Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
город Калуга
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сычева Ю.В.,
при секретаре Исабеговой И.С.,
с участием прокурора Марковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Головатюк Н.В., Егорова В.И. об оспаривании постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, расположенных в городе Кондрово Калужской области в кадастровом квартале <...>,
06 июля 2009 года Правительством Калужской области принято постановление N 257, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области по состоянию на 01 января 2007 года.
Пунктом 1.1 указанного постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Калужской области (приложение N 1); пунктом 1.2 - утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калужской области (приложение N 2); пунктом 2 - утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области (приложение N 3).
Постановление Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 официально опубликовано в издании "Весть" N 266-268 (6104-6106) от 24 июля 2009 года, 313-315 (6151-6153) от 28 августа 2009 года, 323-325 (6161-6163) от 04 сентября 2009 года, 333-335 (6171-6173) от 11 сентября 2009 года, 343-345 (6181-6183) от 18 сентября 2009 года, 363-366 (6201-6204) от 02 октября 2009 года, 374-376 (6212-6214) от 09 октября 2009 года, 394-396 (6232-6234) от 23 октября 2009 года, 404-406 (6242-6244) от 30 октября 2009 года, 414-416 (6252-6254) от 06 ноября 2009 года, 424-426 (6262-6264) от 13 ноября 2009 года, 444-447 (6282-6285) от 27 ноября 2009 года, 455-457 (6293-6295) от 04 декабря 2009 года, N 478 (6316) от 19 декабря 2009 года с приложением в выпуске N 65 Собрания нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области, N 491-493 (6329-6331) от 30 декабря 2009 года.
Головатюк Н.В., Егоров В.И. обратились в суд с заявлением, в котором просили отменить постановление Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, расположенных в городе Кондрово Калужской области в кадастровом квартале <...>; обязать Правительство Калужской области внести изменения в указанное постановление Правительства Калужской области в названной части согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (л.д. <...> т. 1).
В обоснование заявленных требований заявители сослались на то, что оспариваемое постановление Правительства Калужской области в указанной выше части не соответствует закону; противоречит пунктам 2.2.1, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316. Кадастровая стоимость принадлежащего заявителям на праве собственности земельного участка, установлена в размере <...> рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость.
В судебное заседание заявитель Егоров В.И., извещавшийся о его времени и месте, не явился.
Заявитель Головатюк Н.В., извещавшаяся о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддерживает.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области Орлова Ю.В., представитель Правительства Калужской области и Губернатора Калужской области Доронина О.М., руководитель ООО <...> Земских Н.В., возражали против удовлетворения заявления. Ссылались на то, что оспариваемое постановление Правительства Калужской области принято компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством; в отношении земельного участка заявителей каких-либо нарушений предусмотренной нормативными документами процедуры выполнения работ по кадастровой оценке допущено не было.
Представитель ФГУ "Кадастровая палата" по Калужской области в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Калужской области Марковой Т.С., полагавшей, что в заявленных требованиях должно быть отказано, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявления.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент), определяющий последовательность и сроки осуществления действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее по тексту - Роснедвижимости) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между названными органами власти, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 3 Административного регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 05 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В целях разъяснения положений Методических указаний приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Технические рекомендации).
На момент рассмотрения заявления Головатюк Н.В., Егорова В.И. имеется вступившее в законную силу решение Калужского областного суда от 24 мая 2011 года, постановленное по результатам рассмотрения заявления Н. об оспаривании в части постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области (л.д. <...> т. 19).
