Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мацкив Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Дмитриевой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Е. по доверенности Ш. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 мая 2011 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В.,
установила:
Е., с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент), Администрации Смоленской области (далее - Администрация) о признании частично ничтожным распоряжения Администрации Смоленской области от 01.06.2010 г. N 740-р/адм, предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, сославшись на то, что передача спорного земельного участка, которая произошла на основании указанного выше распоряжения Администрации, принята с нарушением норм права; в соответствии с Законом Смоленской области "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка; обратившись к ответчикам с просьбой о выделении участка из состава участка земли площадью с кадастровым номером N, расположенного в ..., получил необоснованный отказ. Просил суд возложить на ответчиков обязанность по предоставлению земельного участка площадью с проведением за его счет работ по формированию данного земельного участка.
Судом в качестве 3-го лица привлечена Администрация г. Смоленска, которая ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Представители Департамента, Администрации - Г. и Ф. (соответственно) заявленные исковые требования не признали, сославшись на то, что на момент обращения с иском в суд в Правилах землепользования и застройки г. Смоленска произошли изменения. Территориальная зона, в которой находится испрашиваемый земельный участок на момент обращения в Департамент являлась жилой - Ж1, где было разрешено строительство индивидуального жилого дома. После внесения изменений испрашиваемый земельный участок отнесен к территориальной зоне Р2 - зоне парков, скверов, набережных, ботанических садов, а градостроительным регламентом не предусмотрена возможность осуществления на такой территории индивидуальное жилищное строительство.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 мая 2011 года требования Е. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Е. по доверенности Ш. просит суд отменить решение, считает его незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда, содержащиеся в решении, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, не соответствуют обстоятельствам дела, ущемляют права истца.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
Законом Смоленской области от 10.06.03 года N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона).
Подпункт 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Практически аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 7 ЗК, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Подпункт 10 п. 1 ст. 1 ЗК закрепляет принцип обеспечения дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
По правилам п. 1 ст. 11.2, п. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Статьей 98 ЗК РФ установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, рекреационная "предназначенность" означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Поэтому рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (ч. 11 ст. 35 ГсК РФ).
Из материалов дела усматривается, что проживающий на территории Смоленской области Е. имеет статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 19.10.2010 г. обратился с заявлением, приложив необходимые документы, в Департамент о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью, расположенного в ..., согласно прилагаемой схемы его расположения, размер и местоположение которого уточнены истцом в ходе судебного разбирательства.
Письмом Департамента от 11.11.2010 г. истцу отказано в удовлетворении его просьбы со ссылкой на наличие обременения участка земли площадью, кадастровый номер N, правом постоянного бессрочного пользования третьего лица.
Распоряжением администрации Смоленской области от 4.09.2007 года N 747-р/адм. был утвержден проект территориального землеустройства находящегося в государственной собственности Смоленской области земельного участка общей площадью, расположенного по адресу: ..., разделенного на шесть земельных участков, в т.ч. площадью, предназначенного для многоэтажной жилой застройки. Распоряжением администрации Смоленской области от 01.06.2010 года N 740-р/адм. все указанные 6 земельных участков предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту, в т.ч. земельный участок площадью с кадастровым номером N. В установленном законом порядке земельный участок поставлен на учет, с указанием вида разрешенного использования - для многоэтажной жилой застройки. 14.07.2010 г. за Департаментом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Таким образом, на момент обращения Е. о предоставлении земельного участка путем его выдела из земельного участка площадью, испрашиваемый земельный участок находился в пользовании третьего лица - Департамента, чье право не было оспорено, правоустанавливающие документы не отменены и не признаны недействительными.
Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. N 193 (опубликовано 15.11.2010 г. в официальном издании Смоленского городского Совета "Смоленские городские известия") в Правила землепользования и застройки г. Смоленска внесены изменения: ранее испрашиваемый Е. земельный участок располагался в территориальной зоне Ж1 - Усадебная застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками, - которая предусматривала возможность осуществления строительства 1 - 2 квартирных жилых домов усадебного типа; после внесения изменений названный земельный участок располагается в территориальной рекреационной зоне Р2 - Зона парков, скверов, набережных, ботанических садов.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (ч. 5 ст. 98 ЗК РФ).
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
При таких установленных обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Е. является правильным, так как на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. А передача спорного земельного участка для последующего использования под индивидуальное жилищное строительство неизбежно приведет к изменению его целевого назначения.
Суд первой инстанции также обоснованно указал в решении, что обращение истца в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка до изменения функционального назначения территориальной зоны, в пределах которой находится спорный земельный участок, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку основания, условия и порядок отнесения земель к рекреационным (путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки) является прерогативой органов местного самоуправления, решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. N 193 г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в установленном законом порядке не оспорено и не отменено.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана соответствующая правовая оценка, с которой согласилась судебная коллегия.
Наличие кассационного определения Смоленского областного суда, по аналогичной категории спора, которым требования истца удовлетворены, не имеет преюдициального значения применительно к рассматриваемому делу. Суд в своей деятельности руководствуется судебной практикой Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, чьи толкования, разъяснения и акценты обязательны для нижестоящих судов общей юрисдикции.
