Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2833

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2011 г. по делу N 33-2833


Судья Киселев К.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Руденко Н.В., Назаренко Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Департамента имущественных и земельных отношений, ООО "М-1 Строй" на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 июня 2011 года, принятое по делу по заявлению Г.О.С. об оспаривании отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении земельного участка и возложению обязанностей по его предоставлению.
Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., принимая во внимание объяснение представителя Департамента имущественных и земельных отношений Г.О.В., Судебная коллегия,

установила:

Обжалуемым решением признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 16 марта 2011 года в предоставлении Г.О.С. земельного участка с предварительным согласованием под размещение торгово-гостиничного комплекса по адресу: "1" предполагаемой площадью 4000 кв. м.
Суд возложил на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязанность предоставить Г.О.С. земельный участок по адресу: "1" предполагаемой площадью 4000 кв. м под размещение торгово-гостиничного комплекса.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Не привлеченное к участию в деле ООО "М-1 Строй" представило кассационную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда по мотивам того, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях общества без его участия в рассмотрении и разрешении дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В силу п. 1, п. 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что в случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящем Кодексом, т.е. без предварительного согласования с возможностью проведения торгов.
Из материалов дела усматривается, что 28 февраля 2011 г. Г.О.С. обратился с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в котором поставил вопрос о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием под размещение торгово-гостиничного комплекса по адресу: "1" предполагаемой площадью 4 000 кв. м
Письмом от 16 марта 2011 г. N 4922/08 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый участок земли расположен в границах земельного участка, в отношении которого Департаментом принято решение о формировании с целью предоставления с аукциона для строительства многоуровневой подземной стоянки (л.д. 7).
Из объяснений участников процесса и письменных доказательств также следует, что ранее, на основании постановления Главы города Смоленска от 22 декабря 2006 г. N 4164 "Об утверждении проектов границ земельных участков и о предоставлении их в постоянное бессрочное пользование" был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок под номером 67:27:0020610:19, площадью 2968 кв. м, расположенный на пересечении ул. Н. и пр. А. в г. Смоленске и относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под сквером" (л.д. 45).
06 апреля 2010 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области издан приказ N 697 "О формировании земельных участков для предоставления с аукциона", согласно которому принято решение о формировании земельного участка, расположенного по адресу: "1" для строительства многоуровневой подземной парковки (л.д. 48).
В соответствии с постановлением Администрации г. Смоленска от 28 февраля 2011 г. N 339-адм, пункт 1.1 Постановления Главы города Смоленска от 22 декабря 2006 г. N 4164 "Об утверждении проектов границ земельных участков и о предоставлении их в постоянное бессрочное пользование" признан утратившим силу (л.д. 51).
16 марта 2011 г. земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020610:19, площадью 2968 кв. м, расположенный на пересечении ул. Н. и пр.А. в г. Смоленске и относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под сквером" снят с кадастрового учета (л.д. 67).
Сведения о земельном участке N 67:27:0020610:33, площадью 2458 кв. м, расположенном по адресу: "1" (категория земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для строительства многоуровневой подземной стоянки"), а также о земельных участках N 67:27:0020610:24 и N 67:27:0020610:34, площадью по 100 кв. м (категория земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для строительства входа-выхода подземного перехода") были внесены в государственный кадастр в отношении первого из них 16 марта 2011 г., в отношении последних - 28 и 29 марта 2011 г. соответственно (л.д. 53 - 58).
12 апреля 2011 г. Департаментом земельных и имущественных отношений Смоленской области издан приказ N 918, которым определено провести 04 июля 2011 г. аукцион в отношении указанных земельных участков, соответствующее объявление размещено в печатном издании "Смоленска газета" (л.д. 23 - 26, 30).
Рассматривая дело, суд исходил из того, что возможность проведения торгов в порядке определенном пп. 3 - 4 п. 4, п. 6 ст. 30 ЗК РФ в отношении испрашиваемого участка для строительства допустимо лишь при условии его изначального формирования как объекта земельных отношений поставленного на кадастровый учет именно для этих целей.
Поскольку же на момент подачи Г.О.С. 28 февраля 2011 года такого объекта земельных отношений не существовало, то Департамент имущественных и земельных отношений безосновательно и неправомерно не принял мер, направленных на проведение процедуры представления заявителю земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Между тем, обжалуя решение, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, в том числе, ссылается на то, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с процедуры выбора земельного участка, которую осуществляет орган местного самоуправления по правилам установленным ст. 31 ЗК РФ. При этом орган местного самоуправления, получивший заявление о выборе земельного участка под строительство конкретного объекта обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования, обеспечить публичность строительства.
По мнению судебной коллегии, указанные доводы жалобы являются юридически значимыми и подлежат судебной проверке с участием представителя органа муниципального образования, которое к участию в деле привлечено не было.
По вопросу доводов жалобы ООО "М1-Строй" о том, что принятым решением затронуты их права, судебная коллегия полагает отметить, что они не могут быть приняты во внимание.
Как видно из судебных документов, настоящее дело было рассмотрено в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (Глава 25 ГПК РФ), в котором оспаривалось решение органа государственной власти в отношение конкретного лица - Г.О.С., и принятием которого, по его мнению, нарушены его права.
Отсутствие у ООО "М1-Строй" субъективного права на получение участка земли установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11 августа 2010 года которым ООО "М1-Строй" отказано в удовлетворении требования об оспаривании отказа Департамента в предоставлении земельного участка по адресу: "1" с предварительным согласованием места размещения многоуровневой подземной парковки.
Таким образом, доводы жалобы ООО "М1-Строй" о том, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, безосновательны.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции (п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, провести подготовку по делу с учетом обстоятельств подлежащих доказыванию и в соответствии с нормами материального и процессуального права разрешить дело.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 июня 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)