Названным решением Калужского областного суда установлено следующее: Управлением Роснедвижимости по Калужской области в порядке реализации функции по организации работ по государственной кадастровой оценке был составлен и 03 августа 2007 года утвержден перечень объектов оценки - земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калужской области в количестве 348914 земельных участков; 12 ноября 2007 года Управление Роснедвижимости по калужской области передало по акту перечень объектов оценки, утвержденный им 03 августа 2007 года, - земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калужской области по состоянию на 01 января 2007 года исполнителю работ ООО <...>; в результате выполнения порученных работ ООО <...> был подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Калужской области по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет); данный Отчет в целях проверки результатов работ 19 января 2009 года был направлен в Управление Роснедвижимости по Калужской области; Управление Роснедвижимости по Калужской области по форме, предусмотренной приложением 3 Административного регламента, известило 20 января 2009 года руководителя ООО <...> о том, что проведена предварительная проверка Отчета, которой установлено его соответствие условиям технического задания, и данный Отчет направлен на проверку в Роснедвижимость; упомянутый Отчет являлся предметом проверки Роснедвижимости; по результатам проверки Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета Методическим указаниям; Управление Роснедвижимости по Калужской области 16 июня 2009 года представило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Калужской области на утверждение в Правительство Калужской области; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области утверждены постановлением Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
В вышеуказанном решении Калужского областного суда от 24 мая 2011 года сделаны выводы о том, что государственная кадастровая оценка проведена компетентной организацией, с участием и под контролем уполномоченных органов Роснедвижимости; результаты оценки были представлены на утверждение в Правительство Калужской области, которое приняло постановление от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в установленном порядке в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения и при соблюдении процедур проведения государственной кадастровой оценки земель.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у Головатюк Н.В. и Егорова В.И. на праве общей долевой собственности (по <...> доли у каждого) находится земельный участок с кадастровым номером <...>, относящийся к категории земель населенных пунктов и имеющий разрешенное использование для обслуживания нежилого помещения по оказанию юридических услуг и прилегающей территории площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...> (л.д. <...> т. 1).
По делу установлено, что в сформированный и утвержденный перечень объектов оценки, переданный 12 ноября 2007 года Управлением Роснедвижимости по Калужской области исполнителю работ ООО "Экспертиза плюс", был включен и земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, отнесенный к 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
Согласно приложению N 1 оспариваемого постановления Правительства Калужской области (строка 88418) кадастровая стоимость земельного участка заявителей (кадастровый номер <...>) составляет <...> руб. (л.д. <...> т. 5).
При рассмотрении дела в суде установлено, что в отношении земельного участка заявителей оспариваемое постановление Правительства Калужской области содержит такие же данные по вопросу о его кадастровой стоимости, что и те, которые содержались в представленных в этот орган исполнительной власти на утверждение результатах проведенной кадастровой оценки земель, содержавшихся в приложении N 16 к Отчету, выполненному ООО <...> - в обоих документах кадастровая стоимость этого участка указана в размере <...> руб. (л.д. <...> т. 5, приложение N 16 к Отчету: строка 1974 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Кондрово по состоянию на 01 января 2007 года).
Представленные по делу доказательства дают суду основания для вывода о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка заявителей производилось в соответствии с нормативно установленными процедурами; каких-либо нарушений этих процедур, которые могли бы повлечь за собой признание оспариваемого заявителями в части постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 недействующим, при рассмотрении дела не установлено.
По результатам судебного разбирательства суд находит несостоятельными доводы заявителей о том, что в данном случае были допущены нарушения установленной процедуры государственной кадастровой оценки земель, повлекшие за собой нарушение прав заявителей.
В силу подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, названных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Как следует из сведений, содержащихся в разделе 3 (Описание работ), представленного суду Отчета, выполненного ООО <...>, проведение расчета кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Калужской области в составе видов разрешенного использования земель, названных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний, осуществлялось в вышеуказанном порядке.
Судом при разбирательстве по делу проверялось соответствие проведенной процедуры расчета кадастровой стоимости земельных участков требованиям пункта 2.2 Методических указаний.
В силу подпункта 2.2.2 пункта 2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается.
Обоснование выбора факторов стоимости приводится в пункте 3.2.1 Отчета, содержащем сведения о том, что факторы стоимости земельных участков определялись на основании примерного перечня факторов стоимости земельных участков, предусмотренного Техническими рекомендациями, с учетом анализа их значимости для целей определения стоимости земли. Судом установлено, что 07 декабря 2007 года состоялось заседание межведомственной комиссии по контролю над ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласовавшей состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов Калужской области в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 пункта 1.2 Методических указаний.
