Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Пименов И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Л.Р. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отмене постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,
по апелляционной жалобе представителя Л.Р. - Л.О.В. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 02 августа 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Л.Р. - Л.О.В., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отмене постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он обратился к ответчикам с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, без номера, в <...>, общей площадью 2098 кв. м, для целей, не связанных со строительством (под размещение автостоянки).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от <...> истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с его расположением в границах территории общего пользования.
По мнению истца, основанием для вынесения постановления послужило письмо комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" N от <...>, в котором сообщалось о расположении испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки) и частично в красных линиях на территории общего пользования (территориальная зона ОП).
В 2012 году истец повторно обратился в комитет с запросом о виде разрешенного использования земельного участка, площадью 2098 кв. м, формируемого в кадастровом квартале N и имеющего адресные ориентиры: <...>, без номера.
По результатам рассмотрения запроса комитет направил в адрес истца письмо, в котором сообщил, что земельный участок, указанный истцом, расположен в территориальной зоне Ж-1 (зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки) и что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" размещение автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта до 100 машиномест является условно разрешенным для данной зоны.
Истец полагает, что нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж-1 не исключает возможности размещения на испрашиваемом земельном участке автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта до 100 машиномест, в связи с чем отказ администрации муниципального образования <...> в предоставлении земельного участка на праве аренды является незаконным.
Полагая свои права нарушенными действиями ответчиков, истец просил суд:
- отменить постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N об отказе в предоставлении ему земельного участка для размещения автостоянки;
- обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить ему на праве аренды сроком на 15 лет земельный участок, общей площадью 2098 кв. м, расположенный по адресу: <...>, без номера, в <...>.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 02 августа 2012 года в удовлетворении исковых требований Л.Р. было отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец (в лице своего представителя Л.О.В.) подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вывод суда о пропуске срока на обращение в суд с требованиями о признании постановления органа местного самоуправления незаконным, автор жалобы полагает необоснованным, поскольку истцу о наличии ошибки в определении территориальных зон стало известно в мае 2012 года, после получения из комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" сведений об отнесенности земельного участка к территориальной зоне Ж-1, в связи с чем срок на подачу обращения следует исчислять с мая 2012 года.
По утверждению представителя истца, суд не принял во внимание сведения таблицы Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" о видах разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1, согласно которой в данной территориальной зоне разрешено размещение автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта до 100 машиномест. Первоначальное обращение истца имело место, испрашиваемый земельный участок на тот момент не пересекал границы территории общего пользования, в связи, с чем отказ администрации в предоставлении земельного участка на праве аренды является незаконным.
Кроме того, ответчик, отказывая истцу в предоставлении земельного участка в аренду, лишил его возможности пройти процедуру публичных слушаний в установленном законом порядке.
Представитель истца Л.О.В. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании положений ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений ст. 34 ЗК РФ (части 2 - 6), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой располагается земельный участок.
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 7, 9, 8 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с частями 2, 3, 5 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно пунктам 1 и 6 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39 ГрК РФ (пункты 1, 2, 6, 8, 9) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Решением Саратовской городской Думы от <...> N утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 правил).
Из представленных материалов дела видно, что истец обратился в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ему для целей, не связанных со строительством, на праве аренды сроком на 15 лет земельного участка, расположенного по адресу: <...>, без номера, площадью 2098 кв. м (л.д. 10).
Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в письме от истцу разъяснено, что земельный участок частично расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки) и частично в красных линиях на территории общего пользования (территориальная зона ОП - л.д. 12).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от истцу отказано в предоставлении земельного участка на праве аренды в связи с его расположением в границах территории общего пользования (л.д. 11).
Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в письме разъяснено, что испрашиваемый им земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 и предоставление разрешения в целях использования для автостоянки легкового автотранспорта до 100 машиномест осуществляется с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку предоставление земельного участка для размещения автостоянки в территориальной зоне Ж-1 возможно только после прохождения процедуры публичных слушаний во избежание нарушения закрепленного в законе принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Доказательств того, что истец на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка выполнил требования ст. 39 ГрК РФ и получил разрешение на условно разрешенный вид использования, не представлено, в связи с чем отказ в предоставлении ему земельного участка является обоснованным.
Довод жалобы о том, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка на праве аренды лишил истца возможности пройти процедуру публичных слушаний в установленном законом порядке основан на неправильном толковании материальных норм права и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд для оспаривания постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от судебная коллегия полагает ошибочным, поскольку истец обратился в суд за восстановлением нарушенного права, защита которого осуществляется в сроки, установленные ст. 196 ГК РФ (три года). Однако указанный вывод суда не влияет на правильность принятого решения.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 02 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6258
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. по делу N 33-6258
Судья Пименов И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Л.Р. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отмене постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,
по апелляционной жалобе представителя Л.Р. - Л.О.В. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 02 августа 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Л.Р. - Л.О.В., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отмене постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он обратился к ответчикам с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, без номера, в <...>, общей площадью 2098 кв. м, для целей, не связанных со строительством (под размещение автостоянки).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от <...> истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с его расположением в границах территории общего пользования.
