Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Колбасовой Н.А., Степановой Т.Г.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 июля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении провести лесоустройство в отношении городских лесов.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия
Прокурор города Петрозаводска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании городских лесов, в ходе которой установлено, что по информации Администрации Петрозаводского городского округа в границах Петрозаводского городского округа отсутствуют леса и лесные участки, в отношении которых выполнены работы в соответствии с земельным и лесным законодательством по землеустройству и лесоустройству, а также в отношении которых произведен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности. Однако на территории Петрозаводского городского округа фактически имеются городские леса. Ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории Петрозаводского городского округа в надлежащем объеме и установленном порядке не осуществляются, что создает угрозу возникновения рисков утраты и уничтожения городских лесов, являющихся компонентом окружающей среды, а также подвергает риску население города, снижает защищенность критически важных объектов, кроме того создало угрозу для неправомерного распоряжения земельными участками покрытыми лесами. На основании изложенного прокурор города Петрозаводска просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, а именно: спроектировать лесничества и лесопарки; спроектировать эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; спроектировать лесные участки; закрепить на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; установить таксацию лесов; спроектировать мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа: спроектировать лесничества и лесопарки; спроектировать эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; спроектировать лесные участки; закрепить на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; установить таксацию лесов; спроектировать мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
С решением суда не согласна Администрация Петрозаводского городского округа. В апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что прокурор в своем заявлении в нарушение п. 3 ст. 131 ГПК РФ не указал, какие именно права и законные интересы нарушены, в чем выражено их нарушение, какие конкретно меры и почему именно Администрация Петрозаводского городского округа должна совершить обязываемые действия для устранения нарушенных прав. Кроме того, не представлено доказательств нарушения прав и свобод граждан. Указание прокурора на создание условий неправомерного распоряжения земельными участками покрытыми лесами не может являться доказательством нарушения прав неопределенного круга лиц и не может быть принято во внимание судом.
Считает, что прокурор, обращаясь в суд с подобными требованиями, нарушает принцип самостоятельности местного самоуправления, поскольку прокурором по его усмотрению определены приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления.
Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, определено, где на территории Петрозаводского городского округа планируется размещение городских лесов, лесопарков и других рекреационных зон, занятых зелеными насаждениями.
Указывает, что часть городских лесов находится в федеральной собственности Российской Федерации, а значительная часть городских лесов расположена на земельных участках, право собственности на которые не разграничено. Прокурор также указывает на наличие на территории Петрозаводского городского округа лесов, расположенных на землях лесного фонда, которые не являются городскими. По этой причине работы по лесоустройству, в том числе по финансированию лесоустроительных мероприятий, требуют проведения серьезных организационных, координационных и значительных финансовых средств как со стороны Администрации Петрозаводского городского округа, так и со стороны органов исполнительной власти федерального и республиканского уровня.
Администрация Петрозаводского городского округа в целях охраны и использования городских лесов, проведения лесоустройства неоднократно обращалась в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ранее - Министерство лесного комплекса Республики Карелия) с просьбой о предоставлении сведений и имеющихся материалов лесоустройства в отношении земельных участков, которые ранее относились к лесному фонду и были включены в границы Петрозаводского городского округа. До настоящего времени таких материалов и сведений в адрес Администрации Петрозаводского городского округа не поступало. Возложение на Администрацию обязанности по проведению лесоустройства без учета вышеуказанных обстоятельств фактически приведет к неисполнимости судебного акта.
Указывает, что в целях создания эффективной системы управления зелеными насаждениями естественного и искусственного происхождения на территории Петрозаводского городского округа Администрацией Петрозаводского городского округа разработана и утверждена Постановлением от 18.10.2010 N 3406 ведомственная программа развития и сохранения зеленых насаждений Петрозаводского городского округа на 2011-2013 г.г. Реализация мероприятий программы предусматривает формирование и развитие нормативно-правовой и организационной базы по зеленому фонду города, проведение рекогносцировочной оценки, инвентаризации зеленых насаждений, закрепление границ существующих объектов озеленения, создание системы устойчивых, эстетически привлекательных, благоустроенных ландшафтных комплексов.
