.А., К.Г.Н. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области в лице отдела пособий и социальных выплат Новосибирской области о признании лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившими суммарную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, удовлетворить.
Признать К.Г.А. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1963 г.г. с получением суммарной дозы радиации свыше 5 сЗв (бэр).
Обязать Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области внести К.Г.А. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области направить в МЧС РФ представление о выдаче К.Г.А. удостоверения установленного образца.
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать К.Г.А. удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Признать К.Г.Н. подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1963 г.г. с получением суммарной дозы радиации свыше 5 сЗв (бэр).
Обязать Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области внести К.Г.Н. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области направить в МЧС РФ представление о выдаче К.Г.Н. удостоверения установленного образца.
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать К.Г.Н. удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вороновой Н.И., представителя К.Г.А. - В.В.В., судебная коллегия
установила:

К.Г.А., К.Г.Н. обратились в суд с иском к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области в лице отдела пособий и социальных выплат Новосибирской области о признании лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В обоснование своих требований истцы указали, что они родились в г.... Казахской ССР и проживали там до 1990 г.; К.Г.А. - с 09.03.1960 г. по 1990 г., К.Г.Н. с 20.02.1959 г. по 1990 г., в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне они получили суммарную дозу радиации более 5 сЗв (бэр); К.Г.А. получал суммарную дозу 16,6 сЗв (бэр) и был признан пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в Республике Казахстан, К.Г.Н. получила суммарную дозу облучения 12, 4 сЗв (бэр) и также была признана пострадавшей в Республике Казахстан от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; на данный момент истцы являются гражданами Российской Федерации проживают в г. Новосибирске; однако поскольку г. Лениногорск не включен Правительством РФ в перечень населенных пунктов, население которых подверглось радиации вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в мерах социальной поддержки было отказано; истцы ссылались на позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой представлении мер социальной поддержки зависит не от включения или невключения населенного пункта в соответствующие перечни населенных пунктов, а от факта и объема причинения вреда ядерными испытаниями, которые должны быть подтверждены документально; сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие ядерной катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Просили признать их пострадавшими от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1963 г.г. с получением суммарной дозы радиации свыше 5 сЗв (бэр), включить их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик - Министерство социального развития Новосибирской области. В кассационной жалобе представитель ответчика Л.Е.А. просил отменить решение как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что город Лениногорск не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда в Определении от 04.12.2007 N 960-О-П основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются не только факт причинения ему вреда - объем полученной дозы облучения, но и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
Однако, представленные истцами справки не могут рассматриваться как доказательство получения ими дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы по материалам дела, судебная коллегия не находит оснований к ее удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в учреждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела и не оспаривается в кассационной жалобе, К.Г.А. проживал в городе Лениногорске Восточно-Казахстанской области в период с 02.1958 г. по 04.1976 г., с 07.1978 г. по 12.1990 г.; К.Г.Н. также проживала в указанном населенном пункте в период с 03.1960 г. по 07.1979 г., с 05.1981 г. по 12.1990 г.
Согласно справке N 29494, выданной 22.02.2010 г. директором Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии К.Г.А. в период проживания в городе Лениногорске получил суммарную эффективную эквивалентную дозу облучения 0,16 Зв (16,6 сЗв).
Согласно справке N 1/27, выданной 08.02.2010 г. Государственным учреждением "Отдел занятости и социальных программ города Риддера" место проживания К.Г.А. в указанные периоды относится к зоне повышенного риска с дозой от 7 до 35 БЭР.
В 1995 году К.Г.А. было выдано удостоверение ВК N..., как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в Республике Казахстан.
Согласно справке, выданной 22.02.2010 г. директором Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии К.Г.Н. в период проживания в г. Лениногорске получила суммарную эффективную эквивалентную дозу облучения 0.12 3 b (12,2 сЗв).
Как видно из справки N 1/28, выданной 08.02.2010 г. Государственным учреждением "Отдел занятости и социальных программ города Риддера" место проживания К.Г.Н. в указанные периоды относится к зоне повышенного риска с дозой от 7 до 35 БЭР л.д. 14/.
В 1995 году К.Г.Н. было выдано удостоверение ВК N..., как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на. Семипалатинском полигоне в Республике Казахстан.
Постановивший решение суд пришел к выводу о том, что истцами получена суммарная доза радиации свыше 5 сЗв (бэр) вследствие их проживания в зоне радиационного воздействия.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о том, что город Лениногорск не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, определенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 365-р (в редакции от 08 февраля 2002 года N 156-р), исследовались судом первой инстанции, в решении суда им дана правильная и обоснованная оценка.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 04 декабря 2007 года N 960-О-П, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодательством пороговое значение в 5 сЗв (бэр) при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов подвергшихся радиационному воздействию является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Статус лица как пострадавшего при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяется объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. Поэтому само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Таким образом, часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
Доводы заявителя о том, что представленные истцами справки не могут свидетельствовать о наличии у истцов суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а международные договоры между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют, не могут быть приняты судебной коллегией.
Согласно выводам заключения, составленного экспертами Научно-исследовательского института медицинской генетики СО РАМН, по состоянию на 30.06.2011 г., значение эквивалентной дозы радиации для К.Г.А. составили 12, 58 - 31,75 сЗв, что свидетельствует о полученной им дозе облучения в пределах рассчитанных значений, минимально возможная доза облучения составляет 12, 58 сЗв; максимальная доза облучения, согласно данному результату 31, 75 сЗв; значение эквивалентной дозы радиации для К.Г.Н. также составили 12, 58 - 31,75 сЗв, что свидетельствует о полученной ей дозе облучения в пределах рассчитанных значений, минимально возможная доза облучения составляет 12, 58 сЗв; максимальная доза облучения, согласно данному результату 31, 75 сЗв.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств несоответствия заключения НИИ медицинской генетики СО РАМН Методическим указаниям МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года N 5, ответчиком не представлено, выводы, содержащиеся в заключении, не опровергнуты.
С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от 30 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социального развития Новосибирской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)