По мнению истца, основанием для вынесения постановления послужило письмо комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" N от <...>, в котором сообщалось о расположении испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки) и частично в красных линиях на территории общего пользования (территориальная зона ОП).
В 2012 году истец повторно обратился в комитет с запросом о виде разрешенного использования земельного участка, площадью 2098 кв. м, формируемого в кадастровом квартале N и имеющего адресные ориентиры: <...>, без номера.
По результатам рассмотрения запроса комитет направил в адрес истца письмо, в котором сообщил, что земельный участок, указанный истцом, расположен в территориальной зоне Ж-1 (зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки) и что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" размещение автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта до 100 машиномест является условно разрешенным для данной зоны.
Истец полагает, что нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж-1 не исключает возможности размещения на испрашиваемом земельном участке автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта до 100 машиномест, в связи с чем отказ администрации муниципального образования <...> в предоставлении земельного участка на праве аренды является незаконным.
Полагая свои права нарушенными действиями ответчиков, истец просил суд:
- отменить постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N об отказе в предоставлении ему земельного участка для размещения автостоянки;
- обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить ему на праве аренды сроком на 15 лет земельный участок, общей площадью 2098 кв. м, расположенный по адресу: <...>, без номера, в <...>.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 02 августа 2012 года в удовлетворении исковых требований Л.Р. было отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец (в лице своего представителя Л.О.В.) подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вывод суда о пропуске срока на обращение в суд с требованиями о признании постановления органа местного самоуправления незаконным, автор жалобы полагает необоснованным, поскольку истцу о наличии ошибки в определении территориальных зон стало известно в мае 2012 года, после получения из комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" сведений об отнесенности земельного участка к территориальной зоне Ж-1, в связи с чем срок на подачу обращения следует исчислять с мая 2012 года.
По утверждению представителя истца, суд не принял во внимание сведения таблицы Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" о видах разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1, согласно которой в данной территориальной зоне разрешено размещение автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта до 100 машиномест. Первоначальное обращение истца имело место, испрашиваемый земельный участок на тот момент не пересекал границы территории общего пользования, в связи, с чем отказ администрации в предоставлении земельного участка на праве аренды является незаконным.
Кроме того, ответчик, отказывая истцу в предоставлении земельного участка в аренду, лишил его возможности пройти процедуру публичных слушаний в установленном законом порядке.
Представитель истца Л.О.В. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании положений ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений ст. 34 ЗК РФ (части 2 - 6), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой располагается земельный участок.
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 7, 9, 8 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с частями 2, 3, 5 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно пунктам 1 и 6 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39 ГрК РФ (пункты 1, 2, 6, 8, 9) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Решением Саратовской городской Думы от <...> N утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 правил).
Из представленных материалов дела видно, что истец обратился в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ему для целей, не связанных со строительством, на праве аренды сроком на 15 лет земельного участка, расположенного по адресу: <...>, без номера, площадью 2098 кв. м (л.д. 10).
Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в письме от истцу разъяснено, что земельный участок частично расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки) и частично в красных линиях на территории общего пользования (территориальная зона ОП - л.д. 12).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от истцу отказано в предоставлении земельного участка на праве аренды в связи с его расположением в границах территории общего пользования (л.д. 11).
Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в письме разъяснено, что испрашиваемый им земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 и предоставление разрешения в целях использования для автостоянки легкового автотранспорта до 100 машиномест осуществляется с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку предоставление земельного участка для размещения автостоянки в территориальной зоне Ж-1 возможно только после прохождения процедуры публичных слушаний во избежание нарушения закрепленного в законе принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Доказательств того, что истец на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка выполнил требования ст. 39 ГрК РФ и получил разрешение на условно разрешенный вид использования, не представлено, в связи с чем отказ в предоставлении ему земельного участка является обоснованным.
Довод жалобы о том, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка на праве аренды лишил истца возможности пройти процедуру публичных слушаний в установленном законом порядке основан на неправильном толковании материальных норм права и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд для оспаривания постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от судебная коллегия полагает ошибочным, поскольку истец обратился в суд за восстановлением нарушенного права, защита которого осуществляется в сроки, установленные ст. 196 ГК РФ (три года). Однако указанный вывод суда не влияет на правильность принятого решения.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 02 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)