В соответствии с договором Администрации Петрозаводского городского округа и РОО <...> от <...> N <...> в 2010 году в рамках реализации 1 этапа инвентаризации зеленых насаждений естественного происхождения выполнены работы по ландшафтному анализу территории расположенной между микрорайонами Древлянка и Кукковка в пойме р. Лососинка, для дальнейшего обустройства на данной территории лесопарка.
На апелляционную жалобу поступили возражения прокурора города Петрозаводска и третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, которые полагают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Петрозаводского городского округа У., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснив, что на территории Петрозаводского городского округа отсутствуют городские леса, а также к полномочиям органов местного самоуправления не относится проведение мероприятий по лесоустройству.
Прокуроры Крылов Д.И. и Иовлев Д.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали относительно доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным. Пояснили, что лесной контроль ответчиком до настоящего времени не осуществляется; наличие городских лесов на территории городского округа подтверждается генеральным планом города; обращение прокурора в суд с настоящим иском обусловлено необходимостью создания условий для свободного пользования граждан городскими лесами и предотвращения угрозы уничтожения лесов.
Представители третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Д., Т., Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали относительно доводов апелляционной жалобы, указав, что Администрация Петрозаводского городского округа наделена полномочиями по осуществлению лесоустройства в пределах, установленных ст. 84 Лесного кодекса РФ; информация необходимая для ведения лесного реестра может быть получена только в результате лесоустройства. В настоящее время лесоустройство проведено на лесных участках земель лесного фонда, вошедших в границы Петрозаводского городского округа. Последние материалы лесоустройства в отношении городских лесов датированы 1977-1978 годами. Подтвердили, что городские леса могут быть только защитными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года N 516 (далее также - лесоустроительная инструкция), к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Леса, расположенные на землях лесного фонда, городскими лесами не являются.
Генеральным планом г. Петрозаводска, утвержденным решением Петрозаводского городского совета от 11.07.2008 года N XXVI/XX-361, а также Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010 года N 26/38-771, подтверждается наличие на территории Петрозаводского городского округа городских лесов.
Доводы ответчика об отсутствии на территории Петрозаводского городского округа городских лесов не мотивированы, какими-либо доказательствами не подтверждены, опровергаются иными лицами, участвующими в деле, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Напротив, по сведениям, предоставленным Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, по данным государственного лесного реестра на 01.01.2012 года, а также по состоянию на 2008-2011 годы площадь городских лесов Петрозаводского городского округа составляет 3005 га. Кроме того, на территории Петрозаводского городского округа имеются леса, расположенные на землях лесного фонда, их площадь составляет 2126 га. Согласно же п. 6 ст. 105 ЛК РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. На основании изложенного довод апелляционной жалобы Администрации Петрозаводского городского округа о том, что на территории Петрозаводского городского округа только планируется размещение городских лесов, судебная коллегия считает необоснованным.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.
Согласно ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории Петрозаводского городского округа в надлежащем объеме и в установленном порядке не осуществляются.
В соответствии с п. п. 25, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.
Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, именно к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории Петрозаводского городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов являются правильными. Удовлетворяя требования прокурора, обязывая Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, суд исходил из того, что согласно ст. 84 ЛК РФ определены полномочия органа местного самоуправления, а Администрацией Петрозаводского городского округа на день рассмотрения дела лесоустройство на землях городского округа не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан.
Вместе с тем, соглашаясь по существу с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Согласно п. 4 Лесоустроительной инструкции объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений определены положениями ст. 84 ЛК РФ, согласно которой органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, к ним относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Кроме этого органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом статьей 81 ЛК РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, к числу которых в том числе относятся: проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства; установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ; отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ.
Кроме того, положениями ст. 23 ЛК РФ отдельно предусмотрено, что количество лесничеств, лесопарков, их границы независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Федеральным агентством лесного хозяйства, положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства". Пунктом 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства также отнесено обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ.
