Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2906

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 г. по делу N 33-2906


Судья Любчук С.Т.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Коржакова И.П.,
судей: Бобриковой Л.В., Гузенковой Н.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе С.Е.Я. на решение Шумячского районного суда Смоленской области от 31 мая 2011 года.
Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., объяснения представителя С.Е.Я. - Б.Е., возражения представителей ФГУ "Земельная кадастровая палата по Смоленской области" Ю., ОАО "МН Дружба" Х.И. и ОАО "Смоленское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" Л., судебная коллегия

установила:

ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" (далее - ОАО "МН Дружба") обратилось в суд с иском к ФГУ "Земельная кадастровая палата по Смоленской области" (далее - ФГУ "ЗКП"), С.Е.В., С.Е.Я., Ш., Н.М.С., М.Е.Г., М.А.А., З. о признании незаконными действий по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных ...
В обоснование требований указало, что во исполнение Распоряжения Правительства РФ ... от 26.11.2008 г. ... ОАО "МН Дружба" осуществляет строительство нефтепровода на территории ... областей. Постановлением Главы МО Ершичский район от 08.06.2007 г. ... согласовано место размещения нефтеперекачивающей станции (НПС-2) на земельном участке общей площадью 18,5 га, утвержден акт выбора указанного участка. Поскольку данный земельный участок входит в состав земельного участка, находящегося в коллективно-долевой собственности ТОО "...", решение о строительстве НПС-2 было согласовано с участниками общей долевой собственности ТОО, что подтверждается протоколом общего собрания участников от 15.06.2007 г., после чего, во исполнение решения общего собрания участников ТОО "..." в составе земельного участка... сформированы 29 частей земельного участка общей площадью 18,757 га для использования под строительство промышленного объекта.
При осуществлении ОАО "МН "Дружба" работ по оформлению прав на земельные участки под строительство НПС-2 было выявлено, что ФГУ "ЗКП" осуществлена постановка на кадастровый учет 9 земельных участков, сформированных в счет земельных долей участников коллективно-долевой собственности ТОО "..." - С.Е.В., С.Е.Я., Ш., Н.М.С., М.Е.Г., М.А.А., З., и входящих в спорный земельный массив, определенный под строительство НПС-2.
Уточнив требования, ОАО "МН Дружба" просило суд признать незаконными действия ответчиков по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., расположенных в северо-западной части кадастрового квартала ... и признании незаконными решений ФГУ "ЗКП" о постановке на кадастровый учет указанных земельных участков; обязать ФГУ "ЗКП" по Смоленской области исключить из государственного кадастра недвижимости земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами.
В судебном заседании представитель истца ОАО "МН Дружба" Х.Т. заявленные требования поддержала, указав, что при осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков были нарушены положения Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" и Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Представитель Администрации МО "Ершичский район Смоленской области", участвовавшей в качестве третьего лица на стороне истца, Б.М. требования считает обоснованными.
Представитель ответчика ФГУ "ЗКП" Ю. иск признала.
Представитель С.Е.Я. - Щ. заявленные требования не признал, указав, что земельный участок, принадлежащий его доверителю, был обоснованно поставлен на кадастровый учет.
Представитель третьего лица ОАО "Смоленское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие", а также ответчики С.Е.В., Ш., Н.М.С., М.Е.Г., М.А.А., С.Е.Я. в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц.
Решением Шумячского районного суда Смоленской области от 31 мая 2011 года требования ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" удовлетворены частично: признаны незаконными решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., расположенных в северо-западной части кадастрового квартала ...; на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области возложена обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений об указанных земельных участках. В удовлетворении остальной части требований истцу отказано за необоснованностью. Также судом разрешен вопрос о судебных расходах.
В кассационной жалобе С.Е.Я. просит отменить решение суда, ссылаясь на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела исходя из доводов кассационной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Земельного Кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - далее Закон N 221-ФЗ) сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости до утраты ими в установленном федеральном законе порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Статья 25 указанного Закона N 221-ФЗ в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Либо сведения о таком объекте недвижимости в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника (собственников) объектов недвижимости (статья 24 Закона).
Также в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 27 названного Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.
Согласно статье 3 Земельного Кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными законами.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 5 статьи 11.2 Земельного кодекса).
В силу статьи 11.5 Земельного Кодекса особенности выдела земельного участка в счет долей предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений ФЗ от 29.12.2010 N 435-ФЗ) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 данного Закона.
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 указанного выше Закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности (пункт 2 статьи 13 Закона N 101-ФЗ).
