Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7576

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. по делу N 33-7576


Судья Алексеев А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего: Балуевой Н.А., судей: Кустовой И.Ю., Панковой Т.В., при секретаре Ш.,
рассмотрев 05 сентября 2012 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по представлению Прокуратуры Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 июня 2012 года, которым постановлено: отказать в удовлетворении заявления Прокурора Пермского края о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Пермского края по правовой регламентации порядка предоставления многодетным семьям земельных участков за счет земель государственной собственности, понуждении к исполнению требования ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., настаивавшей на доводах апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия представительного органа власти субъекта РФ - Законодательного Собрания Пермского края, выраженное в непринятии мер к правовой регламентации порядка реализации на территории Пермского края гражданами, имеющими 3-х и более детей, права на получение земельных участков за счет земель государственной собственности (из состава земель федеральной собственности и собственности Пермского края) в соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, понуждении Законодательного собрания Пермского края исполнить требование ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ о регламентации порядка реализации гражданами, имеющими 3-х и более детей, права на получение земельных участков за счет земель государственной собственности (из состава земель федеральной собственности и собственности Пермского края). В обоснование своих требований указал, что в силу ч. 2 ст. 28, ст. 16 Земельного кодекса РФ законом субъекта РФ должен быть регламентирован порядок реализации гражданами, имеющими 3-х и более детей, права на получение земельных участков, в том числе из состава земель государственной собственности, с учетом установленной Федеральным законом компетенции по распоряжению соответствующими земельными участками. Законом Пермского края регламентирован порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Пермском крае. Однако, указанный Закон распространяет действие на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не регламентируя основания и порядок реализации гражданами прав на получение участков из земель государственной собственности. Неурегулированность оснований и процедуры реализации многодетными семьями права на получение земельных участков из земель краевой и федеральной собственности нарушает право граждан на получение таких участков и создает препятствие к реализации гражданами их законного права. В целях устранения пробелов в правовом регулировании порядка реализации гражданами прав на получение земельных участков прокуратурой края в Законодательной Собрание Пермского края внесены предложения о дополнении рассматриваемого закона соответствующими нормами. Письмом председателя Законодательного Собрания Пермского края от 27 февраля 2012 года предложения прокуратуры отклонены.
В судебном заседании представитель Прокурора Пермского края на удовлетворении требований настаивала.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на пропуск прокурором Пермского края трехмесячного срока давности обращения с заявлением, предусмотренного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ. Закон Пермского края от 1 февраля 2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" вступил в законную силу 16 декабря 2011 года. Заявление подано прокурором в апреле 2012 года, что свидетельствует о нарушении срока. Прокурор в своем заявлении не обосновал незаконность бездействия Законодательного Собрания Пермского края.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с апелляционным представлением на которое обратилась Прокуратура Пермского края, указывая на то, что выводы суда основаны на неверном применении норм, регламентирующих деятельность представительного органа государственной власти субъекта РФ - Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края". Законодательное Собрание Пермского края является высшим и единственным органом законодательной власти Пермского края, к основным функциям которого отнесено осуществление правовой регламентации различных сфер общественной жизни посредством принятия законов Пермского края, внесения в них изменений и дополнений. При этом законопроекты на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края могут выноситься только субъектами права законодательной инициативы, к числу которых, отнесены комитеты Законодательного Собрания Пермского края. Координацию деятельности комитетов и оказание им помощи в работе осуществляет председатель Законодательного Собрания Пермского края. Законодательное Собрание Пермского края обязано исполнить требование федерального закона о правовой регламентации обозначенных в ст. 28 ЗК РФ вопросов, и наделено достаточными полномочиями для реализации указанной обязанности, в т.ч. посредством инициирования вопроса о разработке соответствующего законопроекта. Считает, что обязанность по принятию законов на территории Пермского края, а также ответственность за принятие не соответствующих федеральному законодательству региональных законов (не принятие региональных законов) возложена не на субъекты законодательной инициативы, а на Законодательное Собрание Пермского края.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционного представления (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено, что Законом Пермского края от 1 декабря 2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" регламентирован порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Пермском крае. В силу ст. 1 Закона Пермского края от 1 декабря 2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что не усматривается незаконного бездействия Законодательного Собрания Пермского края по непринятию мер к правовой регламентации порядка реализации права многодетных семей на получение земельных участков за счет земель государственной собственности.
Данные выводы суда правомерны, они основаны на нормах права и установленных судом обстоятельствах дела.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционного представления о том, что к числу субъектов законодательной инициативы относятся комитеты Законодательного собрания Пермского края, что дает право Законодательному собранию Пермского края инициировать вопрос о разработке соответствующего законопроекта, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно ст. 19 Устава Пермского края от 27.04.2007 N 32-ПК правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пермского края обладают: депутаты Законодательного Собрания Пермского края, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции, депутатские группы) Законодательного Собрания Пермского края, губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, представительные органы муниципальных образований Пермского края, главы муниципальных районов и городских округов Пермского края, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные на территории Пермского края; представители Пермского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет муниципальных образований Пермского края.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.
Поскольку принятие законопроектов Пермского края отнесено к исключительной компетенции Законодательного Собрания Пермского края, вмешательство в их деятельность исключается.
Не возможно оказание воздействия на комитет Законодательного собрания Пермского края инициировать вопрос разработки законопроекта. Никто не вправе понудить субъект законодательной инициативы к реализации его прав.
Требования прокурора сводятся к возложению обязанности на Законодательное собрание Пермского края исполнить требования ст. 28 ЗК РФ о регламентации порядка реализации гражданами соответствующих прав.
Действия по регламентации порядка реализации гражданами своих прав, в частности прав, предусмотренных ст. 28 ЗК РФ, возможно совершить путем принятия соответствующего закона, либо внесения изменений в ранее принятый закон.
Однако, в силу вышеприведенных норм права, никто не вправе обязать Законодательное Собрание Пермского края, принять какой либо закон, или внести изменения в действующий Закон Пермского края.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 7-ПК "О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края" законопроекты вносятся в Законодательное Собрание субъектами права законодательной инициативы, определенными Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом Пермского края.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения на рассмотрение Законодательного Собрания: а) законопроектов; б) поправок к законопроектам.
Суд, с учетом положений действующего законодательства, а именно ст. 3 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии поступившего в Законодательное Собрание Пермского края проекта нормативного правового акта, либо проекта внесения изменения в нормативно правовой акт, на Законодательное Собрание Пермского края не может быть возложена ответственность за непринятие данного акта, а бездействия по непринятию закона не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, апелляционное представление прокурора не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Доводам сторон и имеющимся в деле материалам, судом дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда должным образом мотивированы.
Оснований для отмены решения суда, установленных положениями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 июня 2012 года по доводам, изложенным в апелляционном представлении прокуратуры Пермского края оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)