Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ежелый В.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Ратьковой М.В.
судей Сережкина А.А. и Селезневой А.Ф.
при секретаре судебного заседания П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
10 ноября 2011 года
по докладу судьи Сережкина А.А.
дело по кассационной жалобе К. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:
"Иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы МО "Осташковский район" N 785 от 16.06.2009 года "О предоставлении в собственность за плату земельного участка Г. по адресу: ".
Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер, площадью кв. м, расположенного по адресу:, заключенный 19 июня 2009 года между комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Осташковский район" и Г.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки и возвратить земельный участок кадастровый номер, площадью кв. м, расположенный по адресу: в муниципальную собственность муниципального образования "Осташковский район", а деньги в сумме, полученные комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Осташковский район" по договору купли-продажи от 19.06.2009 года за возвращенный в муниципальную собственность земельный участок возвратить К. (до расторжения брака Г.).
Взыскать с К. в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.".
Судебная коллегия,
установила:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации МО "Осташковский район", комитету по управлению имуществом МО "Осташковский район", Г. о признании недействительными постановления главы администрации муниципального образования "Осташковский район" N 785 от 16.06.2009 года "О предоставлении в собственность за плату земельного участка Г. по адресу: " и договора купли-продажи земельного участка от 19.06.2009 года, заключенного между Г. и комитетом по управлению имуществом МО "Осташковский район", применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий и поэтому согласно п. п. 2, 5 ст. 27, ст. ст. 52, 85, ч. 2 ст. 95, ст. 96 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" не может быть выделен в собственность частного лица. Постановление главы МО "Осташковский район" N 785 от 16.06.2009 года и заключенный на основании этого постановления договор купли-продажи с Г. не соответствует закону.
Во время рассмотрения дела прокурор ФИО7 уточнил заявленные требования дополнением о том, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного значения, поэтому иск заявлен также в интересах муниципального образования "Осташковский район" и в порядке реституции спорный земельный участок, полученный Г. по договору купли-продажи от 19.06.2009 года следует вернуть в муниципальную собственность МО "Осташковский район", а не в государственную собственность.
В судебном заседании прокурор ФИО7 уточненные требования поддержал.
Ответчик К. (до расторжения брака Г.) исковые требования не признала.
Ответчики - администрация МО "Осташковский район", комитет по управлению имуществом МО "Осташковский район" иск не признали.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, оставило рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование жалобы указывается, что в период рассмотрения вопроса о представлении спорного земельного участка в собственность за плату, исходя из данных указанных в кадастровом паспорте, земельный участок отнесен к категории - земли населенных пунктов и каких-либо ограничений, обременений, а также отнесения участка к землям особо охраняемых территорий, ограниченных в обороте не имелось.
Кроме того, податель жалобы указывает, что Постановление администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па, на который ссылается прокуратура в исковом заявлении, не было официально опубликовано в полном объеме.
В заседание суда кассационной инстанции истец и его представитель не явились, сведений об уважительности причины неявки не сообщили. В силу ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав С., поддержавшего жалобу, прокурора Нестеренко Р.Н., возражавшего в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Согласно ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом первой инстанции решение отвечает указанным требованиям.
В соответствии подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", преамбулой Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года N 9-03-2 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области", к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждения соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участков составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курорта местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9, 12 Закона Тверской области "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области" от 29 апреля 1998 года N 9-03-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курорт местного значения по предложению органов местного самоуправления на основе гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.
Постановлением администрации Тверской области "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер Тверской области" от 11 сентября 2002 года N 305-па, опубликованным 13 марта 2009 года в газете "Тверская жизнь" N 49, принятым в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года N 9-03-2 "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области", сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области с учетом предложения органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения "Селигер" в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения "Селигер" в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер", обозначенные в проекте ЗАО "Курортпроект" (г. Москва) 2000 год.
Из п. 1.2 Положения следует, что курорт местного значения "Селигер" предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.
Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения "Селигер" находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения "Селигер" составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения "Селигер" относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта "Селигер" имеют ограниченный I режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.
В статье 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорт местного значения "Селигер". Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер" в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта "Селигер", как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта "Округ горно-санитарной охраны курорта "Селигер" в Тверской области". Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта "Селигер" являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.
Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены пояснительной записке к проекту ЗАО "Курортпроект" (г. Москва) 2000 г., содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадаю границами округа горно-санитарной охраны.
Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта "Селигер" в Тверской области усматривается, что заказчиком разработанного проекта являлась администрация МО "Осташков" Тверской области.
Из вышеперечисленных норм следует, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым полностью отнесена территория Осташковского района.
Материалами дела подтверждается, что постановлением главы МО "Осташковский район" от 16 июня 2009 года N 785 Г. в собственность за плату был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу, площадью га под индивидуальное жилищное строительство.
