Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гаджимурадова Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Биремовой А.А. и Гебековой Л.А.,
при секретаре - К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика А. на решение Дербентского городского суда от 11 мая 2012 года, которым постановлено:
"Иск администрации городского округа "город Дербент" к А., Управлению земельных и имущественных отношений ГО "Город Дербент" о признании недействительными постановление администрации ГО "город Дербент" от 02.04.2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.04.2010 г. N 507, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; Решения о присвоение кадастрового номера N и кадастровый паспорт; Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А. от 07.06.2010 года и запись регистрации N - удовлетворить.
Признать недействительными:
- - постановление администрации ГО "город Дербент" от 02.04.2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов";
- -договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.04.2010 г. N 507, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.;
- - решение о присвоение кадастрового номера N и кадастровый паспорт;
- - Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя Б. от 02.06.2010 г. и запись регистрации N".
Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., объяснения ответчика А., просившего отменить решение суда, объяснения представителя администрации ГО "город Дербент" по доверенности К.Ш., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02 апреля 2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20 апреля 2010 г. N 507, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А. от 02.06.2010 г. и записи регистрации N.
В обоснование иска истец указал на то, что при предоставлении спорного земельного участка А. не были соблюдены требования земельного законодательства, указанный земельный участок предоставлен А. в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка его предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле"). Кроме того, А. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности.
При предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выданы на имя А. после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка, то есть без выполнения в отношении данного участка кадастровых работ и государственного кадастрового учета.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен А. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечены равные права на доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено вынесенное постановление о предоставлении этого земельного участка А., поскольку такое право предоставлено ей законом.
Предъявляя настоящие исковые требования, администрация г. Дербента исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ "город Дербент".
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска ввиду пропуска срока исковой давности. Указывает на то, что истец просит признать недействительным несуществующее постановление N 26 от 2.04.2010 года, которое было отменено главой администрации еще 30 декабря 2010 года. Со дня вынесения оспариваемого постановления прошло два года, с заявлением в суд истец обратился, пропустив установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок. Суд не выяснил причины пропуска срока и ему не дал возможности заявить требование об отказе в иске по этим основаниям. Администрация города пропустила и установленный ст. 181 ГК РФ годичный срок исковой давности. Какие-либо доказательства об уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено. Указывает, что надлежащим истцом по делу о признании недействительным договора о передаче в собственность земельного участка может быть только управление земельных и имущественных отношений. Суд не учел, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Судом игнорированы обоснованные возражения земельно-кадастровой палаты. На территории г. Дербента нет курортной зоны, его земельный участок не является рекреационной зоной, особо охраняемой территорией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции не находит.
Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении земельного участка А. постановлением от 02 апреля 2010 года и при получении последующих документов допущены грубые нарушения норм действующего земельного законодательства.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства земельных участков администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.
Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельных участков необходимо было осуществить после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.
Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющим земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона.
Судом установлено, что при предоставлении спорного земельного участка А. изложенные требования закона не были соблюдены.
Установлено также то, что ответчик на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, что спорный земельный участок предоставлен ему в течение нескольких дней со дня его обращения, с нарушением очередности предоставления земельных участков гражданам.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выданы после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка, что подтверждает, что спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно без выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Также спорный земельный участок предоставлен А. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06 января 1971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 году, и установлено, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого участка.
С учетом изложенного, а также положений п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, договор о безвозмездном предоставлении земельного участка является ничтожным, по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст. 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Анализируя материалы дела на основании представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок расположен в пределах территории рекреационного назначения и потому неправомерно был предоставлен А. в собственность.
При указанных обстоятельствах суд правильно удовлетворил исковые требования администрации ГО "город Дербент".
В связи с изложенным не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы А. о необоснованности принятого по данному делу судебного решения.
Также несостоятельны доводы А. о том, что в удовлетворении исковых требований следовало отказать ввиду пропуска истцом срока исковой давности по заявленным им требованиям, поскольку в судебном заседании стороной ответчика о применении сроков исковой давности не заявлялось.
