Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Русанюк И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2012 года апелляционную жалобу Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 05 июня 2012 года по делу по заявлению Д.Т. к Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа выдать градостроительный план земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Д.Т. (по доверенности) - Д.А.,
Д.Т. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района МО выдать градостроительный план земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка.
В обоснование заявления указала, что 09.02.2012 она обратилась в Администрацию городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу:, принадлежащих ей на праве собственности, однако получила отказ со ссылкой на то, что ею не представлены документы, свидетельствующие о наличии на данных земельных участках каких-либо объектов недвижимости, которые бы в соответствии с действующим законодательством подлежали реконструкции. По мнению заявительницы, данный отказ является незаконным, так как противоречит положениям Градостроительного и Земельного кодексов РФ.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации городского поселения Верея просил отказать в удовлетворении заявленных Д.Т. требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, указав, что заявительницей были представлены не все документы, необходимые для заполнения и выдачи градостроительного плана, а именно: не была представлена топографическая съемка земельных участков. Кроме того, в представленных документах было обнаружено несоответствие: в свидетельстве о государственной регистрации права от 24.12.2010 собственником земельных участков указана Д.Т., а в кадастровых паспортах на земельные участки в графе "сведения о собственнике" стоит прочерк.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 05 июня 2012 года заявление Д.Т. удовлетворено частично: отказ Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдать градостроительные планы земельных участков с кадастровыми N и N общей площадью 31800 кв. м каждый, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: (общая долевая собственность), оформленный письмом от 24.04.2012 N 71/2-22, признан незаконным; Администрация городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу обязана выдать градостроительный план вышеуказанных земельных участков. В удовлетворении требования заявителя об обязании заинтересованного лица выдать градостроительные планы на земельные участки в течение 10 дней со дня вынесения решения по настоящему делу отказано.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что 09.02.2012 Д.Т. обратилась в Администрацию городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче ей градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу:, принадлежащих ей на праве собственности. К заявлению были приложены копии свидетельств о регистрации права собственности на земельные участки, копии кадастровых планов земельных участков, копия паспорта заявителя.
24.04.2012 Администрация городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области отказала Д.Т. в выдаче градостроительных планов на том основании, что заявителем не представлено документов, свидетельствующих о наличии на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости, которые бы в соответствии с действующим законодательством подлежали реконструкции; кроме того, представлены кадастровые паспорта земельных участков, в которых указано, что права на земельные участки ни за кем не зарегистрированы (л.д. 22 - 23).
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившего за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Действующее законодательство не содержит предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе документов, свидетельствующих о наличии на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости, что полностью согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, - выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов; орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя (паспорт гражданина или свидетельство о регистрации юридического лица).
Как усматривается из материалов дела, Д.Т., обращаясь с заявлением о выдаче градостроительных планов, представила документ (копию паспорта), позволяющий идентифицировать данное физическое лицо, и документ, подтверждающий его права на земельные участки (копию свидетельства о праве собственности).
Как было указано выше, действующее законодательство не предусматривается обязанности гражданина представлять какие-либо дополнительные документы, в том числе топосъемку земельного участка и документы, подтверждающие наличие на земельном участке объектов недвижимости, подлежащих реконструкции, - градостроительный план испрашивается, в числе прочего, и для получения разрешения на возведение новых объектов недвижимости, а не только для реконструкции существующих.
Довод, изложенный представителем заинтересованного лица в судебном заседании, о том, что Д.Т. не представила никаких документов, подтверждающих ее намерение построить на земельных участках объекты, непосредственным образом связанные с видом разрешенного использования земельных участков, - для сельскохозяйственного производства, не может быть принят во внимание: градостроительный план носит исключительно информационный для предполагаемой застройки земельного участка характер (реконструкции расположенных на участке объектов); следовательно, на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о целях реконструкции имеющихся объектов (возведении новых) не может быть предметом обсуждения.
При таких данных суд первой инстанции правомерно признал отказ заинтересованного лица выдать заявителю градостроительные планы земельных участков, находящихся у него в собственности, неправомерным, обязав восстановить нарушенное право.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского поселения Верея не опровергают его правомерность, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 05 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Верея - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-18200
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу N 33-18200
Судья Русанюк И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2012 года апелляционную жалобу Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 05 июня 2012 года по делу по заявлению Д.Т. к Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа выдать градостроительный план земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Д.Т. (по доверенности) - Д.А.,
установила:
Д.Т. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района МО выдать градостроительный план земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка.