Между комитетом по управлению имуществом МО "Осташковский район" и Г. 19 июня 2009 года заключен договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер, площадью кв. м, расположенного по адресу из земель населенных пунктов кадастровой стоимостью руб. (п. п. 1.1 - 1.4 договора) за. (п. 2.1 договора). Согласно п. 2.2 договора расчет между сторонам произведен полностью до подписания настоящего договора.
В передаточном акте земельного участка от 19 июня 2009 года указано, что продавец (комитет по управлению имуществом МО "Осташковский район") в соответствии с договором купли-продажи от 19.06.2009 года передал в собственность покупателя (Г.), а покупатель принял от продавца земельный участок кадастровый номер, площадью кв. м, расположенный по адресу (л.д. 16).
Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано Г. в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 1.06.2011 года N в которой указано, что Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:, кадастровый номер, ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
Исследованными доказательствами подтверждено, что данный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным Постановление главы МО "Осташковский район" N 785 от 16 июня 2009 года.
Проанализировав положения статьей 166, 167, 168 Гражданского кодекса РФ, приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования Волжского межрайонного природоохранного прокурора в части признания договора купли-продажи спорного земельного участка ничтожным, основаны на действующем законодательстве.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции, со ссылкой на состоявшиеся судебные акты Тверского областного суда от 19 ноября 2010 года и Верховного суда Российской Федерации от 02 февраля 2011 года, правильно применены по настоящему делу положения постановления администрации Тверской области N 305-па.
Опубликованное 13 марта 2009 года в газете "Тверская жизнь" постановление N 305-па, содержит данные о вхождении территории Осташковского района полностью в границы курорта местного значения "Селигер", что само по себе указывает на то, что участие К. в совершении сделки от 16 июня 2009 года исключает возможность признать К. добросовестным приобретателем, поскольку она не могла не знать о законодательном запрете на передачу земельного участка в собственность.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы о том, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка информации об отнесении к категории - земли населенных пунктов и каких-либо ограничений, обременений, а также отнесения участка к землям особо охраняемых территорий, ограниченных в обороте не имелось, - правового значения для разрешение возникшего спора, не имеют, поскольку, как указано выше в определении судебной коллегии, вся территория Осташковского района отнесена к особо охраняемым природным территориям озера Селигер и Верхневолжских озер местного значения.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и выводов суда, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4030
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2011 г. по делу N 33-4030
Судья: Ежелый В.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Ратьковой М.В.
судей Сережкина А.А. и Селезневой А.Ф.
при секретаре судебного заседания П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
10 ноября 2011 года
по докладу судьи Сережкина А.А.
дело по кассационной жалобе К. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:
"Иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы МО "Осташковский район" N 785 от 16.06.2009 года "О предоставлении в собственность за плату земельного участка Г. по адресу: ".
Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер, площадью кв. м, расположенного по адресу:, заключенный 19 июня 2009 года между комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Осташковский район" и Г.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки и возвратить земельный участок кадастровый номер, площадью кв. м, расположенный по адресу: в муниципальную собственность муниципального образования "Осташковский район", а деньги в сумме, полученные комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Осташковский район" по договору купли-продажи от 19.06.2009 года за возвращенный в муниципальную собственность земельный участок возвратить К. (до расторжения брака Г.).
Взыскать с К. в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.".
Судебная коллегия,
установила:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации МО "Осташковский район", комитету по управлению имуществом МО "Осташковский район", Г. о признании недействительными постановления главы администрации муниципального образования "Осташковский район" N 785 от 16.06.2009 года "О предоставлении в собственность за плату земельного участка Г. по адресу: " и договора купли-продажи земельного участка от 19.06.2009 года, заключенного между Г. и комитетом по управлению имуществом МО "Осташковский район", применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий и поэтому согласно п. п. 2, 5 ст. 27, ст. ст. 52, 85, ч. 2 ст. 95, ст. 96 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" не может быть выделен в собственность частного лица. Постановление главы МО "Осташковский район" N 785 от 16.06.2009 года и заключенный на основании этого постановления договор купли-продажи с Г. не соответствует закону.
Во время рассмотрения дела прокурор ФИО7 уточнил заявленные требования дополнением о том, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного значения, поэтому иск заявлен также в интересах муниципального образования "Осташковский район" и в порядке реституции спорный земельный участок, полученный Г. по договору купли-продажи от 19.06.2009 года следует вернуть в муниципальную собственность МО "Осташковский район", а не в государственную собственность.
В судебном заседании прокурор ФИО7 уточненные требования поддержал.
Ответчик К. (до расторжения брака Г.) исковые требования не признала.