В соответствии с положениями подпункта 2.2.3 пункта 2.2 Методических указаний ООО <...> при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель был осуществлен сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов из источников, содержащих достоверную информацию, а именно для этого использовались государственный земельный кадастр и муниципальные фонды данных и базы данных, что следует из пункта 3.2.2. Отчета и подтверждается представленными в суд сведениями из таблицы N 2 приложения N 7 к Отчету, выполненному ООО <...>.
Согласно сведениям пункта 3.2.3 Отчета в целях определения значений факторов стоимости объектов оценки и объектов-аналогов были сформированы цифровые тематические карты. Данные, содержащиеся в слоях этих цифровых карт, подтверждают реальность получения ООО <...> информации об утвержденных факторах стоимости.
Судом установлено, что полученные данные об объектах оценки, в частности, о земельных участках по 7 виду разрешенного использования, в том 4 числе и по земельному участку заявителей, отображены в приложении N 7 к Отчету.
В соответствии с подпунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Калужской области осуществлялся с использованием 83 источников рыночной информации. Сведения об использовавшихся источниках информации приведены в таблице 6 приложения 7 к Отчету.
Какие-либо данные, которые бы давали основания поставить под сомнение то, что при выполнении ООО <...> работ по определению кадастровой стоимости земель в действительности использовались упомянутые источники информации, в суд не представлены.
В силу подпункта 2.2.5 Методических указаний информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Представленные суду данные (л.д. <...> т. 19) подтверждают, что в ходе выполнения работ ООО "Экспертиза плюс" была проведена в соответствии с требованиями подпункта 2.2.5 Методических указаний проверка полученной рыночной информации на ее достаточность и достоверность.
Подпунктом 3.2.6.1 пункта 3.2.6 Технических рекомендаций установлено, что для каждой группы на основании анализа сформированной выборки определяются факторы стоимости, в наибольшей степени влияющие на стоимость земельных участков в данной группе. Выбор факторов стоимости для построения моделей может осуществляться двумя методами: экспертным и (или) корреляционно-регрессивным.
Экспертный метод предполагает выбор факторов стоимости земельных участков группы на основании экспертного мнения. Выбор каждого фактора стоимости должен быть обоснован.
Корреляционно-регрессионный метод предполагает выбор в качестве факторов стоимости для построения моделей тех факторов, которые в основном формируют стоимость земельных участков группы. С этой целью производится расчет коэффициентов корреляции факторов стоимости с рыночными стоимостями по формуле, выбор из всех коэффициентов значимости тех коэффициентов, значения которых не менее 0,2-0,3. Соответствующие этим коэффициентам значимости факторы стоимости являются теми факторами, которые в основном формируют стоимость земельных участков группы.
Судом установлено, что пункт 3.2.6 Отчета содержит описание выбора факторов стоимости для построения моделей со ссылкой в точном соответствии на приведенные положения Технических рекомендаций. Выбор факторов стоимости согласно сведениям, изложенным в пункте 3.2.6 Отчета, определялся с использованием экспертного и корреляционно-регрессионного методов. Для 7 вида разрешенного использования были выбраны следующие факторы: "престижность (ранг) городского населенного пункта", "расстояние до ближайшей из основных дорог города", "расстояние от объекта до административного центра (делового центра)" (л.д. <...> т. 19).
Для группы земельных участков 7 вида разрешенного использования, в том числе участка заявителей, была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели, которая удовлетворяет допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида. В результате чего была выбрана экспоненциальная модель (л.д. <...> т. 19).
Как видно из представленных в суд документов, с учетом построенной в вышеуказанном порядке статистической модели была определена кадастровая стоимость земельного участка заявителей путем умножения рассчитанного удельного показателя кадастровой стоимости этого земельного участка (на единицу площади) на величину его площади (л.д. <...> т. 19).
