Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2687/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2012 г. по делу N 33-2687/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Шептуновой Л.П. и Кривулько В.В.,
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ "Долинский" о признании бездействия, выразившегося в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городской лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов муниципального образования городской округ "Долинский" и не относящихся к землям государственного лесного фонда
по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Леоновой В.В. на решение Долинского городского суда Сахалинской области от 27 июня 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения прокурора Брагиной Е.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

11 мая 2012 года Долинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ "Долинский" о признании бездействия, выразившегося в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городской лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов муниципального образования городской округ "Долинский" и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в результате проведенной Долинской городской прокуратурой проверки установлено, что на территории муниципального образования городской округ "Долинский" по состоянию на 01 января 2012 года имеется 492 га городских лесов, находящихся в пределах границ населенных пунктов Долинского района, из которых в городе Долинске - 312 га, в селе Быков - 1 га, в селе Стародубское - 55 га, в селе Сосновка - 1 га, в селе Покровка - 2 га, в селе Советское - 4 га, в селе Фирсово - 13 га, в селе Арсентьевка - 4 га, в селе Дудино - 2 га леса. Однако ответчик в нарушение норм статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516, части 3 статьи 23, статьи 67, части 1 статьи 68, части 2 статьи 70, статьи 80 и части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации меры, направленные на проведение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента не принимает, что создает реальную угрозу пожарной безопасности населенных пунктов муниципального образования городской округ "Долинский".
Уточнив заявленные исковые требования, Долинский городской прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования городской округ "Долинский", выразившееся в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента незаконным, и возложить обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по лесоустройству в отношении городской лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов муниципального образования городской округ "Долинский" и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организовать и обеспечить разработку лесохозяйственного регламента.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Леонова В.В. уточненные исковые требования поддержала.
Представители ответчика Ж. и С. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований прокурора.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует участвующий в деле прокурор Леонова В.В.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение. Не соглашается с выводом суда об отсутствии доказательств, подтверждающий наличие городских лесов и лесопарков в населенных пунктах Долинского района, ссылаясь на пояснения опрошенного в судебном заседании специалиста Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области <...>. Кроме того, полагает неверным вывод суда о том, что в муниципальной собственности городские леса и лесные участки не значатся, поскольку не включение их администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" в Генеральный план не означает, что они отсутствуют.
Письменных возражений не поступило.
В судебное заседание судебной коллегии представитель администрации муниципального образования городской округ "Долинский" не явился, об уважительности причин неявки до начала судебного разбирательства не сообщил и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение.
Разрешая спор по существу, суд установил, что в муниципальном образовании городской округ "Долинский" разработан и утвержден Генеральный план муниципального образования, и решением Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" от 26 мая 2011 года N 338/23 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ "Долинский". Исследование указанных документов показало, что в них обозначены и установлены на местности только зоны разрешенного использования, в том числе и зоны рекреационного назначения (Р1, Р2). Решение о включении в Генеральный план городских лесов и лесопарков ответчиком не принималось. В муниципальной собственности городские леса и лесные участки не значатся. Каких-либо данных о том, что в рекреационных зонах располагаются городские леса и лесопарки, прокурором суду не представлено и в судебном заседании не добыто.
Поскольку на территории муниципального образования городской округ "Долинский" отсутствуют находящиеся в муниципальной собственности и закрепленные в установленном порядке городские леса и лесопарки, то суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
С данным выводом согласиться нельзя, поскольку судом оставлен без внимания ряд существенных для правильного разрешения спора обстоятельств, без учета которых решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Так, согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом "г" пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16). Пунктом 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 18 июля 2011 года) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5). Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 1.1.)
В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статья 87).
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим законом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") материалы лесоустройства так же, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Учитывая приведенные выше нормы закона, а равно то, что на момент рассмотрения дела по существу администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" лесоустройство на землях городского округа не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований, а поэтому решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины,
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Долинского городского суда Сахалинской области от 27 июня 2012 года отменить, признать бездействие администрации муниципального образования городской округ "Долинский", выразившееся в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования городской округ "Долинский" обязанности провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городской лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов муниципального образования городской округ "Долинский" и не относящихся к землям государственного лесного фонда.

Председательствующий
А.Г.ЗАГОРЬЯН

Судьи
Л.П.ШЕПТУНОВА
В.В.КРИВУЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)