Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2758/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N 33-2758/2012


Докладчик: Шумилов А.А.
Судья: Иванов С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шумилова А.А.,
судей Ярадаева А.В., Смирновой Е.Д.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Г. к администрации сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании недействительным постановления, поступившее по апелляционной жалобе главы сельского поселения на решение Чебоксарского районного суда от 07.06.2012, которым постановлено:
признать постановление N от 20 января 2012 года администрации сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики "Об отмене постановления администрации сельского поселения от 17 января 2012 года N" недействительным.
Взыскать с администрации сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу Г. возврат государственной пошлины в размере ... рублей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:

Г. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании недействительным постановления.
В обоснование иска он указал следующее.
... г. на основании договоров купли-продажи от 16.06.2011 г., заключенных истцом и ответчиком по результатам аукциона, за Г. в собственность зарегистрированы ... с видом разрешенного использования для обслуживания объектов культуры, общей площадью кв. м, расположенные по адресу:
Постановлением главы сельского поселения N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" изменен вид разрешенного использования земельного участка, предназначенного для обслуживания объектов культуры - на другой вид использования - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы сельского поселения N от 20.01.2012 г. отменено постановление N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Указанное постановление N по мнению истца, является незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства.
Как указал истец в иске, поскольку спорный земельный участок не является государственной или муниципальной собственностью, а является частной собственностью истца, администрация поселения не вправе была отменять свое ранее вынесенное постановление об изменении разрешенного вида использования.
В судебном заседании истец Г. поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика М. и И. исковые требования не признали, указав, что здание дома культуры изначально не подлежало приватизации и было приватизировано в нарушение закона. В связи с тем, что земельный участок был предназначено для обслуживания объекта культуры, не было оснований и для изменения вида разрешенного использования земельного участка на иной вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Поэтому ошибочное постановление N было отменено главой администрации в порядке самоконтроля. Кроме того, через данный земельный участок проходит газовый трубопровод, который не позволяет изменить вид разрешенного использования земельного участка, так как ограничивает собственника в производстве рытьевых работ.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное главой сельского поселения М. на предмет отмены по мотивам его незаконности.
Выслушав представителя ответчика И., поддержавшую жалобу, истца Г., возражавшего против ее удовлетворения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Собрания депутатов сельского поселения N от 18.03.2011 г. утвержден Прогнозный план (Программа) приватизации муниципального имущества сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на 2011 г.
В разделе II Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества к приватизации предложено здание сельского дома культуры 1965 года постройки, общей площадью кв. м и земельный участок общей площадью кв. м, расположенные по адресу:.
Постановлением главы сельского поселения N от 04.04.2011 г. "Об условиях приватизации муниципального имущества сельского поселения Чебоксарского района" предусмотрена приватизация находящегося в муниципальной собственности сельского поселения Чебоксарского района нежилого одноэтажного кирпичного здания (литера А) - сельского дома культуры, общей площадью кв. м, расположенного по адресу: земельного участка с видом разрешенного использования - для обслуживания объектов культуры, занятого указанным объектом недвижимости и необходимого для его использования, общей площадью кв. м с кадастровым номером, расположенного по этому же адресу.
Этим же постановлением предусмотрено проведение 06.06.2011 г. аукциона с открытой формой подачи предложений о цене, с начальной продажной ценой нежилого одноэтажного здания дома культуры в размере руб.
Договором купли-продажи муниципального имущества сельского поселения Чебоксарского района от 16 июня 2011 г., заключенным между продавцом - администрацией сельского поселения Чебоксарского района в лице главы поселения М. - и покупателем - Г., продавец продает, а покупатель обязуется оплатить установленную на торгах продажную цену в размере руб. за нежилое одноэтажное здание (литера А) - здание сельского дома культуры, общей площадью кв. м.
Договором купли-продажи N 2 земельного участка от 16 июня 2011 г., заключенным между продавцом - администрацией сельского поселения Чебоксарского района и покупателем Г., продавец обязуется передать, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов площадью кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: с разрешенным видом использования - для обслуживания объектов культуры.
По акту приема-передачи от 16.06.2011 г. нежилое здание и земельный участок переданы Г.
24.08.2011 г. на основании вышеуказанных договоров купли-продажи от 16.06.2011 г. за Г. в собственность зарегистрированы нежилое здание и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания объектов культуры, общая площадь кв. м, адрес объекта:
Постановлением Главы администрации сельского поселения N от 15.12.2011 г. назначены публичные слушания на 16.01.2012 г. 18-00 час. в с. Чебоксарского района по вопросу изменения вида разрешенного использования земли для обслуживания объектов культуры на земли для индивидуального жилищного строительства по адресу:
Согласно протоколу публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка от 16.01.2012 г. одобрено изменение вида разрешенного использования "для обслуживания объектов культуры" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" данного земельного участка.
Постановлением главы сельского поселения N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" изменен вид разрешенного использования земельного участка, предназначенного для обслуживания объектов культуры - на другой вид использования - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы сельского поселения N от 20.01.2012 г. указанное постановление N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" отменено.
Удовлетворяя иск Г. об отмене постановления N от 20.01.2012, суд первой инстанции исходил из того, что процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренная статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", администрацией поселения соблюдена, публичные слушания проведены, вид разрешенного использования земельного участка изменен, и поэтому глава поселения не вправе был отменять свое постановление, возвращая прежний вид разрешенного использования.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Действительно, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки выносятся на публичные слушания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид принимается главой органов местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, согласно ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьи 44 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, глава администрации сельского поселения вправе отменить ранее принятое постановление.
При оценке действий органа местного самоуправления по отмене ранее принятых правовых актов суду следует исходить из того, нарушаются ли при этом требования закона, а также охраняемые законом права и интересы граждан.
По делу усматривается, что вид разрешенного использования земельного участка "для обслуживания объекта культуры" был изменен главой местной администрации на другой вид - "для индивидуально-жилищного строительства" без достаточных, установленных законом, оснований.
Так, в силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 объекты здравоохранения, образования, культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, как правило, приватизации не подлежат и могут приватизироваться только в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом в силу пункта 4 настоящей статьи обязательным условием приватизации объектов социально-культурного назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации. В случае же нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.
Из Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества сельского поселения на 2011 год, постановления главы сельского поселения от 04.04.2011 "Об условиях приватизации муниципального имущества", а также договоров купли-продажи земельного участка и нежилого здания - сельского дома культуры от 16.06.2011 следует, что объектом приватизации и предметом договора купли-продажи являлись сельский дом культуры и земельный участок с разрешенным видом использования "для обслуживания объектов культуры".
В свидетельствах о государственной регистрации прав Г. на недвижимое имущество в качестве объектов права также указаны - здание сельского дома культуры и земельный участок с видом разрешенного использования "для обслуживания объектов культуры".
Согласно ст. 38.1 Земельного кодекса РФ права собственника земельного участка не являются безусловными и неограниченными.
Собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения только в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Таким образом, реализация Г. своих прав на приобретенные объекты недвижимости ограничена соответствующими установленными законом рамками.
Ввиду этого один вид разрешенного использования изменен главой администрации на другой вид - для индивидуального жилищного строительства - без достаточных установленных законом оснований, что и послужило причиной отмены этого постановления.
При этом отмена постановления об изменении вида разрешенного использования осуществлена главой сельского поселения в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 44 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Из этого следует, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отмены оспариваемого постановления N от 20.01.2012 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает новое решение об отказе Г. в удовлетворении его исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 07.06.2012 отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Г. к администрации сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании недействительным постановления N от 20 января 2012 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)