Исследованные при рассмотрении дела доказательства свидетельствуют о том, что полученная ООО <...> и использованная им при выполнении работ информация проходила проверку на полноту сведений и непротиворечивость. Доказательств того, что полученная информация являлась достаточной, служит то обстоятельство, что на основании этой информации была построена статистическая модель для расчета кадастровой стоимости являвшейся объектом оценки земли; для построения модели было использовано необходимое количество объектов-аналогов.
Установленное в приложении N 2 оспариваемого постановления Правительства Калужской области среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калужской области в части кадастрового квартала <...> по разделу "Дзержинский район" подразделу "г. Кондрово" в отношении 7 вида разрешенного использования с показателем "10 482, 87 руб./кв. м", прав заявителей не нарушает.
Что касается ссылки заявителей на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3), как устанавливающий равенство кадастровой и рыночной стоимости земельного участка в случаях определения его рыночной стоимости, то суд не может признать ее состоятельной, поскольку применительно к положениям пункта 3 данной статьи в редакции, действовавшей на момент проведения вышеуказанных работ по государственной кадастровой оценке земель, оснований для определения кадастровой стоимости земельного участка в размере, не превышающем рыночную стоимость, не имелось.
С учетом этого представленная суду справка индивидуального предпринимателя Б., датированная 18 мая 2011 года (л.д. <...> т. 1), в которой содержатся сведения о том, что рыночная стоимость участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей, не может свидетельствовать об обоснованности доводов заявителей.
Доводы о том, что в связи с принятием оспариваемого нормативного акта на заявителей незаконно возложена обязанность по уплате налогов в повышенном размере с учетом установленных по делу обстоятельств нельзя признать состоятельными.
В силу части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Каких-либо оснований для удовлетворения заявления Головатюк Н.В. и Егорова В.И. судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК Российской Федерации, суд
заявление Головатюк Н.В., Егорова В.И. об оспаривании постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, расположенных в городе Кондрово Калужской области в кадастровом квартале <...> оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.12.2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2011 года
город Калуга
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сычева Ю.В.,
при секретаре Исабеговой И.С.,
с участием прокурора Марковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Головатюк Н.В., Егорова В.И. об оспаривании постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, расположенных в городе Кондрово Калужской области в кадастровом квартале <...>,
установил:
06 июля 2009 года Правительством Калужской области принято постановление N 257, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области по состоянию на 01 января 2007 года.
Пунктом 1.1 указанного постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Калужской области (приложение N 1); пунктом 1.2 - утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калужской области (приложение N 2); пунктом 2 - утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области (приложение N 3).
Постановление Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 официально опубликовано в издании "Весть" N 266-268 (6104-6106) от 24 июля 2009 года, 313-315 (6151-6153) от 28 августа 2009 года, 323-325 (6161-6163) от 04 сентября 2009 года, 333-335 (6171-6173) от 11 сентября 2009 года, 343-345 (6181-6183) от 18 сентября 2009 года, 363-366 (6201-6204) от 02 октября 2009 года, 374-376 (6212-6214) от 09 октября 2009 года, 394-396 (6232-6234) от 23 октября 2009 года, 404-406 (6242-6244) от 30 октября 2009 года, 414-416 (6252-6254) от 06 ноября 2009 года, 424-426 (6262-6264) от 13 ноября 2009 года, 444-447 (6282-6285) от 27 ноября 2009 года, 455-457 (6293-6295) от 04 декабря 2009 года, N 478 (6316) от 19 декабря 2009 года с приложением в выпуске N 65 Собрания нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области, N 491-493 (6329-6331) от 30 декабря 2009 года.
Головатюк Н.В., Егоров В.И. обратились в суд с заявлением, в котором просили отменить постановление Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, расположенных в городе Кондрово Калужской области в кадастровом квартале <...>; обязать Правительство Калужской области внести изменения в указанное постановление Правительства Калужской области в названной части согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (л.д. <...> т. 1).