Изменениями, внесенными в указанную правовую норму ФЗ от 29.12.2010 N 435-ФЗ, предусмотрено право участника или участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, Правительством РФ 26 ноября 2008 года вынесено распоряжение ..., которым принято предложение Минэнерго России и ОАО "..." ...
30 мая 2007 ОАО "МН Дружба" обратилось к главе МО Ершичский район Смоленской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения НПС - 2.
Распоряжение главы Администрации МО Ершичский район Смоленской области от 31 мая 2007 года ... создана комиссия по выбору земельного участка для строительства нефтеперекачивающей станции с привлечением собственников земельных участков, интересы которых могут быть затронуты. 6 июня 2007 г. членами комиссии подписан акт выбора земельного участка и рекомендован к утверждению проект границ площадью 18,5 га из земель ТОО "..." для строительства НПС - 2 БТС - 2.
Постановлением главы МО Ершичский район ... от 8 июня 2007 года утвержден акт выбора земельного участка для проектирования и строительства НПС - 2, место размещения земельного участка под строительство НПС-2 было предварительно согласовано и разрешено производство проектно-изыскательских работ.
Общим собранием участников коллективно - долевой собственности ТОО "..." от 15 июня 2007 г. согласовано размещение НПС-2.
01 мая 2009 г. между участниками коллективно - долевой собственности в границах ТОО "..." и ОАО "МН Дружба" заключено соглашение о временном занятии земельного участка для строительства нефтепровода БТС - 2, и актом приема - передачи от этой же даты ОАО "МН Дружба" передан земельный участок общей площадью 18,57 га, находящийся по адресу: ..., в границах ТОО "..." с кадастровым номером... для использования в целях строительства нефтепровода БТС-2. Также сторонами указанного соглашение предусмотрена обязанность ОАО "МН "Дружба" по возмещению собственникам убытков, причиненных временным занятием земельного участка в сумме ... руб.
ОАО "МН Дружба" в составе земельного участка с кадастровым номером... сформированы 29 частей земельного участка для использования под строительство объектов нефтепровода БТС-2. Сведения о частях земельного участка содержатся в кадастре недвижимости.
Судом первой инстанции было также установлено, что 27 сентября 2010 г. ФГУ "ЗКП" по Смоленской области поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., .... При этом были использованы доли выделяющихся участников С.Е.Я., С.Е.В., Н.М.С., Ш., М.Е.Г., М.А.А., З. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ...
Таким образом, установив, что сведения кадастрового учета о земельном участке с кадастровым номером ..., включающим в себя 29 частей земельного участка для использования под строительство объектов нефтепровода БТС-2, носят временный характер, суд сделал обоснованный вывод о наличии у ответчика ФГУ "ЗКП" оснований для отказа в постановке на кадастровый учет 8-ми спорных земельных участков (пп. 4 п. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ).
С указанным выводом соглашается и судебная коллегия, которая также считает необходимым отметить следующее.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (п. 2, п. 5 ч. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ).
Из материалов кадастровых дел объектов недвижимости - спорных земельных участков - усматривается, что в нарушение ст. 20 ч. 1 Закона N 221-ФЗ ФИО1. обратился в ФГУ "ЗКП" по Смоленской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков с использованием долей С.Е.В., Н.М.С., М.Е.Г., М.А.А., З., не имея от них доверенности.
С заявлениями о намерении выделить свою долю из коллективно-долевой собственности ТОО "..." обратились только два участника коллективно - долевой собственности - Ш. и С.Е.Я., тогда как документов, подтверждающих волеизъявление остальных ответчиков о постановке оспариваемых земельных участков на кадастровый учет, до вынесения обжалуемого судебного акта, суду не было представлено.
Также судом обоснованно учтены требования ст. 14 Закона N 101-ФЗ, устанавливающей особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности. В частности предусматривающие, что участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности.
Установив, что при принятии решения о постановке на кадастровый учет спорных земельных участков ФГУ "ЗКП" не учтен факт отсутствия в материалах межевых дел доверенностей на ФИО1 от собственников земельных долей Н.М.С., М.Е.Г., М.А.А., С.Е.В., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что имелись основания для отказа в постанове на кадастровый учет.
Судом также правильно установлено, что формирование земельных участков произведено ООО "..." с нарушением норм Закона N 221-ФЗ: участкам не обеспечен проезд; в объявлениях о выделении доли из коллективно-долевой собственности не указаны фамилии собственников земельных долей Н.М.С., М.Е.Г., М.А.А., С.Е.Я. и З.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований истца, призвав действия ФГУ "ЗКП" по Смоленской области по постановке на кадастровый учет земельных участков ответчиков незаконными, поскольку были нарушены требования ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к возражениям ответчика С.Е.Я., изложенным в суде первой инстанции, которые были предметом рассмотрения настоящего дела и которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с выводами суда и принятым решением не является основанием для отмены состоявшегося по делу постановления.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия,

определила:

Решение Шумячского районного суда Смоленской области от 31 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С.Е.Я. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)