Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 20.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3416/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. по делу N 33-3416/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Стыцюн С.А. и Душнюк Н.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Паданского сельского поселения, открытого акционерного общества "Сегежский ЦБК" на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 30 августа 2012 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Паданского сельского поселения и открытому акционерному обществу "Сегежский ЦБК" о ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

иск подан по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что в квартале 17 выдел 27 Селегского участкового лесничества на территории Паданского сельского поселения Медвежьегорского района расположена несанкционированная свалка бытовых отходов на площади 0,2 га. В соответствии с договором аренды лесного участка N 54-з от 19.12.2008 данный участок лесного фонда находится в аренде ОАО "Сегежский ЦБК". Ответчиками не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной свалки, что является нарушением конституционного права на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на положения ст. ст. 3, 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 35 Лесного кодекса РФ, Карельский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 17 выдел 27 Селегского участкового лесничества.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию Паданского сельского поселения и ОАО "Сегежский ЦБК" в течение 14 дней после вступления решения суда в законную силу солидарными действиями ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Паданского сельского поселения в квартале 17 выдел 27 Селегского (Паданского по лесоустройству) участкового лесничества общей площадью 0,2 га.
С решением суда не согласны ответчики. В апелляционной жалобе администрация Паданского сельского поселения просит изменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять по делу новое решение, в котором отказать Карельскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении заявленных требований к администрации. В обоснование жалобы указывает, что Лесным кодексом РФ установлен особый порядок обращения с отходами на землях лесного фонда. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих земельных участков на основании проекта освоения лесов. Ссылается на то, что земельный участок, на территории которого располагается несанкционированная свалка, находится в аренде у ОАО "Сегежский ЦБК", что подтверждается договором аренды N 54-з от 19.12.2008.
В апелляционной жалобе ОАО "Сегежский ЦБК" просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части привлечения ОАО "Сегежский ЦБК" к ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование жалобы указывает, что не является надлежащим ответчиком. Ссылается на то, что доказательства, свидетельствующие о том, что несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов на арендуемых Обществом лесных участках образовалась в результате производственной деятельности самого Общества, отсутствуют. Полагает, что в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" надлежащим ответчиком по делу является администрация Паданского сельского поселения. Указывает, что несанкционированный сбор и вывоз отходов из населенных пунктов Паданского сельского поселения в места расположения несанкционированных свалок свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления, уклоняющихся от исполнения обязательств по организации сбора, вывоза мусора с территории поселения и его утилизации.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации Паданского сельского поселения Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что в соответствии с п. 18. ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В возражениях на апелляционную жалобу ОАО "Сегежский ЦБК" Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством арендатор отвечает за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке в силу закона независимо от его вины.
Прокурор Крылов Д.И. в суде апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционных жалоб.
Ответчики администрация Паданского сельского поселения и ОАО "Сегежский ЦБК" в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о дне и времени его проведения.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель.
Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пунктов 2, 4, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, в квартале 17 выдел 27 Селегского участкового лесничества (на территории Паданского сельского поселения) расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, мусора на площади 0,2 га, объемом 402 м 3, что подтверждается актом осмотра от 09.07.2012, протоколом о лесонарушении N 26 от 09.07.2012.
В соответствии с договором аренды лесного участка N 54-з от 19 декабря 2008 года арендатором лесного участка, на котором расположена свалка, является ОАО "Сегежский ЦБК". Договор заключен на срок по 31.12.2053.
Пунктом 4.4.13 договора аренды предусмотрены обязанности арендатора, в том числе: соблюдать Правила санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду.
Установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства, с учетом положений ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4, 7, 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 51, 55, 83 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 8, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. ст. 14, 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, принимая во внимание, что наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую среду, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, правильно при этом определив надлежащих ответчиков по делу в лице ОАО "Сегежский ЦБК" и администрации Паданского сельского поселения. При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения городских, сельских поселений, сам по себе факт передачи в аренду лесного участка не освобождает муниципальные органы от обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов. ОАО "Сегежский ЦБК", являясь арендатором указанного участка, обязано принимать меры санитарной безопасности, в т.ч. осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, на лесном участке, предоставленном в аренду.
Доводы жалобы ОАО "Сегежский ЦБК" относительно того, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов на арендуемых Обществом лесных участках образовалась в результате производственной деятельности самого Общества, в связи с чем Общество является ненадлежащим ответчиком по делу, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления. Указанные обстоятельства не имеют правового значения применительно к рассматриваемой ситуации с учетом обозначенных выше законоположений, принимая во внимание, что обязанность арендатора лесного участка (как лица, ответственного за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке) принимать меры, в т.ч. и к ликвидации несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов, предусмотрена действующим законодательством.
Иные доводы жалоб также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене по сути правильного судебного постановления.
Фактические обстоятельства выяснены судом первой инстанции полно и правильно, а доводы апелляционных жалоб направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Судом первой инстанции выполнены требования ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в решении указано, по каким мотивам суд принял те или иные доказательства, судом доказательствам дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 30 августа 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)