Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Зайцева И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Прокофьева В.В.,
судей Шурыгиной Л.Г.,
Старовойтова Р.В.,
с участием прокурора Гавриной Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Косенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2012 года гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горноуральского городского округа о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Горноуральского городского округа Л. на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02.05.2012.
Заслушав доклад судьи Шурыгиной Л.Г., объяснения представителя ответчика администрации Горноуральского городского округа П., прокурора Гавриной Ю.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к администрации Горноуральского городского округа о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда: расположенных на территории Николо-Павловского участкового лесничества Николо-Павловский <...>.
Определением суда от 25.04.2012 иски прокурора объединены для рассмотрения в одно производство.
Решением суда от 02.05.2012 исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области удовлетворены. На администрацию Горноуральского городского округа возложена обязанность не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированных размещений отходов (свалок) на землях лесного фонда:
<...>.
С решением не согласился ответчик, представителем которого представлена апелляционная жалоба. В жалобе представитель указывает, что места несанкционированного расположения отходов находятся на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, а администрация ГГО полномочиями по охране лесов, принадлежащих Российской Федерации, не наделена. Кроме того, судом при вынесении решения не исследован вопрос о возможном использовании этих участков другими пользователями. Считает, что доказательств вины администрации ГГО в вышеуказанном правонарушении не имеется, выводы суда о том, что на территории Горноуральского городского округа не организован сбор и вывоз отходов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, а в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика администрации ГГО П. доводы жалобы поддержал.
Прокурор Гаврина Ю.В. с апелляционной жалобой не согласилась, полагает оспариваемый представителем ответчика судебный акт законным и обоснованным, просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается автором жалобы факт несанкционированного размещения отходов, в частности, в районе <...>.
<...>.
Вышеуказанные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в пределах границ Горноуральского городского округа.
Согласно Уставу Горноуральского городского округа, принятого решением Думы МО Пригородный район от 19.05.2005 г. N 14/1, городской округ является муниципальным образованием, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (ст. 2).
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации гражданам гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза и переработки бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа, что предусмотрено п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", пп. 11 и 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 "Об отходах производства и потребления".
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 13 указанного закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.
Основываясь на вышеприведенных правовых нормах, суд правильно пришел к выводу о том, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа является компетенцией органов местного самоуправления этого муниципального образования, и ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения такого права, должна быть возложена именно на администрацию ГГО - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 29 Устава ГГО).
Довод автора жалобы о том, что свалки расположены на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем на администрацию ГГО не возложены обязанности по ликвидации указанных мест размещения отходов со ссылкой на положения Земельного кодекса РФ (ст. ст. 13, 42), Лесного кодекса РФ (ст. 6, 8, 84) и ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о неправильности выводов суда не свидетельствует.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Кроме того, суд правильно принял во внимание, что несанкционированные свалки расположены на территории Горноуральского городского округа в лесопарковых частях зеленых зон, вблизи с населенными пунктами, доказательств надлежащей организации вывоза мусора в населенных пунктах ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах суд обоснованно заключил, что несанкционированное размещение отходов является следствием ненадлежащего выполнения администрацией ГГО обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования и возложил на администрацию ГГО обязанность по устранению указанного нарушения.
Ссылка автора жалобы в подтверждение факта надлежащей организации ответчиком сбора и вывоза отходов на действующие на территории Горноуральского городского округа Правила сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа, утвержденные постановлением главы администрации ГГО N 2036 от 17.12.2009, и решение Горноуральской городской думы N 37/1 от 25.11.2010, которым установлена на 2011 год ставка платы за сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов с индивидуальных жилых домов ГГО, основанием к отмене решения суда служить не может. Принятие указанных нормативных актов само по себе не свидетельствует о надлежащем осуществлении ответчиком мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов с индивидуальных жилых домов населенных пунктов ГГО и не является достаточным для обеспечения права граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Возникновение вышеуказанных несанкционированных свалок не связано с деятельностью ГКУ СО "Нижне-Тагильское лесничество", основными видами деятельности которого является обеспечение организации защиты лесов на землях лесного фонда на территории Свердловской области. Ссылка же представителя ответчика на то, что судом в ходе судебного разбирательства вопрос о возможном использовании этих земельных участков другими пользователями не исследовался, во внимание принята быть не может, поскольку таких доводов в суде первой инстанции заявлено не было и суд правильно в соответствии со ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 191, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований и возражений.
Таким образом, суд обоснованно возложил на администрацию ГГО обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории Горноуральского городского округа.
Постановленное судом по делу решение является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Горноуральского городского округа Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г.
Судья Зайцева И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Прокофьева В.В.,
судей Шурыгиной Л.Г.,
Старовойтова Р.В.,
с участием прокурора Гавриной Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Косенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2012 года гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горноуральского городского округа о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Горноуральского городского округа Л. на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02.05.2012.
