Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Д.,
с участием прокуроров прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., Шильниковой В.В.,
представителя заинтересованного лица Законодательного Собрания Пермского края С.,
представителя заинтересованного лица губернатора Пермского края Я.,
представителя заинтересованного лица администрации Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края К1.,
рассмотрел 10 октября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района,
20 марта 2008 года Законодательным Собранием Пермского края принят и 7 апреля 2008 года губернатором Пермского края подписан Закон Пермского края N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК).
Текст документа опубликован в Российской газете 9 апреля 2008 года, N 76, Собрании законодательства Пермского края 27 мая 2008 года, N 5, 1 часть.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района. В обоснование заявленных требований указал, что данное положение Закона принято с нарушением установленного на территории края порядка решения вопросов административно-территориального устройства. В Пермском крае порядок образования, объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ и наименований определен Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края". Согласно данному Закону в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369, действовавшей на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, все административно-территориальные единицы и населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население, подлежат учету и регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 12 указанного Закона исключение из учетных данных населенных пунктов производится в случае выезда или переселения жителей. При проведении прокурорской проверки установлено, что деревня Демино упразднена необоснованно, так как на момент принятия Закона деревня продолжала свое существование, в ней постоянно проживали граждане. По данным отдела Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Пермском районе в деревне Демино по месту жительства зарегистрирована с 16 ноября 2007 года К2. Также установлено, что в деревне постоянно проживали и другие граждане, около 15 человек. Поскольку на момент принятия краевого Закона в деревне Демино постоянно проживало население, основания для ее упразднения отсутствовали.
В уточненном заявлении первый заместитель прокурора Пермского края также указал, что пункт 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района противоречит федеральному законодательству, принят с нарушением установленного порядка решения вопросов административно-территориального устройства. Дополнительно указал, что на федеральном уровне порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц и населенных пунктов определен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР", действующим в части не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Пунктом 38 данного Указа установлено, что населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Закрепленное в Указе положение полностью воспроизведено в ч. 4 ст. 1 Закона Пермской области "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" и является действующим.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Пермского муниципального района Пермского края, администрация Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края.
В судебном заседании участвующие в деле прокуроры Масленникова И.А., Шильникова В.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержали.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края С. против удовлетворения заявленных прокурором требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 138-140, 207-209 т. 1). Указала, что Закон Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит, процедура принятия Закона была соблюдена.
Представитель губернатора Пермского края Я. поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах на заявление (л.д. 175-177 т. 1, л.д. 9-11 т. 2). Просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать, указав на то, что оснований для обращения прокурора с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ не имелось, так как Закон Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР" противоречит Конституции Российской Федерации, поэтому применению не подлежит; при принятии закона были соблюдены все необходимые требования, предъявляемые к процедуре; проведение Законодательным Собранием Пермского края проверок достоверности документов, необходимых для принятия закона, представленных лицом, обладающим правом законодательной инициативы, не предусмотрено; оснований сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в акте комиссии об исключении из учетных данных населенного пункта д. Демино у Законодательного Собрания Пермского края не имелось.
Администрация Пермского муниципального района Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Представитель администрации Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края - /должность/ администрации К1. полагал, что в случае установления при рассмотрении дела факта постоянного проживания населения в д. Демино на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Заслушав объяснения прокуроров прокуратуры Пермского края, участвующих в деле, представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статей 11 (части 2, 3), 66 (часть 2), 67, 71, 72, 73, 76 (часть 4) Конституции Российской Федерации вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации находятся в ведении данного субъекта и регламентируются его законами.
В силу п.п. "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК) административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Уставом Пермского края определено, что принципы административно-территориального деления Пермского края, границы административно-территориальных единиц Пермского края, их виды, статус и состав, порядок их образования, преобразования, упразднения, объединения, разделения, а также установления и изменения их границ устанавливаются законами Пермского края (часть 3 статьи 6).
Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц в Пермском крае, установления и изменения их границ и наименований установлен Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" (далее - Закон Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) к ведению Законодательного Собрания Пермской области относится рассмотрение и принятие законов об административно-территориальных преобразованиях, а также учет изменений в административно-территориальном устройстве.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) административно-территориальное устройство - это разделение территории области в целях осуществления государственного управления на определенные части, в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти; административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами и прилегающими к ним землями, имеющая название, установленный законом соответствующий статус (административный район, район в городе, городской населенный пункт, сельский населенный пункт); населенный пункт - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания и жизнедеятельности людей; городской населенный пункт - населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных); сельский населенный пункт - населенный пункт (село, деревня, сельский поселок, хутор), который не отнесен к категории городских населенных пунктов.