В обоснование заявленных требований заявители сослались на то, что оспариваемое постановление Правительства Калужской области в указанной выше части не соответствует закону; противоречит пунктам 2.2.1, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316. Кадастровая стоимость принадлежащего заявителям на праве собственности земельного участка, установлена в размере <...> рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость.
В судебное заседание заявитель Егоров В.И., извещавшийся о его времени и месте, не явился.
Заявитель Головатюк Н.В., извещавшаяся о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддерживает.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области Орлова Ю.В., представитель Правительства Калужской области и Губернатора Калужской области Доронина О.М., руководитель ООО <...> Земских Н.В., возражали против удовлетворения заявления. Ссылались на то, что оспариваемое постановление Правительства Калужской области принято компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством; в отношении земельного участка заявителей каких-либо нарушений предусмотренной нормативными документами процедуры выполнения работ по кадастровой оценке допущено не было.
Представитель ФГУ "Кадастровая палата" по Калужской области в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Калужской области Марковой Т.С., полагавшей, что в заявленных требованиях должно быть отказано, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявления.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент), определяющий последовательность и сроки осуществления действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее по тексту - Роснедвижимости) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между названными органами власти, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 3 Административного регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 05 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В целях разъяснения положений Методических указаний приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Технические рекомендации).
На момент рассмотрения заявления Головатюк Н.В., Егорова В.И. имеется вступившее в законную силу решение Калужского областного суда от 24 мая 2011 года, постановленное по результатам рассмотрения заявления Н. об оспаривании в части постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области (л.д. <...> т. 19).
Названным решением Калужского областного суда установлено следующее: Управлением Роснедвижимости по Калужской области в порядке реализации функции по организации работ по государственной кадастровой оценке был составлен и 03 августа 2007 года утвержден перечень объектов оценки - земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калужской области в количестве 348914 земельных участков; 12 ноября 2007 года Управление Роснедвижимости по калужской области передало по акту перечень объектов оценки, утвержденный им 03 августа 2007 года, - земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калужской области по состоянию на 01 января 2007 года исполнителю работ ООО <...>; в результате выполнения порученных работ ООО <...> был подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Калужской области по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет); данный Отчет в целях проверки результатов работ 19 января 2009 года был направлен в Управление Роснедвижимости по Калужской области; Управление Роснедвижимости по Калужской области по форме, предусмотренной приложением 3 Административного регламента, известило 20 января 2009 года руководителя ООО <...> о том, что проведена предварительная проверка Отчета, которой установлено его соответствие условиям технического задания, и данный Отчет направлен на проверку в Роснедвижимость; упомянутый Отчет являлся предметом проверки Роснедвижимости; по результатам проверки Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета Методическим указаниям; Управление Роснедвижимости по Калужской области 16 июня 2009 года представило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Калужской области на утверждение в Правительство Калужской области; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области утверждены постановлением Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
В вышеуказанном решении Калужского областного суда от 24 мая 2011 года сделаны выводы о том, что государственная кадастровая оценка проведена компетентной организацией, с участием и под контролем уполномоченных органов Роснедвижимости; результаты оценки были представлены на утверждение в Правительство Калужской области, которое приняло постановление от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в установленном порядке в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения и при соблюдении процедур проведения государственной кадастровой оценки земель.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у Головатюк Н.В. и Егорова В.И. на праве общей долевой собственности (по <...> доли у каждого) находится земельный участок с кадастровым номером <...>, относящийся к категории земель населенных пунктов и имеющий разрешенное использование для обслуживания нежилого помещения по оказанию юридических услуг и прилегающей территории площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...> (л.д. <...> т. 1).
По делу установлено, что в сформированный и утвержденный перечень объектов оценки, переданный 12 ноября 2007 года Управлением Роснедвижимости по Калужской области исполнителю работ ООО "Экспертиза плюс", был включен и земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, отнесенный к 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
Согласно приложению N 1 оспариваемого постановления Правительства Калужской области (строка 88418) кадастровая стоимость земельного участка заявителей (кадастровый номер <...>) составляет <...> руб. (л.д. <...> т. 5).