Между тем, согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы А. не содержат фактов, которые могли бы опровергнуть правильность выводов суда.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дербентского городского суда от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Б.Г.ГАДЖИЕВ
Судьи
А.А.БИРЕМОВА
Л.А.ГЕБЕКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 07.09.2012 N 33-2277
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2012 г. N 33-2277
Судья Гаджимурадова Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Биремовой А.А. и Гебековой Л.А.,
при секретаре - К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика А. на решение Дербентского городского суда от 11 мая 2012 года, которым постановлено:
"Иск администрации городского округа "город Дербент" к А., Управлению земельных и имущественных отношений ГО "Город Дербент" о признании недействительными постановление администрации ГО "город Дербент" от 02.04.2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.04.2010 г. N 507, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; Решения о присвоение кадастрового номера N и кадастровый паспорт; Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А. от 07.06.2010 года и запись регистрации N - удовлетворить.
Признать недействительными:
- - постановление администрации ГО "город Дербент" от 02.04.2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов";
- -договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.04.2010 г. N 507, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.;
- - решение о присвоение кадастрового номера N и кадастровый паспорт;
- - Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя Б. от 02.06.2010 г. и запись регистрации N".
Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., объяснения ответчика А., просившего отменить решение суда, объяснения представителя администрации ГО "город Дербент" по доверенности К.Ш., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02 апреля 2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20 апреля 2010 г. N 507, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А. от 02.06.2010 г. и записи регистрации N.
В обоснование иска истец указал на то, что при предоставлении спорного земельного участка А. не были соблюдены требования земельного законодательства, указанный земельный участок предоставлен А. в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка его предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле"). Кроме того, А. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности.
При предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выданы на имя А. после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка, то есть без выполнения в отношении данного участка кадастровых работ и государственного кадастрового учета.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен А. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечены равные права на доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено вынесенное постановление о предоставлении этого земельного участка А., поскольку такое право предоставлено ей законом.
Предъявляя настоящие исковые требования, администрация г. Дербента исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ "город Дербент".
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска ввиду пропуска срока исковой давности. Указывает на то, что истец просит признать недействительным несуществующее постановление N 26 от 2.04.2010 года, которое было отменено главой администрации еще 30 декабря 2010 года. Со дня вынесения оспариваемого постановления прошло два года, с заявлением в суд истец обратился, пропустив установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок. Суд не выяснил причины пропуска срока и ему не дал возможности заявить требование об отказе в иске по этим основаниям. Администрация города пропустила и установленный ст. 181 ГК РФ годичный срок исковой давности. Какие-либо доказательства об уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено. Указывает, что надлежащим истцом по делу о признании недействительным договора о передаче в собственность земельного участка может быть только управление земельных и имущественных отношений. Суд не учел, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Судом игнорированы обоснованные возражения земельно-кадастровой палаты. На территории г. Дербента нет курортной зоны, его земельный участок не является рекреационной зоной, особо охраняемой территорией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции не находит.
Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении земельного участка А. постановлением от 02 апреля 2010 года и при получении последующих документов допущены грубые нарушения норм действующего земельного законодательства.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства земельных участков администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.
Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельных участков необходимо было осуществить после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.
Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющим земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона.
Судом установлено, что при предоставлении спорного земельного участка А. изложенные требования закона не были соблюдены.
Установлено также то, что ответчик на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, что спорный земельный участок предоставлен ему в течение нескольких дней со дня его обращения, с нарушением очередности предоставления земельных участков гражданам.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выданы после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка, что подтверждает, что спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно без выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Также спорный земельный участок предоставлен А. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06 января 1971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 году, и установлено, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого участка.
С учетом изложенного, а также положений п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, договор о безвозмездном предоставлении земельного участка является ничтожным, по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст. 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Анализируя материалы дела на основании представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок расположен в пределах территории рекреационного назначения и потому неправомерно был предоставлен А. в собственность.
При указанных обстоятельствах суд правильно удовлетворил исковые требования администрации ГО "город Дербент".
В связи с изложенным не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы А. о необоснованности принятого по данному делу судебного решения.
Также несостоятельны доводы А. о том, что в удовлетворении исковых требований следовало отказать ввиду пропуска истцом срока исковой давности по заявленным им требованиям, поскольку в судебном заседании стороной ответчика о применении сроков исковой давности не заявлялось.
Между тем, согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы А. не содержат фактов, которые могли бы опровергнуть правильность выводов суда.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дербентского городского суда от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Б.Г.ГАДЖИЕВ
Судьи
А.А.БИРЕМОВА
Л.А.ГЕБЕКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)