Частью 1 статьи 12 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) определено, что учету и регистрации подлежат все административно-территориальные единицы и населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население.
Аналогичные условия содержатся в п. 34 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР".
Частью 4 ст. 12 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) определено, что населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, поселков городского типа или объединены с другими населенными пунктами.
Согласно части 2 статьи 1 Устава Пермского края Пермский край является правопреемником Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
В силу ст. 16 Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" законы и иные нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, принятые до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона до дня образования Пермского края, действуют на соответствующих территориях Пермского края в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке (в редакции Федерального конституционного закона от 30.06.2005 года N 5-ФКЗ).
Таким образом, вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации находятся в ведении данного субъекта и регламентируются его законами. На территории Пермского края исключение из учетных данных и, соответственно, упразднение населенного пункта относится к вопросам, которые регулируются Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края". Рассмотрение и принятие законов об административно-территориальных преобразованиях относится к ведению Законодательного Собрания Пермского края.
Исключение из учетных данных населенных пунктов на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в соответствии с Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 должно было производиться в случаях отсутствия проживающего в них населения. Каких-либо особых требований для упразднения населенных пунктов Пермского края данный Закон не содержит.
Пунктом 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" населенный пункт деревня Демино был упразднен в связи с отсутствием постоянно проживающего населения как фактически прекративший свое существование.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Право внесения вопросов административно-территориальных преобразований на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края предусмотрено частью 2 статьи 5 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67.
Порядок внесения в Законодательное Собрание Пермского края и рассмотрения Законодательным Собранием проектов законов Пермского края, принятия и обнародования законов Пермского края установлен Законом Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК "О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края".
Согласно части 2 статьи 9 данного Закона рассмотрение законопроектов Законодательным Собранием края осуществляется в двух чтениях, за исключением проекта Устава Пермского края, законопроектов о внесении изменений и дополнений в Устав Пермского края, которые рассматриваются в трех чтениях.
Частью 6 статьи 9 Закона Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК предусмотрено, что решение о принятии законопроекта в первом чтении принимается большинством голосов депутатов, избранных в Законодательное Собрание Пермского края. В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание Пермского края устанавливает предельный срок подачи поправок, после которого поправки не принимаются и не рассматриваются.
В соответствии со статьями 12, 13 Закона Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК перед голосованием по поправкам проводится голосование о принятии законопроекта, подготовленного ко второму чтению за основу; решение считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов, присутствующих на заседании; решение о принятии закона Пермского края оформляется постановлением Законодательного Собрания Пермского края.
Статьей 14 названного Закона установлено, что принятый Законодательным Собранием закон Пермского края в течение четырнадцати календарных дней направляется губернатору для обнародования; губернатор обязан в течение четырнадцати календарных дней обнародовать (официально опубликовать) закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания; до истечения установленного для обнародования срока губернатор вправе отклонить закон и возвратить его в Законодательное Собрание на повторное рассмотрение с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений; официальным опубликованием закона Пермского края считается первая по времени публикация его полного текста в одной из газет: "Пермские новости", "Звезда", "Российская газета" и(или) в "Собрании законодательства Пермского края".
Судом установлено, что проект закона Пермского края "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края губернатором Пермского края 13 ноября 2007 года (л.д. 146 т. 1).
До внесения губернатором края проекта данного закона на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края председателем Департамента муниципального развития 14 августа 2007 года проект закона был направлен на согласование главам муниципальных районов и городских округов Пермского края (л.д. 150 т. 1). Данный законопроект рассматривался Законодательным Собранием Пермского края в двух чтениях:
- - Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 14 декабря 2007 года N 554 проект закона принят в первом чтении большинством голосов депутатов (л.д. 142, 143, 144-145 т. 1);
- - Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 20 марта 2008 года N 700 закон принят во втором чтении большинством голосов депутатов и направлен губернатору Пермского края для подписания и опубликования (л.д. 155, 156, 157 т. 1).
7 апреля 2008 года губернатором Пермского края подписан Закон Пермского края N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" (л.д. 208 т. 1), который был опубликован в Российской газете 9 апреля 2008 года, N 76, Собрании законодательства Пермского края 27 мая 2008 года, N 5, 1 часть.
Суд считает, что порядок принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района, установленный Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369), нельзя признать соблюденным.
