Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4939АП/2012Г.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N 33-4939АП/2012г.


Судья Корниенко М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 29 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе АМОГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 августа 2012 года, которым
АМОГО "Ухта" обязано в срок до года провести лесоустройство, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО ГО "Ухта", на которых находятся леса, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.
Заслушав доклад материалов дела судьи Ошманкевича Р.А., объяснение представителя АМОГО "Ухта", прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Ухты обратился с суд с требованиями (уточненными) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об обязании АМОГО "Ухта" в срок до года провести лесоустройство; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах.
В обоснование требований указывая, что прокуратурой г. Ухты в ходе осуществления надзорной деятельности на территории МО ГО "Ухта" проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Данной проверкой установлено, что АМОГО "Ухта" не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый участки занятые муниципальными лесами не поставлены.
Невыполнение ответчиком обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Также указал, что неисполнение ответчиком возложенных на него обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор на уточненных требованиях настаивал.
Представитель АМОГО "Ухта" требования не признал.
Представитель Комитета лесов Республики Коми в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе АМОГО "Ухта" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из установленных им обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что в нарушение требований федерального законодательства в сфере лесопользования, АМОГО "Ухта" не проведено лесоустройство на землях поселения, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены, что влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках и ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Согласно статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В статье 1 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве").
При рассмотрении дела судом установлено, что АМОГО "Ухта" лесоустройство на землях поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, не установлены границы земельных участков, занятых лесами поселения, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены.
Установив, что ответчик не исполнил обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, заявление разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМОГО "Ухта" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)