Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2095

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. по делу N 33-2095


Судья Ионова А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Б. к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании аукциона, договора о задатке, договора аренды земельного участка недействительными и применении последствий недействительности сделки, по апелляционной жалобе комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения Б., возражавшего относительно отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с иском к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - Комитет) о признании аукциона, договора о задатке, договора аренды земельного участка недействительными и применении последствий недействительности сделки.
В обоснование требований истец указал, что в газете "Саратовская панорама" N (804) опубликовано сообщение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, площадью <...> кв. метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...> без номера, для индивидуального жилищного строительства.
истцом подана заявка на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка. По условиям участия в аукционе истцом заключен договор о задатке N <...>, во исполнение которого истец платежным поручением от <...> N перечислил организатору аукциона денежные средства в размере 37000 рублей.
По результатам проведения аукциона истец был признан победителем торгов и с ним заключен договор аренды земельного участка N <...> от <...>.
договор аренды земельного участка расторгнут по соглашению сторон.
Истец полагает, что при проведении торгов были нарушены требования закона (статей 448 и 449 ГК РФ), поскольку в сообщении о проведении аукциона отсутствовали сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и информация о плате за подключение, в частности, сообщение не содержит информацию о максимальной нагрузке и возможных точках подключения объекта к инженерным сетям.
Истец просил суд:
- признать недействительным аукцион от <...> по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, площадью <...> кв. метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>, без номера, для индивидуального жилищного строительства;
- признать недействительным договор о задатке от <...> N <...>, заключенный между комитетом по управлению имуществом г. Саратова и Б.;
- признать недействительным договор аренды земельного участка от <...> N <...>, заключенный между комитетом по управлению имуществом г. Саратова и Б.;
- применить последствия недействительности сделки, взыскав с комитета по управлению имуществом г. Саратова в пользу Б. денежные средства в размере 37000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 10.02.2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новое решение, в удовлетворении иска отказать.
Автор жалобы полагает, что решение постановлено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства. Представитель ответчика считает, что поскольку после публикации в средствах массовой информации сообщения о проведении аукциона Б. была подана заявка на участие в аукционе, то представленная в сообщении информация соответствовала требованиям истца, с заявлениями о предоставлении дополнительной информации он не обращался. В последующем с Б. был заключен договор о задатке, что также подтверждает его желание заключить договор аренды на предлагаемых условиях. По мнению автора жалобы, публикация сообщения о проведении аукциона осуществлялась в точном соответствии с содержанием писем, представленных в полномочия Комитета не входит подготовка и изготовление технических условий. Информация о технических условиях готовилась Комитетом совместно с комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", а также с комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов". Указанные лица не были привлечены судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, несмотря на заявленное со стороны ответчика ходатайство об их привлечении.
Кроме того, Комитет, по утверждению автора жалобы, не является ни владельцем, ни пользователем сумм, полученных при продаже права аренды земельного участка, не наделен полномочиями по распоряжению указанными денежными средствами казны муниципального образования "Город Саратов", в силу чего он не может исполнять обязанность по исполнению судебных актов о взыскании денежных сумм. Обязанность по исполнению судебных решений по искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования возложена на финансовый орган местного самоуправления, каковым является комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 166 ГК РФ предусматривает, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ (части 1 - 3, 5) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Статья 38.1 Земельного кодекса РФ (части 1, 2, 10, 22, 24) устанавливает, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона; 2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения; 3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона; 4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение; 5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы); 6) о "шаге аукциона"; 7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; 8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка; 9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
В ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ также указано, что орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ N 83 от 13.02.2006 г. утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее по тексту Правила).
Пункт 5 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В силу пунктов 9 - 11 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Технические условия должны содержать следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
- данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
- дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Согласно пунктам 15 - 16 Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как видно из материалов дела, администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято постановление N об организации и проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Ленинском районе.
Во исполнение приведенного постановления комитетом по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" издано распоряжение N <...> "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства". В распоряжении определено, что в отношении земельного участка, площадью <...> кв. метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>, без номера, должен проводиться аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 25 лет (со сроком освоения три года) для индивидуального жилищного строительства. Начальный размер арендной платы установлен 37000 рублей, размер задатка - 37000 рублей, шаг аукциона - 18500 рублей.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, определены его границы, присвоен кадастровый номер, о чем составлен кадастровый паспорт. Предварительно (до размещения в газете публикации об аукционе) органом местного самоуправления направлены запросы в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по поводу предоставления информации о технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плате за подключение объекта.
В ответе на запрос, поступившем из указаны тариф на подключение к системам водоснабжения и водоотведения, срок действия тарифа. сообщено, что срок подключения объекта будет определен при заключении договора о подключении к системам водоснабжения и водоотведения, правообладатель земельного участка должен определить необходимые подключаемые нагрузки по водоснабжению и водоотведению объекта и в течение одного года обратиться в организацию с заявлением о получении условий подключения и о заключении соответствующего договора.
на запрос органа местного самоуправления сообщило, что электроснабжение объекта возможно осуществить от сетей 0,4 кВт ТП-193, указан срок действия технических условий, имеется ссылка на нормативные акты, которыми утверждены размеры платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, с оговоркой, что размер платы зависит от величины присоединяемой мощности.
в ответе на запрос органа местного самоуправления указало, что подключение проектируемого объекта возможно к городским сетям низкого давления, ориентировочное расстояние от места подключения до объекта 80 метров, срок подключения определяется заказчиком, срок действия технических условий - до <...> Сообщено, что плата за подключение не взимается в связи с отсутствием утвержденной инвестиционной программы ОАО "Саратовгаз", технические условия на присоединение к газораспределительным сетям будут выданы организацией после предоставления необходимого пакета документов.
Технические условия в объеме и редакции, предоставленных организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, были отражены в сообщении о проведении аукциона, опубликованном в газете N от <...>.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что требование закона о публикации технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение было соблюдено организаторами аукциона. Объем представленных организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, данных был обусловлен отсутствием технических характеристик самого присоединяемого объекта, что не исключает в последующем возможности обращения правообладателя земельного участка в соответствующие организации по вопросу получения технических условий с учетом необходимой ему нагрузки (на данное обстоятельство указано в пункте 6 Правил).
Судебная коллегия принимает во внимание, что Б., ознакомившись с содержанием сообщения о проведении аукциона, к органу местного самоуправления с заявлением по вопросу предоставления дополнительной информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не обращался. Напротив, он подал заявку на участие в аукционе, внес задаток, а в последующем (после подписания протокола, составленного по результатам аукциона) подписал договор аренды земельного участка.
Доказательств того, что отсутствие каких-либо данных о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения повлекло невозможность осуществления им прав владельца и пользователя земельного участка, Б. не представлено.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение суда является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиями закона об их относимости и допустимости (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела неправильно применил указанные выше нормы закона, в нарушение статей 56, 148, 67 ГПК РФ неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не принял во внимание приведенные доказательства, не дал им надлежащей правовой оценки, что в соответствии с пунктами 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия находит вывод суда о допущенном при проведении аукциона нарушении требований закона, влекущем признание торгов и последующих сделок недействительными, не соответствующим обстоятельствам дела, исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам и нормам материального закона.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает исковые требования Б. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Б. в удовлетворении исковых требований к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании аукциона, договора о задатке, договора аренды земельного участка недействительными и применении последствий недействительности сделки отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)