Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.08.2011 N 33-10634/11

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2011 г. N 33-10634/11


Судья: Кудрявцева А.Г.

судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей: Сафоновой Л.И., Кравцовой Е.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению К. об оспаривании действий Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области
по кассационной жалобе и дополнению к ней представителя К. по доверенности Ф.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 июня 2011 года, которым постановлено:
"Заявление К. о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о внесении изменений в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: на территории Пичужинского сельсовета, в определении кадастровой стоимости участка с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93 рубля за 1 кв. м с момента присвоения земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет и понуждении Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области внести изменения в государственный земельный кадастр в части определения кадастровой стоимости с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: на территории Пичужинского сельсовета, определив кадастровую стоимость с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93 рубля за 1 кв. м с момента присвоения земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере рублей - оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сафоновой Л.И., объяснения представителя К. - Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по доводам жалобы представителя Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области Л., судебная коллегия по гражданским делам

установила:

К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области.
В обоснование заявления указал, что он является собственником следующих земельных участков: земельный участок, расположенный по адресу: Россия. на территории Пичужинского сельсовета; категория земель: земли запаса; вид разрешенного использования - для эксплуатации строений; кадастровый номер: N; площадь 700 кв. м, нормативная цена: рублей; ставка земельного налога: 0. 1440 р. кв. м (согласно кадастровому плану земельного участка N N от 11.07.2002 г.). Земельный участок, расположенный по адресу: Россия., в 0.1 км южнее моста через р., категория земель: не определен; кадастровый номер: N; площадь 6497 кв. м; кадастровая стоимость рубля (согласно кадастровой выписке о земельном участке N N от 03.12.2009 г.).
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности утверждено и.о. руководителя Управления Роснедвижимости по Волгоградской области ФИО12 и признано допустимым к использованию Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 22.12.2005 N 1353 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального Волгоградской области".
Указанные земельные участки не могут быть отнесены к земельным третьей группы с нормативной ценой за 1 кв. м равной 1039 рублям, поскольку данные земельные участки расположены минимум в 20.72 м от полосы отвода федеральной Волгоград-Саратов-Сызрань, поскольку согласно информации, предоставленной заместителем главы администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, полоса отвода под существующую дорогу по территории Дубовского муниципального района Волгоградской области составляла 22 метра.
Считает, что принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами N должны быть отнесены к пятой группе, определенной как земельные участки размещения автовокзалов и других объектов автомобильного транспорта, с нормативной ценой 5,93 рубля за 1 кв. м
05.04.2011 г. К. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, с заявлением о внесении изменения в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, определив кадастровую стоимость с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93 рубля за 1 кв. м с момента присвоения указанным земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет, однако К. было отказало в удовлетворении его требований, в связи с чем он просит признать незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о внесении изменений в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости указанных земельных участков с кадастровыми номерами N.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе и дополнению к ней представитель К. по доверенности Ф. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, указывая, что земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества не находятся в полосе отвода автодороги Сызрань-Саратов-Волгоград, в связи с чем, указанные земельные участки должны быть отнесены к пятой группе с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка равного 5,93 рубля за 1 кв. м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении спора судом установлено, что К. является собственником земельного участка, кадастровый номер N, площадью 700 кв. м, расположенного по адресу:, в 0,1 км южнее моста через на территории Пичужинского сельсовета, который относиться к категории земель: земли запаса; разрешение использование: для эксплуатации строения; нормативная цена данного участка определена в размере 17808 руб. и земельного участка, кадастровый номер N, площадью 6497 кв. м, расположенного по адресу: на территории Пичужинского сельсовета категория земель которого не определена; разрешенное использование: для строительства гостиницы и автостоянки; кадастровая стоимость данного участка определена в размере исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1039 руб. за кв. м.
Заявитель утверждает, что принадлежащие ему земельные участки Управлением отнесены к третьей группе как земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенными в полосах отвода автомобильных дорог.
05 февраля 2011 года по заявлению К. было произведено обследование границ, принадлежащих ему земельных участков.
Согласно Заключению N 02-02\\\\2011 землеустроительной экспертизы от 15.02.2011 года ООО "Волгоградский Центр Экспертизы" исследуемый земельный участок, принадлежащий К. расположен на расстоянии 27,97 м, из которых 7,25 м полоса отвода дороги, из чего следует, что полосы отвода федеральной трассы Волгоград-Сызрань до границы участка 20, 72 м земли общего пользования, в связи с чем, нарушений границ отвода федеральной трассы Волгоград-Сызрань границами участка, принадлежащего К. нет, поскольку имеется разрыв в 20,72 м.
С учетом данного заключения, по мнению К., указанные земельные участки не могут быть отнесены к земельным участкам третьей группы с нормативной ценой за 1 кв. м равной 1039 рублям, поскольку данные земельные участки расположены минимум в 20.72 м от полосы отвода федеральной Волгоград-Саратов-Сызрань.
В силу статьи 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Постановлением правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которому государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок площадью 700 кв. м с кадастровым номером N расположенный по адресу: на территории Пичужинского сельсовета относится к землям запаса, кадастровая стоимость данного земельного участка не может быть определена на основе результатов государственной оценки земель промышленности и иного специального назначения.
Согласно Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединяются в группы. Третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельный участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог.
В силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, из норм федеральных законов, каковыми являются Земельный кодекс РФ и Закон N 257-ФЗ, следует, что земельные участки, предоставленные под размещение объектов дорожного сервиса, являются таковыми в силу вида осуществляемой на них деятельности и размещенных на них объектов, все они имеют единый правовой режим, независимо от расположения по отношению к полосе отвода автомобильной дороги.
Нормы указанных федеральных законов, которые не подразделяют земельные участки под объектами дорожного сервиса в зависимости от местоположения по отношению к полосе отвода дороги, а рассматривают их как единый вид разрешенного использования земельного участка, имеют большую юридическую силу по сравнению с Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, в которой к третьей оценочной группе отнесены земли под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ст. Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. N П/49, третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенными на полосах отвода автомобильных дорог.
С учетом приведенных норм права и установленных судом обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 6497 кв. м, расположенный по адресу: на территории Пичужинского сельсовета, принадлежащий заявителю не может быть отнесен к пятой оценочной группе, поскольку он в установленном законом порядке был приобретен в частную собственность для строительства гостиницы и автостоянки, а не для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств.
В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что оснований для удовлетворения требований К. и признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о внесении изменений в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости земельных участков не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества не находятся в полосе отвода автодороги Сызрань-Саратов-Волгоград, в связи с чем, указанные земельные участки должны быть отнесены к пятой группе с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка равного 5,93 рубля за 1 кв. м, несостоятельны по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда Волгограда от 22 июня 2011 года без изменения, а кассационную жалобу и дополнение к ней представителя К. по доверенности Ф. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)