Приведенные положения действующего законодательства, определяющие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере лесных отношений, должны быть учтены при определении конкретного перечня мероприятий по лесоустройству, предусмотренных положениями ст. 68 ЛК РФ, обязанность выполнения которых может быть возложена на орган местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает обоснованными ссылки истца на нормы ст. 87 ЛК РФ, регламентирующие порядок утверждения органами местного самоуправления лесохозяйственных регламентов лесничества, лесопарка. Действительно, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. Вместе с тем, эти доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку требований об утверждении таких регламентов истцом не заявлялось.
Следует также учитывать, что согласно ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Соответственно, городские леса, расположенные на территории Петрозаводского городского округа, не могут быть отнесены ни к эксплуатационным, ни к резервным лесам. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителями Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия. Таким образом, возложение на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности спроектировать эксплуатационные леса и резервные леса и закрепить на местности местоположение их границ на территории, занятой городскими лесами, противоречит приведенным нормам законодательства.
С учетом изложенного, соглашаясь с решением суда об удовлетворении заявленных требований и возложении на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, судебная коллегия считает необходимым изложить второй абзац резолютивной части решения суда в новой редакции, имея в виду, что обязанность по выполнению таких мероприятий ограничена полномочиями органа местного самоуправления, определенными в том числе требованиями ст. 84 ЛК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о проводимых им мероприятиях по разработке программы развития и сохранения зеленых насаждений Петрозаводского городского округа на 2011-2013 г.г. не являются основанием для отмены решения суда, так как не опровергают установленных судом обстоятельств.
Учитывая положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что прокурор г. Петрозаводска обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Соответствующие доводы ответчика о неправомерности предъявления настоящего иска прокурором судебная коллегия находит необоснованными.
В силу статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие администрации по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей Петрозаводского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в отношении городских лесов.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь положениями статей 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 июля 2012 года по настоящему по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, изложив абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 09.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2867/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу N 33-2867/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Колбасовой Н.А., Степановой Т.Г.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 июля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении провести лесоустройство в отношении городских лесов.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Петрозаводска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании городских лесов, в ходе которой установлено, что по информации Администрации Петрозаводского городского округа в границах Петрозаводского городского округа отсутствуют леса и лесные участки, в отношении которых выполнены работы в соответствии с земельным и лесным законодательством по землеустройству и лесоустройству, а также в отношении которых произведен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности. Однако на территории Петрозаводского городского округа фактически имеются городские леса. Ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории Петрозаводского городского округа в надлежащем объеме и установленном порядке не осуществляются, что создает угрозу возникновения рисков утраты и уничтожения городских лесов, являющихся компонентом окружающей среды, а также подвергает риску население города, снижает защищенность критически важных объектов, кроме того создало угрозу для неправомерного распоряжения земельными участками покрытыми лесами. На основании изложенного прокурор города Петрозаводска просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, а именно: спроектировать лесничества и лесопарки; спроектировать эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; спроектировать лесные участки; закрепить на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; установить таксацию лесов; спроектировать мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа: спроектировать лесничества и лесопарки; спроектировать эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; спроектировать лесные участки; закрепить на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; установить таксацию лесов; спроектировать мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
С решением суда не согласна Администрация Петрозаводского городского округа. В апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что прокурор в своем заявлении в нарушение п. 3 ст. 131 ГПК РФ не указал, какие именно права и законные интересы нарушены, в чем выражено их нарушение, какие конкретно меры и почему именно Администрация Петрозаводского городского округа должна совершить обязываемые действия для устранения нарушенных прав. Кроме того, не представлено доказательств нарушения прав и свобод граждан. Указание прокурора на создание условий неправомерного распоряжения земельными участками покрытыми лесами не может являться доказательством нарушения прав неопределенного круга лиц и не может быть принято во внимание судом.
Считает, что прокурор, обращаясь в суд с подобными требованиями, нарушает принцип самостоятельности местного самоуправления, поскольку прокурором по его усмотрению определены приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления.
Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, определено, где на территории Петрозаводского городского округа планируется размещение городских лесов, лесопарков и других рекреационных зон, занятых зелеными насаждениями.
Указывает, что часть городских лесов находится в федеральной собственности Российской Федерации, а значительная часть городских лесов расположена на земельных участках, право собственности на которые не разграничено. Прокурор также указывает на наличие на территории Петрозаводского городского округа лесов, расположенных на землях лесного фонда, которые не являются городскими. По этой причине работы по лесоустройству, в том числе по финансированию лесоустроительных мероприятий, требуют проведения серьезных организационных, координационных и значительных финансовых средств как со стороны Администрации Петрозаводского городского округа, так и со стороны органов исполнительной власти федерального и республиканского уровня.
Администрация Петрозаводского городского округа в целях охраны и использования городских лесов, проведения лесоустройства неоднократно обращалась в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ранее - Министерство лесного комплекса Республики Карелия) с просьбой о предоставлении сведений и имеющихся материалов лесоустройства в отношении земельных участков, которые ранее относились к лесному фонду и были включены в границы Петрозаводского городского округа. До настоящего времени таких материалов и сведений в адрес Администрации Петрозаводского городского округа не поступало. Возложение на Администрацию обязанности по проведению лесоустройства без учета вышеуказанных обстоятельств фактически приведет к неисполнимости судебного акта.
Указывает, что в целях создания эффективной системы управления зелеными насаждениями естественного и искусственного происхождения на территории Петрозаводского городского округа Администрацией Петрозаводского городского округа разработана и утверждена Постановлением от 18.10.2010 N 3406 ведомственная программа развития и сохранения зеленых насаждений Петрозаводского городского округа на 2011-2013 г.г. Реализация мероприятий программы предусматривает формирование и развитие нормативно-правовой и организационной базы по зеленому фонду города, проведение рекогносцировочной оценки, инвентаризации зеленых насаждений, закрепление границ существующих объектов озеленения, создание системы устойчивых, эстетически привлекательных, благоустроенных ландшафтных комплексов.
В соответствии с договором Администрации Петрозаводского городского округа и РОО <...> от <...> N <...> в 2010 году в рамках реализации 1 этапа инвентаризации зеленых насаждений естественного происхождения выполнены работы по ландшафтному анализу территории расположенной между микрорайонами Древлянка и Кукковка в пойме р. Лососинка, для дальнейшего обустройства на данной территории лесопарка.
На апелляционную жалобу поступили возражения прокурора города Петрозаводска и третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, которые полагают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Петрозаводского городского округа У., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснив, что на территории Петрозаводского городского округа отсутствуют городские леса, а также к полномочиям органов местного самоуправления не относится проведение мероприятий по лесоустройству.
Прокуроры Крылов Д.И. и Иовлев Д.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали относительно доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным. Пояснили, что лесной контроль ответчиком до настоящего времени не осуществляется; наличие городских лесов на территории городского округа подтверждается генеральным планом города; обращение прокурора в суд с настоящим иском обусловлено необходимостью создания условий для свободного пользования граждан городскими лесами и предотвращения угрозы уничтожения лесов.
Представители третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Д., Т., Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали относительно доводов апелляционной жалобы, указав, что Администрация Петрозаводского городского округа наделена полномочиями по осуществлению лесоустройства в пределах, установленных ст. 84 Лесного кодекса РФ; информация необходимая для ведения лесного реестра может быть получена только в результате лесоустройства. В настоящее время лесоустройство проведено на лесных участках земель лесного фонда, вошедших в границы Петрозаводского городского округа. Последние материалы лесоустройства в отношении городских лесов датированы 1977-1978 годами. Подтвердили, что городские леса могут быть только защитными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года N 516 (далее также - лесоустроительная инструкция), к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Леса, расположенные на землях лесного фонда, городскими лесами не являются.
