Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 10.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3111/12

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2012 г. по делу N 33-3111/12


Судья Иванова А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., судей Бережновой О.Н., Дьяконовой З.С., при секретаре П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
"10" сентября 2012 года
апелляционную жалобу Окружной Администрации города Якутска на решение Якутского городского суда от 19 июля 2012 года, которым по делу по заявлению М. в интересах С. об оспаривании отказа Окружной администрации города Якутска в предоставлении земельного участка
постановлено:
Признать незаконным отказ Окружной администрации города Якутска в предоставлении С. земельного участка.
Обязать Окружную администрацию города Якутска произвести действия по предоставлению С., инвалиду ... группы, земельного участка, в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., пояснения М., представителя Окружной Администрации г. Якутска Б., судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Окружной Администрации г. Якутск в предоставлении земельного участка и о возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка.
В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что она является опекуном С., которая является инвалидом ... группы бессрочно. 12 января 2012 года она обратилась в Окружную Администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ...., ориентировочной площадью 1800 кв. м, для строительства индивидуального жилого дома по основаниям, предусмотренным ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 17 февраля 2012 г. она вновь обратилась с заявлением о предоставлении указанного участка под хозяйственные постройки.
Департаментом градостроительства и земельных отношений Окружной Администрации города Якутска С. в предоставлении испрашиваемого земельного участка было отказано в связи с тем, что испрашиваемый участок находится на землях сельскохозяйственного назначения (письма от 13 февраля 2012 г. N ..., от 26 марта 2012 г. N ...).
М. полагает отказ незаконным, поскольку право С. как инвалида на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства прямо закреплено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд вынес вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Окружной Администрации города Якутска обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что согласно Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов обеспечиваются жилые помещения с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно указанным Правилам первоочередное право на получение земельного участка связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. В материалах дела отсутствуют сведения о нуждаемости С. в улучшении жилищных условий. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истицы.
Изучив дело, выслушав пояснения представителя Окружной Администрации города Якутска Б., М.., проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, М. является опекуном С. - инвалида ... группы бессрочно.
12.01.2012 г., 17.02.2012 г. М. обращалась в Окружную Администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: ... под строительство жилого дома, хозяйственных построек.
13.02.2012 г., 26.03.2012 г. С. получила ответы из Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутск о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу п. 17 которой инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
При предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, наделены правом на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, при условии признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, и принятия на соответствующий учет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Не соглашаясь с выводом суда о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка инвалиду С., представитель Окружной Администрации указывает, что права С. на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства оспариваемым решением не нарушены, поскольку последней не были представлены сведения, подтверждающие возможность применения при разрешения настоящего дела ст. 17 Закона N 181-ФЗ, а именно, данные о признании заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и о постановке на соответствующий учет в органе местного самоуправления.
Вместе с тем, из материалов настоящего гражданского дела, в том числе, оспариваемых решений видно, что Департаментом градостроительства и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутск указанные обстоятельства при рассмотрении заявлений С. не устанавливались, в связи с чем, решение местного органа самоуправления нельзя признать законным.
Судебная коллегия считает, что у С. отсутствовали основания требовать предоставления ей конкретного земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, правовых оснований, подтверждающих наличие у истца права на получение в аренду именно спорного земельного участка не имеется. Законодательство не возлагает на ответчика обязанность предоставить истцу именно испрашиваемый земельный участок. Таким образом, вышеуказанные нормы права не свидетельствуют о том, что инвалид вправе требовать предоставления ему земельного участка по своему выбору.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Поэтому суд правомерно обязал окружную Администрацию г. Якутск произвести действия по предоставлению С. земельного участка в соответствии с действующим законодательством, а не испрашиваемого, т.к. принятие решения о предоставлении земельного участка, испрашиваемого С., нарушило бы нормы Земельного кодекса Российской Федерации, что означало бы превышение судом своих полномочий.
Выводы суда мотивированы и обоснованы, всем представленным доказательствам дана оценка. Обстоятельств, которые указывали бы на наличие предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке, не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда от 19 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.ПУХОВА

Судьи
О.Н.БЕРЕЖНОВА
З.С.ДЬЯКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)