Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 17.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2605

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2012 г. по делу N 33-2605


Судья: Дампилова Ц.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей Раднаевой Т.Н., Захарова Е.И.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП "Посольское", администрации МО "Кабанский район" об организации сбора и вывоза мусора и отходов с несанкционированной свалки, организации утилизации и переработки бытовых отходов на свалке,
по апелляционной жалобе МО СП "Посольское" в лице законного представителя - главы администрации О.Г. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20.07.2012 г., которым постановлено:
Иск прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП "Посольское" в срок до 01.10.2012 г. организовать сбор и вывоз мусора и отходов, расположенных на несанкционированной свалке на территории лесного фонда в границах поселения: Степно-Дворецкое участковое лесничество, квартал..., выдел ... на площади га, расположенного в м. справа от с..
Обязать администрацию МО "Кабанский район" организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на указанной свалке: Степно-Дворецкое участковое лесничество, квартал..., выдел ... на площади га, расположенного в м. справа от.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н., выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, прокурор Кабанского района РБ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать администрацию муниципального образования сельское поселение "Посольское" организовать сбор и вывоз мусора и отходов, расположенных на следующих несанкционированных свалках: Степно-Дворецкое участковое лесничество квартал выдел на площади га; Степно-Дворецкое участковое лесничество квартал выделы,, на площади га; обязать муниципальное образование "Кабанский район" организовать утилизацию и переработку отходов, расположенных на указанных свалках.
В обоснование иска указал, что на указанных территориях расположены несанкционированные свалки, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с действующим законодательством, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. Выявленные свалки образовались в результате жизнедеятельности населения поселения, они расположены в лесном массиве вблизи от населенного пункта, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья жителям поселения.
В судебном заседании прокурор от иска в части свалки в квартале, выделы,, на площади га отказался, в связи с чем определением суда от 20.07.2012 г. производство по делу в данной части прекращено. В остальной части прокурор иск поддержал и дал аналогичные ему пояснения.
Ответчик администрация МО СП "Посольское" в лице главы администрации О.Г. иск не признал и показал, что границы поселения не отмежеваны, носят описательный характер, как следствие установить факт того, то свалка находится на территории их поселения невозможно, находится же она на границе с поселением. В соответствии с земельным и лесным законодательством, они несут ответственность в отношении леса, которым владеют в границах населенного пункта. Ответственность же за спорную свалку должен нести пользователь участка.
Ответчик администрация МО "Кабанский район" в лице представителя Б. иск не признал и показал, что полномочий по уборке лесного фонда у них нет. Надлежащим ответчиком является соответствующее лесное хозяйство.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Республиканское агентство лесного хозяйства в лице представителя О.И. поддержала требования прокурора и показала, что лесничество расположено в границах территории поселения.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
Администрация МО СП "Посольское" в лице главы О.Г. не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, заявленного к МО СП "Посольское", ссылаясь на следующее. В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В свою очередь, Федеральное агентство лесного хозяйства, полномочия по управлению землями лесного фонда передало Республиканскому агентству лесного хозяйства РБ (РАЛХ РБ). Как следствие, последнее является землепользователем, ответственным за управление и содержание земель лесного фонда. В соответствии с п. 4 ст. 13 ЗК РФ, собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель. В соответствии с абз. 8 ст. 42 ЗК РФ, собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Таким образом, ответственность за захламление несет собственник, либо пользователь, либо лицо, уполномоченное собственником осуществлять управление, содержание, охрану, воспроизводство земель лесного фонда, к каковым администрация МО СП "Посольское" не относится. Кроме этого, в соответствии с п. 66 приложения 2 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. N 523 установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей, виновных в захламлении строительными, древесными, промышленными и иными отходами и инициируют применение к ним штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством. При этом очистка лесов от захламления производится за счет нарушителя. В случае если нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Поскольку несанкционированная спорная свалка существует около 50 лет, она должна быть включена в план санитарных мероприятий по очистке леса. Кроме этого, Инструкцией о порядке привлечения за лесонарушения в лесах СССР установлено, что в случаях, когда нарушителями являются предприятия, организации и учреждения, к участию в составлении акта должны быть привлечены их представители. Администрацию МО СП "Посольское" о составлении акта не уведомляли и о проводимой проверке не предупреждали. По смыслу положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация сбора и вывоза мусора не означает, что администрация поселения будет лично заниматься сбором и вывозом этих отходов. В этой части сельским поселением приняты определенные нормативные правовые акты, которыми определен порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, при этом в них не прописано, что размещение отходов производится на территории лесного фонда. РАЛХ РБ в лице Степно-Дворецкого участкового лесничества в течение нескольких десятков лет допустило создание на территории лесного фонда несанкционированной свалки, поэтому ее ликвидацией должно заниматься РАЛХ РБ.
На заседании судебной коллегии глава администрации МО СП "Посольское" О.Г. жалобу поддержал и дал аналогичные ей пояснения.
Представитель администрации МО "Кабанский район" по доверенности от 16.12.2011 г. Б. жалобу О.Г. поддержал и дал такие же пояснения, что и в суде первой инстанции.
Представители Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенностям от 30.01.2012 г. и 16.07.2012 г. О.В. и И. соответственно, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор Налетова М.М. также просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия выслушав участников процесса, проверив материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
Районным судом установлено, в границах сельского поселения муниципального образования "Посольское", на землях Степно-Дворецкого участкового лесничества: квартал 61, выдел 1 имеется стихийная свалка площадью 0,5 га. Свалка расположена на землях лесного фонда.
Из акта обследования свалки (л.д. 86) от 19 июля 2012 г. следует, что мусор на свалке состоит преимущественно из бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности людей.
В силу п. п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и сбора вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения. Вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в силу п. п. 14 п. 1 ст. 15 этого же Закона отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 ст. 44 ФЗ "Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию, сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для населения.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды, все граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
С учетом вышеуказанного, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на МО СП "Посольское", так как именно на него, законом возложена обязанность по сбору и вывозу мусора и именно в результате его бездействия образовалась несанкционированная свалка, нарушающая права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. То обстоятельство, что свалка не находится в черте населенного пункта не может освобождать администрацию поселения от ответственности, так как в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Отсутствие финансирования и денежных средств также не может служить основанием для освобождения от ответственности, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Доводы жалобы о том, что ответственность по ликвидации свалки должна быть возложена на РАЛХ РБ подлежат отклонению. Полномочия по очистке, уборке отходов от производства и потребления не предусмотрены Положением о республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 г. Также не наделяет указанными полномочиями агентства лесного хозяйства и Лесной Кодекс РФ. Стихийная свалка образовалась в результате жизнедеятельности людей и состоит из бытовых отходов и мусора, определение которых дается в ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414 под санитарно-оздоровительными мероприятиями, которые должно осуществлять лесное агентство понимается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Требований по уборке лесов от отходов от производства и потребления, указанными правовыми актами не предусмотрено.
В этой связи, ссылки автора жалобы на положения Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ о том, что РАЛХ РБ является землепользователем, ответственным за захламление, а также ссылки на подведомственные нормативные правовые акты (приказы Федерального агентства лесного хозяйства) не могут быть приняты во внимание, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки на то, что акт о лесонарушении составлялся в отсутствие представителя администрации МО СП "Посольское" не является основанием для отмены решения суда, так как факт существования данной свалки в границах сельского поселения, никем из сторон не оспаривался.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований к отмене решения суда либо его изменению в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

определила:

Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МО СП "Посольское" в лице законного представителя - главы администрации О.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ИХИСЕЕВА

Судьи
Т.Н.РАДНАЕВА
Е.И.ЗАХАРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)