Статьей 13 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции, действовавшей на момент принятии Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК) было установлено, что для учета и регистрации населенных пунктов, в результате образования, объединения, исключения из учетных данных, восстановления, в Законодательное Собрание Пермского края направляются следующие документы и материалы:
- - протокол общего собрания (схода) граждан объединяющихся населенных пунктов;
- - пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимого предложения с указанием:
а) причины объединения населенных пунктов;
б) количества населения в них;
в) предложения о названии объединенного населенного пункта;
г) обоснования наименования вновь возникшего населенного пункта;
д) месторасположения населенного пункта (расстояние до центра административного района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения);
- - выкопировка из карты территории соответствующей административно-территориальной единицы с нанесением объединяемых населенных пунктов либо вновь возникших, или восстановленных;
- - акт об исключении из учетных данных населенного пункта, где указывается дата и место выезда или переселения жителей, наличие производственных объектов, состояние оставшихся в селении производственных, жилых строений и мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет основания для восстановления населенного пункта.
Акт составляется и подписывается комиссией в составе представителей органов местного самоуправления, органов земельных ресурсов и землеустройства.
В соответствии с ч. 2 статьи 3 Закона Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК "О порядке рассмотрения принятия и обнародования законов Пермского края" (в редакции Закона Пермского края от 27 июня 2007 года N 75-ПК" при внесении законопроекта на рассмотрение Законодательного Собрания субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены на имя председателя Законодательного Собрания:
а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая обоснование необходимости принятия закона, предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
в) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует финансовых затрат);
г) перечень законов Пермского края (Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа), требующих внесения изменений, дополнений или отмены в случае принятия закона;
д) проект постановления Законодательного Собрания о принятии законопроекта в первом чтении;
е) иные материалы и документы, предусмотренные законами края.
Из материалов дела видно, что при направлении губернатором Пермского края Законодательному Собранию Пермского края проекта закона Пермского края "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" были представлены также пояснительная записка к проекту закона, акт об исключении из учетных данных населенного пункта д. Демино Заболотского сельского поселения.
Согласно пояснительной записке к проекту Закона Пермского края "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" законопроект подготовлен в целях упразднения административно-территориальных единиц, в которых отсутствует постоянно проживающее население, зарегистрированное по месту жительства (л.д. 147 т. 1).
Из акта, составленного комиссией в составе: /должность/ Пермского муниципального района Ц. и Б1., /должность/ отдела по землеустройству комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района П1., следует, что последний житель деревни Демино умер в 2001 году, производственных объектов не имеется, имеются ветхие жилые строения. Комиссией сделан вывод о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта (д. 151 т. 1).
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что сведения, содержащиеся в указанном акте на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае", об отсутствии постоянно проживающего населения и ветхости находящихся в деревне Демино Заболотского сельского поселения строений, не соответствовали фактическим обстоятельствам.
Как следует из письменного объяснения члена комиссии, составившей акт об исключении из учетных данных деревни Демино, Ц., которое было получено в ходе прокурорской проверки 27 февраля 2012 года, на момент подписания указанного акта никто из граждан в д. Демино по месту жительства не проживал, указанный факт проверялся путем направления запросов в администрацию Заболотского сельского поселения и УФМС (л.д. 60-61 т. 1).
Между тем, согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711, к полномочиям Федеральной миграционной службы и ее подразделений относится, в том числе регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В полномочия Федеральной миграционной службы не входит учет и регистрация фактически проживающего населения в том или ином населенном пункте. Таким образом, УФМС располагает сведениями о лицах, зарегистрированных по месту жительства или пребывания, в связи с чем не могло представить сведения, подтверждающие наличие или отсутствие постоянно проживающего населения в д. Демино Пермского района.
Из объяснения главы администрации Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в судебном заседании следует, что основанием для направления сведений о том, что в д. Демино отсутствует постоянно проживающее население, послужил факт отсутствия зарегистрированных по месту жительства в д. Демино граждан. При этом не проверялось, проживают ли фактически постоянно в данном населенном пункте граждане.
В письмах, направленных /должность/ Заболотского сельского поселения Н1. 11 марта 2009 года, М1. 25 октября 2011 года, в прокуратуру Пермского района 28 февраля 2012 года, указывается, что деревня Демино была упразднена в связи отсутствием на протяжении многих лет постоянно зарегистрированных граждан (л.д. 13, 58, 63 т. 1).
Между тем, факт отсутствия регистрации по месту жительства граждан не свидетельствует об отсутствии постоянно проживающего в населенном пункте.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции федеральных законов от 02.11.2004 года N 127-ФЗ, от 18.07.2006 года N 121-ФЗ) под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и(или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В ходе проведения прокурорской проверки были получены письменные объяснения граждан В1., В2., М2., М3., Н2., П2., Н3., Н4., согласно которым на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК и ранее они постоянно проживали в д. Демино. Им известно о том, что на момент принятия закона об упразднении деревни Демино в этой деревне постоянно проживали граждане (л.д. 72, 73, 76-78, 79-81, 91-93, 94-96, 97-99, 100-102 т. 1).
