Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 15.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-14948/2011

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2011 г. по делу N 33-14948/2011


Судья Т.Н. Кириллова

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей Ф.В. Хабировой, Р.Я. Калимуллина,
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В. Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ - П. на решение Зеленодольского городского суда РТ от 31 октября 2011 года, которым постановлено:
В иске Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района к А. о признании фундамента, находящегося по адресу: самовольной постройкой, сноса данного фундамента и обязании А. освободить земельный участок, расположенный по адресу:, привести его в пригодное для использование состояние, устранение разных захламлений, других видов порчи отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Б.Р.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя А. - Л., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, обратился в суд с иском к А.
В обоснование иска указав, что в период с 2010 по 2011 г.г. ответчик на самовольно захваченном земельном участке площадью....., расположенном по вышеуказанному адресу, возвел фундамент, что было установлено в ходе осмотра земельного участка произведенного сотрудниками МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР", исполкома ЗМР и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ.
Как указывает истец, данное нарушение является посягательством на интересы Исполнительного комитета ЗМР в сфере землепользования, ответчик не приобретает право собственности на самовольно построенный объект, не вправе им распоряжаться, совершать сделки и обязан их снести за свой счет (л.д. 2 - 4).
Представители истца П., Р. на иске настаивали.
Представитель ответчика А. - Л. иск не признал.
Представитель третьего лица - МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" - Б.Р.М. исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица - Зеленодольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ Ф., решение оставила на усмотрение суда.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ - П. ставит вопрос об отмене решения суда, мотивируя тем, что согласно действующему законодательству ответчик не приобретает право собственности на самовольно построенный объект, не вправе им распоряжаться, совершать сделки.
Порядок предоставления земельных участков был нарушен органами ИК Осиновского местного самоуправления.
Регистрацию прав собственности ответчица не произвела, кроме того, она не проживает в пос. Осиново.
Самовольная постройка произведена без оформления документов, необходимых для строительства.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно части 1, 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Судом установлено, что решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от 22.10.2008 г. N 107 было поручено главе поселения обратиться с ходатайством к главе Зеленодольского муниципального района о предоставлении земельных участков по.... для строительства индивидуальных жилых домов, согласно прилагаемому списку. Оформление предоставленных участков произвести в соответствии с действующим законодательством. В указанный список под номером вошла ответчица по делу А. (л.д. 45 оборот).
11.12.2008 г. глава Осиновского сельского поселения ЗМР обратилась с ходатайством в адрес главы Зеленодольского муниципального района о предоставлении А. земельного участка площадью.... для строительства индивидуального жилого дома, и определить положение земельного участка:
03.04.2009 г. А. обратилась с заявлением в адрес главы Зеленодольского муниципального района Х. о предоставлении земельного участка площадью....., расположенного для индивидуального жилого дома. Данное заявление 04.04.2009 г. поступило в МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ".
В газете "Яшел Узен" МУ "Палата имущественных отношений ЗМР" опубликовало сообщение о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР, предлагаемых для передачи в аренду сроком на 5 лет для ведения личного подсобного хозяйства площадью.... в том числе и земельный участок, расположенный по адресу: (л.д. 47).
Распоряжением МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" N 1868 от 18.08.2010 г. была утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, площадью..... по вышеуказанному адресу. Согласно данному распоряжению А. надлежало обеспечить проведение кадастрового учета вышеуказанного земельного участка (л.д. 17).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.09.2010 г., земельному участку площадью.... расположенному адресу: РТ присвоен кадастровый номер N (л.д. 6, 7).
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, а именно, что должностные лица - руководители Осиновского сельского поселения ЗМР РТ и МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР", оформляли документы на спорный земельный участок, на котором в последующем ответчица вела строительство, поскольку документы ею оформлялись с согласия данных должностных лиц, суд пришел к правильному выводу, что у истца имелось намерение предоставить спорный земельный участок ответчику А..
Как следует из материалов дела и пояснений представителей истца, им, а также должностным лицам Осиновского сельского поселения ЗМР РТ, было известно о возведении ответчиком спорного объекта уже с 2008 года, между тем, данному строительству никто не препятствовал, предписаний в адрес А. не выносилось.
Ответчицей было произведено межевание участка и постановка на кадастровый учет.
При этом суд также принял во внимание и доводы представителя истца Р. о том, что если суд признает данную постройку самовольной, то требование о сносе этой постройки к ответчику они бы не стали предъявлять, а исполнительный лист к исполнению. Также представитель истца пояснила, что истцом такие исковые требования в суд предъявлены только к 28 ответчикам, хотя фактически, таким образом, в данном микрорайоне построено более 200 построек.
В настоящее время истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что должностные лица Осиновского сельского поселения ЗМР РТ и МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" предоставили ответчице спорный земельный участок с нарушением закона, кроме того, от исковых требований о признании фундамента, возведенного ответчицей, самовольной постройкой и от требования о сносе этого фундамента истцы в суде отказались.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ о том, что порядок предоставления земельных участков был нарушен органами ИК Осиновского местного самоуправления, о самовольном занятии ответчицей спорного участка, не могут служить основанием для отмены решения суда, ибо после вынесения упомянутого решения Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N ответчица обратилась с заявлением к главе Зеленодольского муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду, а далее следует объявление в местной газете о передаче в аренду земельных участков в с.Осиново (л.д. 39а - 43).
Далее, Распоряжением руководителя МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" N 1868 от 18.08.2010 г. была утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, площадью..... по вышеуказанному адресу. Согласно данному распоряжению А. надлежало обеспечить проведение кадастрового учета вышеуказанного земельного участка, что ею и было сделано.
Таким образом, довод о самовольном занятии земельного участка опровергается материалами дела.
Доводы представителей истца о том, что подпись на заявлении А. на имя главы Зеленодольского муниципального района о предоставлении земельного участка, не принадлежит самой А., были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в его решении.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Зеленодольского городского суда РТ от 31 октября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ - П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)