Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2174/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2012 г. по делу N 33-2174/2012


Судья Агаркова С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
Председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Песковой Ж.А. и Желонкиной Г.А.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 01.03.2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" по рассмотрению заявления В.С.В. о предоставлении земельного участка площадью <...> квадратных метров, расположенного по адресу: город Саратов <...>, (кадастровый номер N), в аренду.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" по рассмотрению заявления В.С.Е. о предоставлении земельного участка площадью <...> квадратных метра, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер N), в собственность.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление В.С.Е. от 17 ноября 2011 года о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью <...> квадратных метров, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер N), в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление В.С.Е. от 17 ноября 2011 года о предоставлении в собственность лет земельного участка площадью <...> квадратных метров, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер N), в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя заявителя В.С.Е. адвоката ФИО7, действующей на основании ордера от N, возражавшей против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

В.С.Е. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в нерассмотрении его заявлений от 17.11.2011 года о предоставлении права собственности и права аренды на земельные участки, возложении на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности в 7-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного решения рассмотреть указанные заявления и принять по ним решения.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <...>. На земельные участки под указанными помещениями им была изготовлена землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в установленном порядке. 01.03.2010 года земельные участки поставлены на кадастровый учет. 17.11.2011 года В.С.Е. обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью <...> кв. м и о приобретении права собственности на земельный участок площадью <...> кв. м, расположенных по адресу: <...>. К заявлению заявитель приложил все необходимые документы. Однако, в нарушение законодательства и установленных законом сроков, его заявления администрацией муниципального образования "Город Саратов" не рассмотрены. За защитой нарушенных прав В.С.Е. вынужден обратиться в суд.
Рассмотрев поступившее заявление, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления В.С.Е., указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание заявитель и представители заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на апелляционную жалобу (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Саратовской городской Думы от 18.02.2010 года N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 24 Устава муниципального образования "Город Саратов" установлено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632 утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов" для целей не связанных со строительством".
Согласно пункту 2.5 указанного Положения решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду заявителю принимается администрацией муниципального образования "Город Саратов" в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка.
Как следует из материалов дела, 17.11.2011 года В.С.Е. обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью <...> квадратных метров (кадастровый номер N), расположенного по адресу: <...>, и о приобретении права собственности на земельный участок площадью <...> квадратных метра (кадастровый номер N расположенного по адресу: <...>. В заявлении указан вид разрешенного использования, площади земельных участков, местоположение, приложены копии паспорта, оригиналы кадастровых паспортов, уведомление об отсутствии сведений о правах на земельный участок. В отношении испрашиваемых земельных участков осуществлены кадастровые работы, участки поставлены на кадастровый учет.
Соответственно, в силу пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования "Город Саратов" обязана в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принять решение по заявлениям В.С.Е.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обосновано пришел к выводу, что заявитель правомерно обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с указанными заявлениями на основании законодательства о земле.
Поскольку судом первой инстанции бесспорно установлено, что на момент рассмотрения дела судом решение по заявлениям В.С.Е. не принято, хотя установленный законом срок рассмотрения истек, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о бездействии администрации муниципального образования "Город Саратов" по рассмотрению в определенный законом срок заявления гражданина о предоставлении права на земельный участок.
Доводы администрации о том, что бездействие с ее стороны не допущено, поскольку заявление проходит согласования в структурных подразделениях администрации муниципального образования, судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными, так как направление документов на согласование в указанные органы, как правильно указано в принятом по делу решении, не предусмотрено законом в качестве основания нарушения предусмотренного законом срока для дачи ответа заявителю.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным и возложении на администрацию обязанности рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении заявления, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на существо обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 01.03.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)