При рассмотрении дела в судебном заседании в качестве свидетелей были опрошены Б2., В2., М1., Н3., которые показали, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК они постоянно проживали в жилых домах в д. Демино Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, вели личное подсобное хозяйство, кроме них в деревне Демино также постоянно проживали другие граждане, всего в д. Демино на момент принятия закона об упразднении деревни было более 36 жилых домов.
Также в судебном заседании установлено, что с 16 ноября 2007 года в д. Демино, ул. <***> по месту жительства зарегистрирована К2.
Указанное обстоятельство подтверждается сообщением начальника Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Пермском районе (л.д. 62 т. 1), копией адресного листка (л.д. 218 т. 1).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Б2. показал, что К2. жила в деревне Демино постоянно.
Свидетель Н3. показала, что К2. зарегистрирована по месту жительства в доме, принадлежащем матери К2.
Из материалов дела также видно, что до упразднения деревни Демино на территории данной деревни находились земельные участки, в том числе предоставленные для ведения личных подсобных хозяйств, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 23, 25, 26, 27, 29, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 41).
На некоторых земельных участках возведены жилые дома. Так, из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что М2. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: Пермский район, Заболотский с/с, д. Демино, дата государственной регистрации 26.10.2000 года (л.д. 223 т. 1), Б2. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: Пермский район, Заболотское с/п, д. Демино, дата государственной регистрации - 17.03.2007 года (л.д. 224 т. 1), Н1. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: Пермский район, Заболотское с/п, д. Демино, ул. <***>, дата государственной регистрации - 14.12.2007 года (л.д. 226 т. 1).
Суд считает установленным, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК в деревне Демино постоянно проживало население.
Доводы представителя губернатора Пермского края о том, что на основании показаний свидетелей, которые, по его мнению, являются лицами, заинтересованными в исходе дела, факт постоянного проживания населения в деревне Демино на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, не может быть установлен, во внимание суду следует принять акт об исключении из учетных данных деревни Демино, который не оспорен в судебном порядке и недействительным не признан, являются несостоятельными.
Акт об исключении из учетных данных деревни Демино сам по себе основанием для возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей не является. Данный акт не является доказательством, безусловно опровергающим факт постоянного проживания граждан в населенном пункте, в связи с чем подлежит оценке наравне с другими доказательствами по делу.
Оснований не доверять показаниям лиц, допрошенных в ходе прокурорской проверки, и показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании, не имеется.
Лица, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей, предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Кроме того показания Б2., В3., М1., Н3. являются последовательными, не противоречат друг другу.
Ссылка представителя губернатора Пермского края на что, что факт проживания граждан может быть установлен только в судебном порядке в рамках отдельного гражданского дела, не основана на законе.
Кроме того показания свидетелей о постоянном проживании населения в д. Демино косвенно подтверждаются документами о праве собственности граждан на объекты недвижимости, находящиеся в д. Демино.
Не нашли в судебном заседании своего подтверждения сведения, содержащиеся в акте об исключении из учетных данных деревни Демино, о том, что на момент составления данного акта в деревне имеются только ветхие строения.
Показаниями свидетелей Б2., В3., М1., Н3. подтверждается, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, большинство жилых домов в д. Демино не являлись ветхими. На фотографиях, копии которых содержатся на л.д. 15-21 т. 1, и которые, как пояснила свидетель В2., были сделаны ею в конце 2008 года, содержатся изображения некоторых домов. Оснований полагать, что изображенные на этих фотографиях дома, являются ветхими, не установлено.
Сведений о том, что в установленном порядке было проведено обследование домов в д. Демино и жилые дома были признаны ветхими, в материалах дела не содержится.
Поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-П в деревне Демино Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края фактически проживало население, оснований для упразднения данной деревни не имелось. Единственным условием исключения из учетных данных населенного пункта в соответствии с законом края, регулирующим вопросы административно-территориального устройства, является отсутствие фактически проживающего в нем населения. В данном случае это условие не было соблюдено.
При указанных обстоятельствах, в связи с тем, что пункт 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района принят с нарушением установленного на территории края порядка решения вопросов административно-территориального устройства, он в соответствии со ст. 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199, ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу недействующим пункт 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Российская газета" и(или) в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 15 октября 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.10.2012 ПО ДЕЛУ N 3-173-2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. по делу N 3-173-2012
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Д.,
с участием прокуроров прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., Шильниковой В.В.,
представителя заинтересованного лица Законодательного Собрания Пермского края С.,
представителя заинтересованного лица губернатора Пермского края Я.,
представителя заинтересованного лица администрации Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края К1.,
рассмотрел 10 октября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района,
установил:
20 марта 2008 года Законодательным Собранием Пермского края принят и 7 апреля 2008 года губернатором Пермского края подписан Закон Пермского края N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК).