На основании изложенного решение суда, принятое в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Е. по доверенности Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2290
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2011 г. по делу N 33-2290
Судья Мацкив Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Дмитриевой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Е. по доверенности Ш. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 мая 2011 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В.,
установила:
Е., с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент), Администрации Смоленской области (далее - Администрация) о признании частично ничтожным распоряжения Администрации Смоленской области от 01.06.2010 г. N 740-р/адм, предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, сославшись на то, что передача спорного земельного участка, которая произошла на основании указанного выше распоряжения Администрации, принята с нарушением норм права; в соответствии с Законом Смоленской области "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка; обратившись к ответчикам с просьбой о выделении участка из состава участка земли площадью с кадастровым номером N, расположенного в ..., получил необоснованный отказ. Просил суд возложить на ответчиков обязанность по предоставлению земельного участка площадью с проведением за его счет работ по формированию данного земельного участка.
Судом в качестве 3-го лица привлечена Администрация г. Смоленска, которая ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Представители Департамента, Администрации - Г. и Ф. (соответственно) заявленные исковые требования не признали, сославшись на то, что на момент обращения с иском в суд в Правилах землепользования и застройки г. Смоленска произошли изменения. Территориальная зона, в которой находится испрашиваемый земельный участок на момент обращения в Департамент являлась жилой - Ж1, где было разрешено строительство индивидуального жилого дома. После внесения изменений испрашиваемый земельный участок отнесен к территориальной зоне Р2 - зоне парков, скверов, набережных, ботанических садов, а градостроительным регламентом не предусмотрена возможность осуществления на такой территории индивидуальное жилищное строительство.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 мая 2011 года требования Е. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Е. по доверенности Ш. просит суд отменить решение, считает его незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда, содержащиеся в решении, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, не соответствуют обстоятельствам дела, ущемляют права истца.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
Законом Смоленской области от 10.06.03 года N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона).
Подпункт 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Практически аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 7 ЗК, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Подпункт 10 п. 1 ст. 1 ЗК закрепляет принцип обеспечения дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
По правилам п. 1 ст. 11.2, п. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Статьей 98 ЗК РФ установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, рекреационная "предназначенность" означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Поэтому рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (ч. 11 ст. 35 ГсК РФ).
Из материалов дела усматривается, что проживающий на территории Смоленской области Е. имеет статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 19.10.2010 г. обратился с заявлением, приложив необходимые документы, в Департамент о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью, расположенного в ..., согласно прилагаемой схемы его расположения, размер и местоположение которого уточнены истцом в ходе судебного разбирательства.
Письмом Департамента от 11.11.2010 г. истцу отказано в удовлетворении его просьбы со ссылкой на наличие обременения участка земли площадью, кадастровый номер N, правом постоянного бессрочного пользования третьего лица.
Распоряжением администрации Смоленской области от 4.09.2007 года N 747-р/адм. был утвержден проект территориального землеустройства находящегося в государственной собственности Смоленской области земельного участка общей площадью, расположенного по адресу: ..., разделенного на шесть земельных участков, в т.ч. площадью, предназначенного для многоэтажной жилой застройки. Распоряжением администрации Смоленской области от 01.06.2010 года N 740-р/адм. все указанные 6 земельных участков предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту, в т.ч. земельный участок площадью с кадастровым номером N. В установленном законом порядке земельный участок поставлен на учет, с указанием вида разрешенного использования - для многоэтажной жилой застройки. 14.07.2010 г. за Департаментом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Таким образом, на момент обращения Е. о предоставлении земельного участка путем его выдела из земельного участка площадью, испрашиваемый земельный участок находился в пользовании третьего лица - Департамента, чье право не было оспорено, правоустанавливающие документы не отменены и не признаны недействительными.
Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. N 193 (опубликовано 15.11.2010 г. в официальном издании Смоленского городского Совета "Смоленские городские известия") в Правила землепользования и застройки г. Смоленска внесены изменения: ранее испрашиваемый Е. земельный участок располагался в территориальной зоне Ж1 - Усадебная застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками, - которая предусматривала возможность осуществления строительства 1 - 2 квартирных жилых домов усадебного типа; после внесения изменений названный земельный участок располагается в территориальной рекреационной зоне Р2 - Зона парков, скверов, набережных, ботанических садов.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (ч. 5 ст. 98 ЗК РФ).
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
При таких установленных обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Е. является правильным, так как на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. А передача спорного земельного участка для последующего использования под индивидуальное жилищное строительство неизбежно приведет к изменению его целевого назначения.
Суд первой инстанции также обоснованно указал в решении, что обращение истца в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка до изменения функционального назначения территориальной зоны, в пределах которой находится спорный земельный участок, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку основания, условия и порядок отнесения земель к рекреационным (путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки) является прерогативой органов местного самоуправления, решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. N 193 г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в установленном законом порядке не оспорено и не отменено.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана соответствующая правовая оценка, с которой согласилась судебная коллегия.
Наличие кассационного определения Смоленского областного суда, по аналогичной категории спора, которым требования истца удовлетворены, не имеет преюдициального значения применительно к рассматриваемому делу. Суд в своей деятельности руководствуется судебной практикой Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, чьи толкования, разъяснения и акценты обязательны для нижестоящих судов общей юрисдикции.
На основании изложенного решение суда, принятое в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Е. по доверенности Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)