Заслушав доклад судьи Шурыгиной Л.Г., объяснения представителя ответчика администрации Горноуральского городского округа П., прокурора Гавриной Ю.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к администрации Горноуральского городского округа о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда: расположенных на территории Николо-Павловского участкового лесничества Николо-Павловский <...>.
Определением суда от 25.04.2012 иски прокурора объединены для рассмотрения в одно производство.
Решением суда от 02.05.2012 исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области удовлетворены. На администрацию Горноуральского городского округа возложена обязанность не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированных размещений отходов (свалок) на землях лесного фонда:
<...>.
С решением не согласился ответчик, представителем которого представлена апелляционная жалоба. В жалобе представитель указывает, что места несанкционированного расположения отходов находятся на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, а администрация ГГО полномочиями по охране лесов, принадлежащих Российской Федерации, не наделена. Кроме того, судом при вынесении решения не исследован вопрос о возможном использовании этих участков другими пользователями. Считает, что доказательств вины администрации ГГО в вышеуказанном правонарушении не имеется, выводы суда о том, что на территории Горноуральского городского округа не организован сбор и вывоз отходов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, а в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика администрации ГГО П. доводы жалобы поддержал.
Прокурор Гаврина Ю.В. с апелляционной жалобой не согласилась, полагает оспариваемый представителем ответчика судебный акт законным и обоснованным, просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается автором жалобы факт несанкционированного размещения отходов, в частности, в районе <...>.
<...>.
Вышеуказанные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в пределах границ Горноуральского городского округа.
Согласно Уставу Горноуральского городского округа, принятого решением Думы МО Пригородный район от 19.05.2005 г. N 14/1, городской округ является муниципальным образованием, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (ст. 2).
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации гражданам гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза и переработки бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа, что предусмотрено п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", пп. 11 и 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 "Об отходах производства и потребления".
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 13 указанного закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.
Основываясь на вышеприведенных правовых нормах, суд правильно пришел к выводу о том, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа является компетенцией органов местного самоуправления этого муниципального образования, и ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения такого права, должна быть возложена именно на администрацию ГГО - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 29 Устава ГГО).
Довод автора жалобы о том, что свалки расположены на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем на администрацию ГГО не возложены обязанности по ликвидации указанных мест размещения отходов со ссылкой на положения Земельного кодекса РФ (ст. ст. 13, 42), Лесного кодекса РФ (ст. 6, 8, 84) и ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о неправильности выводов суда не свидетельствует.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Кроме того, суд правильно принял во внимание, что несанкционированные свалки расположены на территории Горноуральского городского округа в лесопарковых частях зеленых зон, вблизи с населенными пунктами, доказательств надлежащей организации вывоза мусора в населенных пунктах ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах суд обоснованно заключил, что несанкционированное размещение отходов является следствием ненадлежащего выполнения администрацией ГГО обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования и возложил на администрацию ГГО обязанность по устранению указанного нарушения.
Ссылка автора жалобы в подтверждение факта надлежащей организации ответчиком сбора и вывоза отходов на действующие на территории Горноуральского городского округа Правила сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа, утвержденные постановлением главы администрации ГГО N 2036 от 17.12.2009, и решение Горноуральской городской думы N 37/1 от 25.11.2010, которым установлена на 2011 год ставка платы за сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов с индивидуальных жилых домов ГГО, основанием к отмене решения суда служить не может. Принятие указанных нормативных актов само по себе не свидетельствует о надлежащем осуществлении ответчиком мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов с индивидуальных жилых домов населенных пунктов ГГО и не является достаточным для обеспечения права граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Возникновение вышеуказанных несанкционированных свалок не связано с деятельностью ГКУ СО "Нижне-Тагильское лесничество", основными видами деятельности которого является обеспечение организации защиты лесов на землях лесного фонда на территории Свердловской области. Ссылка же представителя ответчика на то, что судом в ходе судебного разбирательства вопрос о возможном использовании этих земельных участков другими пользователями не исследовался, во внимание принята быть не может, поскольку таких доводов в суде первой инстанции заявлено не было и суд правильно в соответствии со ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 191, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований и возражений.
Таким образом, суд обоснованно возложил на администрацию ГГО обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории Горноуральского городского округа.
Постановленное судом по делу решение является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Горноуральского городского округа Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
ПРОКОФЬЕВ В.В.
Судьи
ШУРЫГИНА Л.Г.
СТАРОВОЙТОВ Р.В.
ПРОКОФЬЕВ В.В.
Судьи
ШУРЫГИНА Л.Г.
СТАРОВОЙТОВ Р.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)