Текст документа опубликован в Российской газете 9 апреля 2008 года, N 76, Собрании законодательства Пермского края 27 мая 2008 года, N 5, 1 часть.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района. В обоснование заявленных требований указал, что данное положение Закона принято с нарушением установленного на территории края порядка решения вопросов административно-территориального устройства. В Пермском крае порядок образования, объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ и наименований определен Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края". Согласно данному Закону в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369, действовавшей на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, все административно-территориальные единицы и населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население, подлежат учету и регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 12 указанного Закона исключение из учетных данных населенных пунктов производится в случае выезда или переселения жителей. При проведении прокурорской проверки установлено, что деревня Демино упразднена необоснованно, так как на момент принятия Закона деревня продолжала свое существование, в ней постоянно проживали граждане. По данным отдела Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Пермском районе в деревне Демино по месту жительства зарегистрирована с 16 ноября 2007 года К2. Также установлено, что в деревне постоянно проживали и другие граждане, около 15 человек. Поскольку на момент принятия краевого Закона в деревне Демино постоянно проживало население, основания для ее упразднения отсутствовали.
В уточненном заявлении первый заместитель прокурора Пермского края также указал, что пункт 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района противоречит федеральному законодательству, принят с нарушением установленного порядка решения вопросов административно-территориального устройства. Дополнительно указал, что на федеральном уровне порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц и населенных пунктов определен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР", действующим в части не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Пунктом 38 данного Указа установлено, что населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Закрепленное в Указе положение полностью воспроизведено в ч. 4 ст. 1 Закона Пермской области "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" и является действующим.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Пермского муниципального района Пермского края, администрация Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края.
В судебном заседании участвующие в деле прокуроры Масленникова И.А., Шильникова В.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержали.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края С. против удовлетворения заявленных прокурором требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 138-140, 207-209 т. 1). Указала, что Закон Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит, процедура принятия Закона была соблюдена.
Представитель губернатора Пермского края Я. поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах на заявление (л.д. 175-177 т. 1, л.д. 9-11 т. 2). Просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать, указав на то, что оснований для обращения прокурора с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ не имелось, так как Закон Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР" противоречит Конституции Российской Федерации, поэтому применению не подлежит; при принятии закона были соблюдены все необходимые требования, предъявляемые к процедуре; проведение Законодательным Собранием Пермского края проверок достоверности документов, необходимых для принятия закона, представленных лицом, обладающим правом законодательной инициативы, не предусмотрено; оснований сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в акте комиссии об исключении из учетных данных населенного пункта д. Демино у Законодательного Собрания Пермского края не имелось.
Администрация Пермского муниципального района Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Представитель администрации Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края - /должность/ администрации К1. полагал, что в случае установления при рассмотрении дела факта постоянного проживания населения в д. Демино на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Заслушав объяснения прокуроров прокуратуры Пермского края, участвующих в деле, представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статей 11 (части 2, 3), 66 (часть 2), 67, 71, 72, 73, 76 (часть 4) Конституции Российской Федерации вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации находятся в ведении данного субъекта и регламентируются его законами.
В силу п.п. "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК) административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Уставом Пермского края определено, что принципы административно-территориального деления Пермского края, границы административно-территориальных единиц Пермского края, их виды, статус и состав, порядок их образования, преобразования, упразднения, объединения, разделения, а также установления и изменения их границ устанавливаются законами Пермского края (часть 3 статьи 6).
Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц в Пермском крае, установления и изменения их границ и наименований установлен Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" (далее - Закон Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) к ведению Законодательного Собрания Пермской области относится рассмотрение и принятие законов об административно-территориальных преобразованиях, а также учет изменений в административно-территориальном устройстве.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) административно-территориальное устройство - это разделение территории области в целях осуществления государственного управления на определенные части, в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти; административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами и прилегающими к ним землями, имеющая название, установленный законом соответствующий статус (административный район, район в городе, городской населенный пункт, сельский населенный пункт); населенный пункт - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания и жизнедеятельности людей; городской населенный пункт - населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных); сельский населенный пункт - населенный пункт (село, деревня, сельский поселок, хутор), который не отнесен к категории городских населенных пунктов.
Частью 1 статьи 12 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) определено, что учету и регистрации подлежат все административно-территориальные единицы и населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население.
Аналогичные условия содержатся в п. 34 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР".
