Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-19579/2012

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. по делу N 33-19579/2012


Судья Матета А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Терещенко А.А., Лащ С.И.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2012 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 26 июня 2012 года по делу по заявлению М. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков и обязании ФГБУ "Федеральная астровая палата Росреестра" по Московской области внести сведения в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - А.,
установила:

М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области внести сведения в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, расположенных в деревне.
Пояснил, что он являлся собственником земельного участка под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 201795 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу:; - с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N. Указанный земельный участок принадлежал ему на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что Постановлением главы сельского поселения Аксено-Бутырское N -ПГП от 24 сентября 2010 года, был изменен вид разрешенного использования указанного выше земельного участка на вид разрешенного использования - под дачное строительство. Заявитель указал, что им было принято решение от 15 февраля 2011 года о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:16:0103040:1169 на 153 земельных участка, один из которых, а именно земельный участок с кадастровым номером N решением собственника о разделе от ДД.ММ.ГГГГ был разделен еще на 7 земельных участков, а именно: земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли. сельскохозяйственного назначения, общей площадью 23032 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N; земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 108 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N; земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 163 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N; земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 209 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N; земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1182 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N; земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 568 кв. м, с условным кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N; земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 405 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N.
Кроме того, заявитель указал, что ему на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от 15 сентября 2010 года N 112/10 принадлежат следующие земельные участки: земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 201 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, д. Ельня и земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 720 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, д. Ельня. Земельные участки не застроены, коммуникации на нем отсутствуют. При этом, заявитель указал, что в кадастровых паспортах на указанные земельные участки он увидел, что кадастровая стоимость земельных участков значительно завышена. При обращении в кадастровую палату по вопросу внесений сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков участки заявителю было разъяснено, что Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в результате чего изменилась кадастровая стоимость земельных участков, а соответственно налогооблагаемая база. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет 2402,59 рублей за 1 кв. м.
По мнению заявителя, стоимость земельных участков должна засчитываться исходя из рыночной стоимости 1 кв. м принадлежащих ему земельных участков.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Н. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала и пояснила, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в результате проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Учитывая, что удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость земельного участка заявителя была рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 26 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены.
С постановленным решением не согласилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, подав апелляционную жалобу, в которой просит об отмене обжалуемого решения суда, ссылаясь на неверное применение действующего законодательства.
Заслушав объяснение явившегося лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела усматривается, что М. являлся собственником земельного участка под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 201795 кв. м, с кадастровым номером 50:16:0103040:1169, расположенного по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N. Указанный земельный участок принадлежал ему на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы сельского поселения Аксено-Бутырское N 210-ПГП от 24 сентября 2010 года, был изменен вид разрешенного использования указанного выше земельного участка на вид разрешенного использования - под дачное строительство. В целях реализации своих прав собственника, заявитель принял решение от 15 февраля 2011 года о разделе земельного участка с кадастровым номером N на 153 земельных участка, один из которых, а именно земельный участок с кадастровым номером N решением собственника о разделе от 28 февраля 2012 года был разделен еще на 7 земельных участков.
В результате раздела образовались земельные участки: земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 23032 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N, земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 108 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N, земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 163 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N, земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 209 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N, земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1182 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N, земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 568 кв. м, с условным кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N, земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 405 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, с/, юго-восточнее 550 метров д. Березовый Мостик, поле N.
Кроме того, М. является собственником земельного участка от 15 сентября 2010 года N 112/10, следующие земельные участки: земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 201 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: земельный участок под дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 720 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу:.
При внесении изменений в сведения ГКН в части сведений о новом виде разрешенного использования, удельный показатель был изменен, изменилась кадастровая стоимость земельных участков в, а соответственно и налогооблагаемая база.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет 2402.59 рублей за 1 кв. м, с чем и не согласился заявитель.
Согласно пункту 9, 5 Правила проведения государственной оценки земель кадастровая оценка земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Согласно п. 3.2.2. и п. 4.1. Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка объединения осуществляется путем деления кадастровой стоимости эталонного земельного участка в составе объединения на площадь этого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Согласно имеющихся в материалах дела расчетов определения рыночной стоимости земельных участков, данные отчеты не были оспорены заинтересованными лицами, а были приняты судом. Поэтому суд обоснованно удовлетворил требования заявителя об обязании ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности действий ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, что нарушает права и интересы заявителя.
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о том, что действиями регистрирующего органа нарушаются права и интересы заявителей обоснован, поскольку внесение недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права заявителя при расчете суммы налога, подлежащей уплате.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Ногинского городского суда Московской области от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)