При рассмотрении дела в суде установлено, что в отношении земельного участка заявителей оспариваемое постановление Правительства Калужской области содержит такие же данные по вопросу о его кадастровой стоимости, что и те, которые содержались в представленных в этот орган исполнительной власти на утверждение результатах проведенной кадастровой оценки земель, содержавшихся в приложении N 16 к Отчету, выполненному ООО <...> - в обоих документах кадастровая стоимость этого участка указана в размере <...> руб. (л.д. <...> т. 5, приложение N 16 к Отчету: строка 1974 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Кондрово по состоянию на 01 января 2007 года).
Представленные по делу доказательства дают суду основания для вывода о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка заявителей производилось в соответствии с нормативно установленными процедурами; каких-либо нарушений этих процедур, которые могли бы повлечь за собой признание оспариваемого заявителями в части постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 недействующим, при рассмотрении дела не установлено.
По результатам судебного разбирательства суд находит несостоятельными доводы заявителей о том, что в данном случае были допущены нарушения установленной процедуры государственной кадастровой оценки земель, повлекшие за собой нарушение прав заявителей.
В силу подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, названных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Как следует из сведений, содержащихся в разделе 3 (Описание работ), представленного суду Отчета, выполненного ООО <...>, проведение расчета кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Калужской области в составе видов разрешенного использования земель, названных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний, осуществлялось в вышеуказанном порядке.
Судом при разбирательстве по делу проверялось соответствие проведенной процедуры расчета кадастровой стоимости земельных участков требованиям пункта 2.2 Методических указаний.
В силу подпункта 2.2.2 пункта 2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается.
Обоснование выбора факторов стоимости приводится в пункте 3.2.1 Отчета, содержащем сведения о том, что факторы стоимости земельных участков определялись на основании примерного перечня факторов стоимости земельных участков, предусмотренного Техническими рекомендациями, с учетом анализа их значимости для целей определения стоимости земли. Судом установлено, что 07 декабря 2007 года состоялось заседание межведомственной комиссии по контролю над ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласовавшей состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов Калужской области в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 пункта 1.2 Методических указаний.
В соответствии с положениями подпункта 2.2.3 пункта 2.2 Методических указаний ООО <...> при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель был осуществлен сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов из источников, содержащих достоверную информацию, а именно для этого использовались государственный земельный кадастр и муниципальные фонды данных и базы данных, что следует из пункта 3.2.2. Отчета и подтверждается представленными в суд сведениями из таблицы N 2 приложения N 7 к Отчету, выполненному ООО <...>.
Согласно сведениям пункта 3.2.3 Отчета в целях определения значений факторов стоимости объектов оценки и объектов-аналогов были сформированы цифровые тематические карты. Данные, содержащиеся в слоях этих цифровых карт, подтверждают реальность получения ООО <...> информации об утвержденных факторах стоимости.
Судом установлено, что полученные данные об объектах оценки, в частности, о земельных участках по 7 виду разрешенного использования, в том 4 числе и по земельному участку заявителей, отображены в приложении N 7 к Отчету.
В соответствии с подпунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Калужской области осуществлялся с использованием 83 источников рыночной информации. Сведения об использовавшихся источниках информации приведены в таблице 6 приложения 7 к Отчету.
Какие-либо данные, которые бы давали основания поставить под сомнение то, что при выполнении ООО <...> работ по определению кадастровой стоимости земель в действительности использовались упомянутые источники информации, в суд не представлены.
В силу подпункта 2.2.5 Методических указаний информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Представленные суду данные (л.д. <...> т. 19) подтверждают, что в ходе выполнения работ ООО "Экспертиза плюс" была проведена в соответствии с требованиями подпункта 2.2.5 Методических указаний проверка полученной рыночной информации на ее достаточность и достоверность.