Частью 4 ст. 12 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369) определено, что населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, поселков городского типа или объединены с другими населенными пунктами.
Согласно части 2 статьи 1 Устава Пермского края Пермский край является правопреемником Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
В силу ст. 16 Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" законы и иные нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, принятые до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона до дня образования Пермского края, действуют на соответствующих территориях Пермского края в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке (в редакции Федерального конституционного закона от 30.06.2005 года N 5-ФКЗ).
Таким образом, вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации находятся в ведении данного субъекта и регламентируются его законами. На территории Пермского края исключение из учетных данных и, соответственно, упразднение населенного пункта относится к вопросам, которые регулируются Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края". Рассмотрение и принятие законов об административно-территориальных преобразованиях относится к ведению Законодательного Собрания Пермского края.
Исключение из учетных данных населенных пунктов на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в соответствии с Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 должно было производиться в случаях отсутствия проживающего в них населения. Каких-либо особых требований для упразднения населенных пунктов Пермского края данный Закон не содержит.
Пунктом 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" населенный пункт деревня Демино был упразднен в связи с отсутствием постоянно проживающего населения как фактически прекративший свое существование.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Право внесения вопросов административно-территориальных преобразований на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края предусмотрено частью 2 статьи 5 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67.
Порядок внесения в Законодательное Собрание Пермского края и рассмотрения Законодательным Собранием проектов законов Пермского края, принятия и обнародования законов Пермского края установлен Законом Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК "О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края".
Согласно части 2 статьи 9 данного Закона рассмотрение законопроектов Законодательным Собранием края осуществляется в двух чтениях, за исключением проекта Устава Пермского края, законопроектов о внесении изменений и дополнений в Устав Пермского края, которые рассматриваются в трех чтениях.
Частью 6 статьи 9 Закона Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК предусмотрено, что решение о принятии законопроекта в первом чтении принимается большинством голосов депутатов, избранных в Законодательное Собрание Пермского края. В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание Пермского края устанавливает предельный срок подачи поправок, после которого поправки не принимаются и не рассматриваются.
В соответствии со статьями 12, 13 Закона Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК перед голосованием по поправкам проводится голосование о принятии законопроекта, подготовленного ко второму чтению за основу; решение считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов, присутствующих на заседании; решение о принятии закона Пермского края оформляется постановлением Законодательного Собрания Пермского края.
Статьей 14 названного Закона установлено, что принятый Законодательным Собранием закон Пермского края в течение четырнадцати календарных дней направляется губернатору для обнародования; губернатор обязан в течение четырнадцати календарных дней обнародовать (официально опубликовать) закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания; до истечения установленного для обнародования срока губернатор вправе отклонить закон и возвратить его в Законодательное Собрание на повторное рассмотрение с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений; официальным опубликованием закона Пермского края считается первая по времени публикация его полного текста в одной из газет: "Пермские новости", "Звезда", "Российская газета" и(или) в "Собрании законодательства Пермского края".
Судом установлено, что проект закона Пермского края "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края губернатором Пермского края 13 ноября 2007 года (л.д. 146 т. 1).
До внесения губернатором края проекта данного закона на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края председателем Департамента муниципального развития 14 августа 2007 года проект закона был направлен на согласование главам муниципальных районов и городских округов Пермского края (л.д. 150 т. 1). Данный законопроект рассматривался Законодательным Собранием Пермского края в двух чтениях:
- - Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 14 декабря 2007 года N 554 проект закона принят в первом чтении большинством голосов депутатов (л.д. 142, 143, 144-145 т. 1);
- - Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 20 марта 2008 года N 700 закон принят во втором чтении большинством голосов депутатов и направлен губернатору Пермского края для подписания и опубликования (л.д. 155, 156, 157 т. 1).
7 апреля 2008 года губернатором Пермского края подписан Закон Пермского края N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" (л.д. 208 т. 1), который был опубликован в Российской газете 9 апреля 2008 года, N 76, Собрании законодательства Пермского края 27 мая 2008 года, N 5, 1 часть.
Суд считает, что порядок принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района, установленный Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции Закона Пермской области от 10 ноября 2004 года N 1776-369), нельзя признать соблюденным.
Статьей 13 Закона Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в редакции, действовавшей на момент принятии Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК) было установлено, что для учета и регистрации населенных пунктов, в результате образования, объединения, исключения из учетных данных, восстановления, в Законодательное Собрание Пермского края направляются следующие документы и материалы:
- - протокол общего собрания (схода) граждан объединяющихся населенных пунктов;
- - пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимого предложения с указанием:
а) причины объединения населенных пунктов;
б) количества населения в них;
в) предложения о названии объединенного населенного пункта;
г) обоснования наименования вновь возникшего населенного пункта;
д) месторасположения населенного пункта (расстояние до центра административного района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения);
- - выкопировка из карты территории соответствующей административно-территориальной единицы с нанесением объединяемых населенных пунктов либо вновь возникших, или восстановленных;
- - акт об исключении из учетных данных населенного пункта, где указывается дата и место выезда или переселения жителей, наличие производственных объектов, состояние оставшихся в селении производственных, жилых строений и мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет основания для восстановления населенного пункта.
