Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 16.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3096/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. по делу N 33-3096/2012


Верховный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.
судей Савина А.И. и Леоновой Л.П.
при секретаре В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика администрации Эссойльского сельского поселения и третьего лица администрации Пряжинского национального муниципального района на решение Пряжинского районного суда РК от 09 августа 2012 года по иску Министерства по природопользованию и экологии РК к администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика О., третьего лица администрации Пряжинского национального муниципального района Г., Министерства по природопользованию и экологии РК С., суд
установил:

истец обратился в суд по тем основаниям, что в квартале 39 выделах 34, 35, 36, 54, 61, 69 Сяпсинского участкового лесничества (Кутижмского по лесоустройству) расположена несанкционированная свалка. Истец просил обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать выявленную свалку.
Суд иск удовлетворил. Обязал администрацию Эссойльского сельского поселения в срок не позднее чем до истечения шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку.
С таким решением не согласны администрация Эссойльского сельского поселения и администрация Пряжинского национального муниципального района. В апелляционных жалобах указывают, что судом первой инстанции не учтено то, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по защите от захламления и загрязнения всей территории своего поселения. Пунктом 14 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Названная обязанность обеспечивается путем заключения договоров на вывоз и утилизацию отходов со специализированной организацией. В настоящее время сбор и вывоз отходов осуществляет ООО <...>, которое имеет соответствующую лицензию. Указывают, что именно Министерство по природопользованию и экологии РК обязано проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель лесного фонда. Администрация Эссойльского сельского поселения кроме того указывает, что санкционированная свалка на территории поселения отсутствует ввиду отсутствия денежных средств в бюджете поселения и по иным объективным причинам. На сегодняшний день организован вывоз ТБО в двух населенных пунктах. Просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В возражениях на апелляционные жалобы истец и ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица поддержали доводы апелляционных жалоб и пояснили, что органы местного самоуправления делают все от них зависящее для организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения. При этом не имеют возможности ликвидировать свалки, возникшие длительное время назад.
Представитель истца возражала против удовлетворения жалоб и пояснила, что ответчик не выполняет надлежащим образом свои обязательства по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
Представитель третьего лица ООО <...> в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду апелляционной инстанции не сообщил.
Изучив материалы дела, обсудив в судебном заседании доводы апелляционных жалоб и возражений, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
При разрешении данного спора суд правильно применил положения ст. ст. 3, 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
По делу установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения лесного законодательства в квартале 39 выделах 34, 35, 36, 54, 61, 69 Сяпсинского участкового лесничества (Кутижмского участкового лесничества по лесоустройству) была обнаружена несанкционированная свалка мусора, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Земельные участки, на которых обнаружена несанкционированная свалка, входят в состав лесного фонда и не являются территорией арендуемой какими-либо третьими лицами.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Эссойльского сельского поселения, что земельные участки, на которых обнаружена свалка, не предоставлены в пользование юридическим или физическим лицам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком является администрация Эссойльского сельского поселения, которая в силу ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования и ликвидировать несанкционированную свалку.
Доводы апелляционных жалоб о том, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на истца подлежат отклонению, поскольку в силу п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решение вопросов организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Несанкционированный вывоз отходов на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле администрацией Эссойльского сельского поселения за процессом сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и иных отходов.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил:

решение Пряжинского районного суда РК от 09 августа 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)