Генеральным планом г. Петрозаводска, утвержденным решением Петрозаводского городского совета от 11.07.2008 года N XXVI/XX-361, а также Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010 года N 26/38-771, подтверждается наличие на территории Петрозаводского городского округа городских лесов.
Доводы ответчика об отсутствии на территории Петрозаводского городского округа городских лесов не мотивированы, какими-либо доказательствами не подтверждены, опровергаются иными лицами, участвующими в деле, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Напротив, по сведениям, предоставленным Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, по данным государственного лесного реестра на 01.01.2012 года, а также по состоянию на 2008-2011 годы площадь городских лесов Петрозаводского городского округа составляет 3005 га. Кроме того, на территории Петрозаводского городского округа имеются леса, расположенные на землях лесного фонда, их площадь составляет 2126 га. Согласно же п. 6 ст. 105 ЛК РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. На основании изложенного довод апелляционной жалобы Администрации Петрозаводского городского округа о том, что на территории Петрозаводского городского округа только планируется размещение городских лесов, судебная коллегия считает необоснованным.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.
Согласно ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории Петрозаводского городского округа в надлежащем объеме и в установленном порядке не осуществляются.
В соответствии с п. п. 25, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.
Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, именно к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории Петрозаводского городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов являются правильными. Удовлетворяя требования прокурора, обязывая Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, суд исходил из того, что согласно ст. 84 ЛК РФ определены полномочия органа местного самоуправления, а Администрацией Петрозаводского городского округа на день рассмотрения дела лесоустройство на землях городского округа не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан.
Вместе с тем, соглашаясь по существу с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Согласно п. 4 Лесоустроительной инструкции объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений определены положениями ст. 84 ЛК РФ, согласно которой органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, к ним относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Кроме этого органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом статьей 81 ЛК РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, к числу которых в том числе относятся: проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства; установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ; отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ.
Кроме того, положениями ст. 23 ЛК РФ отдельно предусмотрено, что количество лесничеств, лесопарков, их границы независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Федеральным агентством лесного хозяйства, положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства". Пунктом 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства также отнесено обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ.
Приведенные положения действующего законодательства, определяющие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере лесных отношений, должны быть учтены при определении конкретного перечня мероприятий по лесоустройству, предусмотренных положениями ст. 68 ЛК РФ, обязанность выполнения которых может быть возложена на орган местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает обоснованными ссылки истца на нормы ст. 87 ЛК РФ, регламентирующие порядок утверждения органами местного самоуправления лесохозяйственных регламентов лесничества, лесопарка. Действительно, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. Вместе с тем, эти доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку требований об утверждении таких регламентов истцом не заявлялось.
Следует также учитывать, что согласно ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Соответственно, городские леса, расположенные на территории Петрозаводского городского округа, не могут быть отнесены ни к эксплуатационным, ни к резервным лесам. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителями Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия. Таким образом, возложение на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности спроектировать эксплуатационные леса и резервные леса и закрепить на местности местоположение их границ на территории, занятой городскими лесами, противоречит приведенным нормам законодательства.
С учетом изложенного, соглашаясь с решением суда об удовлетворении заявленных требований и возложении на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, судебная коллегия считает необходимым изложить второй абзац резолютивной части решения суда в новой редакции, имея в виду, что обязанность по выполнению таких мероприятий ограничена полномочиями органа местного самоуправления, определенными в том числе требованиями ст. 84 ЛК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о проводимых им мероприятиях по разработке программы развития и сохранения зеленых насаждений Петрозаводского городского округа на 2011-2013 г.г. не являются основанием для отмены решения суда, так как не опровергают установленных судом обстоятельств.
Учитывая положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что прокурор г. Петрозаводска обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Соответствующие доводы ответчика о неправомерности предъявления настоящего иска прокурором судебная коллегия находит необоснованными.
В силу статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие администрации по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей Петрозаводского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в отношении городских лесов.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь положениями статей 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 июля 2012 года по настоящему по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, изложив абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации".
Председательствующий:
Судьи:
Судьи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)