Акт составляется и подписывается комиссией в составе представителей органов местного самоуправления, органов земельных ресурсов и землеустройства.
В соответствии с ч. 2 статьи 3 Закона Пермского края от 6 марта 2007 года N 7-ПК "О порядке рассмотрения принятия и обнародования законов Пермского края" (в редакции Закона Пермского края от 27 июня 2007 года N 75-ПК" при внесении законопроекта на рассмотрение Законодательного Собрания субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены на имя председателя Законодательного Собрания:
а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая обоснование необходимости принятия закона, предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
в) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует финансовых затрат);
г) перечень законов Пермского края (Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа), требующих внесения изменений, дополнений или отмены в случае принятия закона;
д) проект постановления Законодательного Собрания о принятии законопроекта в первом чтении;
е) иные материалы и документы, предусмотренные законами края.
Из материалов дела видно, что при направлении губернатором Пермского края Законодательному Собранию Пермского края проекта закона Пермского края "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" были представлены также пояснительная записка к проекту закона, акт об исключении из учетных данных населенного пункта д. Демино Заболотского сельского поселения.
Согласно пояснительной записке к проекту Закона Пермского края "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" законопроект подготовлен в целях упразднения административно-территориальных единиц, в которых отсутствует постоянно проживающее население, зарегистрированное по месту жительства (л.д. 147 т. 1).
Из акта, составленного комиссией в составе: /должность/ Пермского муниципального района Ц. и Б1., /должность/ отдела по землеустройству комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района П1., следует, что последний житель деревни Демино умер в 2001 году, производственных объектов не имеется, имеются ветхие жилые строения. Комиссией сделан вывод о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта (д. 151 т. 1).
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что сведения, содержащиеся в указанном акте на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае", об отсутствии постоянно проживающего населения и ветхости находящихся в деревне Демино Заболотского сельского поселения строений, не соответствовали фактическим обстоятельствам.
Как следует из письменного объяснения члена комиссии, составившей акт об исключении из учетных данных деревни Демино, Ц., которое было получено в ходе прокурорской проверки 27 февраля 2012 года, на момент подписания указанного акта никто из граждан в д. Демино по месту жительства не проживал, указанный факт проверялся путем направления запросов в администрацию Заболотского сельского поселения и УФМС (л.д. 60-61 т. 1).
Между тем, согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711, к полномочиям Федеральной миграционной службы и ее подразделений относится, в том числе регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В полномочия Федеральной миграционной службы не входит учет и регистрация фактически проживающего населения в том или ином населенном пункте. Таким образом, УФМС располагает сведениями о лицах, зарегистрированных по месту жительства или пребывания, в связи с чем не могло представить сведения, подтверждающие наличие или отсутствие постоянно проживающего населения в д. Демино Пермского района.
Из объяснения главы администрации Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в судебном заседании следует, что основанием для направления сведений о том, что в д. Демино отсутствует постоянно проживающее население, послужил факт отсутствия зарегистрированных по месту жительства в д. Демино граждан. При этом не проверялось, проживают ли фактически постоянно в данном населенном пункте граждане.
В письмах, направленных /должность/ Заболотского сельского поселения Н1. 11 марта 2009 года, М1. 25 октября 2011 года, в прокуратуру Пермского района 28 февраля 2012 года, указывается, что деревня Демино была упразднена в связи отсутствием на протяжении многих лет постоянно зарегистрированных граждан (л.д. 13, 58, 63 т. 1).
Между тем, факт отсутствия регистрации по месту жительства граждан не свидетельствует об отсутствии постоянно проживающего в населенном пункте.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции федеральных законов от 02.11.2004 года N 127-ФЗ, от 18.07.2006 года N 121-ФЗ) под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и(или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В ходе проведения прокурорской проверки были получены письменные объяснения граждан В1., В2., М2., М3., Н2., П2., Н3., Н4., согласно которым на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК и ранее они постоянно проживали в д. Демино. Им известно о том, что на момент принятия закона об упразднении деревни Демино в этой деревне постоянно проживали граждане (л.д. 72, 73, 76-78, 79-81, 91-93, 94-96, 97-99, 100-102 т. 1).