В обоснование заявления указала, что 09.02.2012 она обратилась в Администрацию городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу:, принадлежащих ей на праве собственности, однако получила отказ со ссылкой на то, что ею не представлены документы, свидетельствующие о наличии на данных земельных участках каких-либо объектов недвижимости, которые бы в соответствии с действующим законодательством подлежали реконструкции. По мнению заявительницы, данный отказ является незаконным, так как противоречит положениям Градостроительного и Земельного кодексов РФ.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации городского поселения Верея просил отказать в удовлетворении заявленных Д.Т. требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, указав, что заявительницей были представлены не все документы, необходимые для заполнения и выдачи градостроительного плана, а именно: не была представлена топографическая съемка земельных участков. Кроме того, в представленных документах было обнаружено несоответствие: в свидетельстве о государственной регистрации права от 24.12.2010 собственником земельных участков указана Д.Т., а в кадастровых паспортах на земельные участки в графе "сведения о собственнике" стоит прочерк.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 05 июня 2012 года заявление Д.Т. удовлетворено частично: отказ Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдать градостроительные планы земельных участков с кадастровыми N и N общей площадью 31800 кв. м каждый, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: (общая долевая собственность), оформленный письмом от 24.04.2012 N 71/2-22, признан незаконным; Администрация городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу обязана выдать градостроительный план вышеуказанных земельных участков. В удовлетворении требования заявителя об обязании заинтересованного лица выдать градостроительные планы на земельные участки в течение 10 дней со дня вынесения решения по настоящему делу отказано.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что 09.02.2012 Д.Т. обратилась в Администрацию городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче ей градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу:, принадлежащих ей на праве собственности. К заявлению были приложены копии свидетельств о регистрации права собственности на земельные участки, копии кадастровых планов земельных участков, копия паспорта заявителя.
24.04.2012 Администрация городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области отказала Д.Т. в выдаче градостроительных планов на том основании, что заявителем не представлено документов, свидетельствующих о наличии на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости, которые бы в соответствии с действующим законодательством подлежали реконструкции; кроме того, представлены кадастровые паспорта земельных участков, в которых указано, что права на земельные участки ни за кем не зарегистрированы (л.д. 22 - 23).
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившего за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Действующее законодательство не содержит предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе документов, свидетельствующих о наличии на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости, что полностью согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, - выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов; орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя (паспорт гражданина или свидетельство о регистрации юридического лица).
Как усматривается из материалов дела, Д.Т., обращаясь с заявлением о выдаче градостроительных планов, представила документ (копию паспорта), позволяющий идентифицировать данное физическое лицо, и документ, подтверждающий его права на земельные участки (копию свидетельства о праве собственности).
Как было указано выше, действующее законодательство не предусматривается обязанности гражданина представлять какие-либо дополнительные документы, в том числе топосъемку земельного участка и документы, подтверждающие наличие на земельном участке объектов недвижимости, подлежащих реконструкции, - градостроительный план испрашивается, в числе прочего, и для получения разрешения на возведение новых объектов недвижимости, а не только для реконструкции существующих.
Довод, изложенный представителем заинтересованного лица в судебном заседании, о том, что Д.Т. не представила никаких документов, подтверждающих ее намерение построить на земельных участках объекты, непосредственным образом связанные с видом разрешенного использования земельных участков, - для сельскохозяйственного производства, не может быть принят во внимание: градостроительный план носит исключительно информационный для предполагаемой застройки земельного участка характер (реконструкции расположенных на участке объектов); следовательно, на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о целях реконструкции имеющихся объектов (возведении новых) не может быть предметом обсуждения.
При таких данных суд первой инстанции правомерно признал отказ заинтересованного лица выдать заявителю градостроительные планы земельных участков, находящихся у него в собственности, неправомерным, обязав восстановить нарушенное право.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского поселения Верея не опровергают его правомерность, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 05 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Верея - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)