Ответчики - администрация МО "Осташковский район", комитет по управлению имуществом МО "Осташковский район" иск не признали.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, оставило рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование жалобы указывается, что в период рассмотрения вопроса о представлении спорного земельного участка в собственность за плату, исходя из данных указанных в кадастровом паспорте, земельный участок отнесен к категории - земли населенных пунктов и каких-либо ограничений, обременений, а также отнесения участка к землям особо охраняемых территорий, ограниченных в обороте не имелось.
Кроме того, податель жалобы указывает, что Постановление администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па, на который ссылается прокуратура в исковом заявлении, не было официально опубликовано в полном объеме.
В заседание суда кассационной инстанции истец и его представитель не явились, сведений об уважительности причины неявки не сообщили. В силу ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав С., поддержавшего жалобу, прокурора Нестеренко Р.Н., возражавшего в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Согласно ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом первой инстанции решение отвечает указанным требованиям.
В соответствии подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", преамбулой Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года N 9-03-2 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области", к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждения соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участков составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курорта местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9, 12 Закона Тверской области "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области" от 29 апреля 1998 года N 9-03-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курорт местного значения по предложению органов местного самоуправления на основе гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.
Постановлением администрации Тверской области "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер Тверской области" от 11 сентября 2002 года N 305-па, опубликованным 13 марта 2009 года в газете "Тверская жизнь" N 49, принятым в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года N 9-03-2 "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области", сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области с учетом предложения органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения "Селигер" в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения "Селигер" в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер", обозначенные в проекте ЗАО "Курортпроект" (г. Москва) 2000 год.
Из п. 1.2 Положения следует, что курорт местного значения "Селигер" предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.
Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения "Селигер" находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения "Селигер" составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения "Селигер" относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта "Селигер" имеют ограниченный I режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.
В статье 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорт местного значения "Селигер". Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер" в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта "Селигер", как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта "Округ горно-санитарной охраны курорта "Селигер" в Тверской области". Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта "Селигер" являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.
Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены пояснительной записке к проекту ЗАО "Курортпроект" (г. Москва) 2000 г., содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадаю границами округа горно-санитарной охраны.
Из титульного листа описания округа горно-санитарной охраны курорта "Селигер" в Тверской области усматривается, что заказчиком разработанного проекта являлась администрация МО "Осташков" Тверской области.
Из вышеперечисленных норм следует, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым полностью отнесена территория Осташковского района.
Материалами дела подтверждается, что постановлением главы МО "Осташковский район" от 16 июня 2009 года N 785 Г. в собственность за плату был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу, площадью га под индивидуальное жилищное строительство.
Между комитетом по управлению имуществом МО "Осташковский район" и Г. 19 июня 2009 года заключен договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер, площадью кв. м, расположенного по адресу из земель населенных пунктов кадастровой стоимостью руб. (п. п. 1.1 - 1.4 договора) за. (п. 2.1 договора). Согласно п. 2.2 договора расчет между сторонам произведен полностью до подписания настоящего договора.
В передаточном акте земельного участка от 19 июня 2009 года указано, что продавец (комитет по управлению имуществом МО "Осташковский район") в соответствии с договором купли-продажи от 19.06.2009 года передал в собственность покупателя (Г.), а покупатель принял от продавца земельный участок кадастровый номер, площадью кв. м, расположенный по адресу (л.д. 16).
Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано Г. в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 1.06.2011 года N в которой указано, что Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:, кадастровый номер, ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
Исследованными доказательствами подтверждено, что данный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным Постановление главы МО "Осташковский район" N 785 от 16 июня 2009 года.
Проанализировав положения статьей 166, 167, 168 Гражданского кодекса РФ, приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования Волжского межрайонного природоохранного прокурора в части признания договора купли-продажи спорного земельного участка ничтожным, основаны на действующем законодательстве.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции, со ссылкой на состоявшиеся судебные акты Тверского областного суда от 19 ноября 2010 года и Верховного суда Российской Федерации от 02 февраля 2011 года, правильно применены по настоящему делу положения постановления администрации Тверской области N 305-па.
Опубликованное 13 марта 2009 года в газете "Тверская жизнь" постановление N 305-па, содержит данные о вхождении территории Осташковского района полностью в границы курорта местного значения "Селигер", что само по себе указывает на то, что участие К. в совершении сделки от 16 июня 2009 года исключает возможность признать К. добросовестным приобретателем, поскольку она не могла не знать о законодательном запрете на передачу земельного участка в собственность.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы о том, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка информации об отнесении к категории - земли населенных пунктов и каких-либо ограничений, обременений, а также отнесения участка к землям особо охраняемых территорий, ограниченных в обороте не имелось, - правового значения для разрешение возникшего спора, не имеют, поскольку, как указано выше в определении судебной коллегии, вся территория Осташковского района отнесена к особо охраняемым природным территориям озера Селигер и Верхневолжских озер местного значения.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и выводов суда, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)