При рассмотрении дела в судебном заседании в качестве свидетелей были опрошены Б2., В2., М1., Н3., которые показали, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК они постоянно проживали в жилых домах в д. Демино Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, вели личное подсобное хозяйство, кроме них в деревне Демино также постоянно проживали другие граждане, всего в д. Демино на момент принятия закона об упразднении деревни было более 36 жилых домов.
Также в судебном заседании установлено, что с 16 ноября 2007 года в д. Демино, ул. <***> по месту жительства зарегистрирована К2.
Указанное обстоятельство подтверждается сообщением начальника Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Пермском районе (л.д. 62 т. 1), копией адресного листка (л.д. 218 т. 1).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Б2. показал, что К2. жила в деревне Демино постоянно.
Свидетель Н3. показала, что К2. зарегистрирована по месту жительства в доме, принадлежащем матери К2.
Из материалов дела также видно, что до упразднения деревни Демино на территории данной деревни находились земельные участки, в том числе предоставленные для ведения личных подсобных хозяйств, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 23, 25, 26, 27, 29, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 41).
На некоторых земельных участках возведены жилые дома. Так, из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что М2. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: Пермский район, Заболотский с/с, д. Демино, дата государственной регистрации 26.10.2000 года (л.д. 223 т. 1), Б2. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: Пермский район, Заболотское с/п, д. Демино, дата государственной регистрации - 17.03.2007 года (л.д. 224 т. 1), Н1. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: Пермский район, Заболотское с/п, д. Демино, ул. <***>, дата государственной регистрации - 14.12.2007 года (л.д. 226 т. 1).
Суд считает установленным, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК в деревне Демино постоянно проживало население.
Доводы представителя губернатора Пермского края о том, что на основании показаний свидетелей, которые, по его мнению, являются лицами, заинтересованными в исходе дела, факт постоянного проживания населения в деревне Демино на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, не может быть установлен, во внимание суду следует принять акт об исключении из учетных данных деревни Демино, который не оспорен в судебном порядке и недействительным не признан, являются несостоятельными.
Акт об исключении из учетных данных деревни Демино сам по себе основанием для возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей не является. Данный акт не является доказательством, безусловно опровергающим факт постоянного проживания граждан в населенном пункте, в связи с чем подлежит оценке наравне с другими доказательствами по делу.
Оснований не доверять показаниям лиц, допрошенных в ходе прокурорской проверки, и показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании, не имеется.
Лица, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей, предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Кроме того показания Б2., В3., М1., Н3. являются последовательными, не противоречат друг другу.
Ссылка представителя губернатора Пермского края на что, что факт проживания граждан может быть установлен только в судебном порядке в рамках отдельного гражданского дела, не основана на законе.
Кроме того показания свидетелей о постоянном проживании населения в д. Демино косвенно подтверждаются документами о праве собственности граждан на объекты недвижимости, находящиеся в д. Демино.
Не нашли в судебном заседании своего подтверждения сведения, содержащиеся в акте об исключении из учетных данных деревни Демино, о том, что на момент составления данного акта в деревне имеются только ветхие строения.
Показаниями свидетелей Б2., В3., М1., Н3. подтверждается, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК, большинство жилых домов в д. Демино не являлись ветхими. На фотографиях, копии которых содержатся на л.д. 15-21 т. 1, и которые, как пояснила свидетель В2., были сделаны ею в конце 2008 года, содержатся изображения некоторых домов. Оснований полагать, что изображенные на этих фотографиях дома, являются ветхими, не установлено.
Сведений о том, что в установленном порядке было проведено обследование домов в д. Демино и жилые дома были признаны ветхими, в материалах дела не содержится.
Поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что на момент принятия Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-П в деревне Демино Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края фактически проживало население, оснований для упразднения данной деревни не имелось. Единственным условием исключения из учетных данных населенного пункта в соответствии с законом края, регулирующим вопросы административно-территориального устройства, является отсутствие фактически проживающего в нем населения. В данном случае это условие не было соблюдено.
При указанных обстоятельствах, в связи с тем, что пункт 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района принят с нарушением установленного на территории края порядка решения вопросов административно-территориального устройства, он в соответствии со ст. 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199, ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу недействующим пункт 10 статьи 1 Закона Пермского края от 7 апреля 2008 года N 216-ПК "Об административно-территориальных изменениях в Пермском крае" в части упразднения как фактически прекратившей существование и исключения из учетных данных административно-территориального деления Пермского края деревни Демино Пермского района.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Российская газета" и(или) в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 15 октября 2012 года.
Судья
Л.Е.ХРУСТАЛЕВА
Л.Е.ХРУСТАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)