Подпунктом 3.2.6.1 пункта 3.2.6 Технических рекомендаций установлено, что для каждой группы на основании анализа сформированной выборки определяются факторы стоимости, в наибольшей степени влияющие на стоимость земельных участков в данной группе. Выбор факторов стоимости для построения моделей может осуществляться двумя методами: экспертным и (или) корреляционно-регрессивным.
Экспертный метод предполагает выбор факторов стоимости земельных участков группы на основании экспертного мнения. Выбор каждого фактора стоимости должен быть обоснован.
Корреляционно-регрессионный метод предполагает выбор в качестве факторов стоимости для построения моделей тех факторов, которые в основном формируют стоимость земельных участков группы. С этой целью производится расчет коэффициентов корреляции факторов стоимости с рыночными стоимостями по формуле, выбор из всех коэффициентов значимости тех коэффициентов, значения которых не менее 0,2-0,3. Соответствующие этим коэффициентам значимости факторы стоимости являются теми факторами, которые в основном формируют стоимость земельных участков группы.
Судом установлено, что пункт 3.2.6 Отчета содержит описание выбора факторов стоимости для построения моделей со ссылкой в точном соответствии на приведенные положения Технических рекомендаций. Выбор факторов стоимости согласно сведениям, изложенным в пункте 3.2.6 Отчета, определялся с использованием экспертного и корреляционно-регрессионного методов. Для 7 вида разрешенного использования были выбраны следующие факторы: "престижность (ранг) городского населенного пункта", "расстояние до ближайшей из основных дорог города", "расстояние от объекта до административного центра (делового центра)" (л.д. <...> т. 19).
Для группы земельных участков 7 вида разрешенного использования, в том числе участка заявителей, была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели, которая удовлетворяет допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида. В результате чего была выбрана экспоненциальная модель (л.д. <...> т. 19).
Как видно из представленных в суд документов, с учетом построенной в вышеуказанном порядке статистической модели была определена кадастровая стоимость земельного участка заявителей путем умножения рассчитанного удельного показателя кадастровой стоимости этого земельного участка (на единицу площади) на величину его площади (л.д. <...> т. 19).
Исследованные при рассмотрении дела доказательства свидетельствуют о том, что полученная ООО <...> и использованная им при выполнении работ информация проходила проверку на полноту сведений и непротиворечивость. Доказательств того, что полученная информация являлась достаточной, служит то обстоятельство, что на основании этой информации была построена статистическая модель для расчета кадастровой стоимости являвшейся объектом оценки земли; для построения модели было использовано необходимое количество объектов-аналогов.
Установленное в приложении N 2 оспариваемого постановления Правительства Калужской области среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калужской области в части кадастрового квартала <...> по разделу "Дзержинский район" подразделу "г. Кондрово" в отношении 7 вида разрешенного использования с показателем "10 482, 87 руб./кв. м", прав заявителей не нарушает.
Что касается ссылки заявителей на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3), как устанавливающий равенство кадастровой и рыночной стоимости земельного участка в случаях определения его рыночной стоимости, то суд не может признать ее состоятельной, поскольку применительно к положениям пункта 3 данной статьи в редакции, действовавшей на момент проведения вышеуказанных работ по государственной кадастровой оценке земель, оснований для определения кадастровой стоимости земельного участка в размере, не превышающем рыночную стоимость, не имелось.
С учетом этого представленная суду справка индивидуального предпринимателя Б., датированная 18 мая 2011 года (л.д. <...> т. 1), в которой содержатся сведения о том, что рыночная стоимость участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей, не может свидетельствовать об обоснованности доводов заявителей.
Доводы о том, что в связи с принятием оспариваемого нормативного акта на заявителей незаконно возложена обязанность по уплате налогов в повышенном размере с учетом установленных по делу обстоятельств нельзя признать состоятельными.
В силу части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Каких-либо оснований для удовлетворения заявления Головатюк Н.В. и Егорова В.И. судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление Головатюк Н.В., Егорова В.И. об оспаривании постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, расположенных в городе Кондрово Калужской области в кадастровом квартале <...> оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)