Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Усанова Л.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Бовгатовой Н.В.
судей Сережкина А.А. и Котовой Н.А.
при секретаре судебного заседания Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Котовой Н.А.
дело по кассационной жалобе Ч.Э. и Ч.В. на решение Заволжского районного суда города Твери от 04 мая 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований по иску Ч.Э. и Ч.В. к Управлению Росреестра по Тверской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" об изменении вида разрешенного использования земельного участка и определение его кадастровой стоимости отказать"
Судебная коллегия,
установила:
Ч.Э. и Ч.В. обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по Тверской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" об отнесении земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью кв. м, по адресу:, к п. 15 видов разрешенного пользования Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29 июня 2007 года, а именно к группе земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, и возложении обязанности на Управление Росреестра по Тверской области определить кадастровую стоимость указанного земельного участка.
В обоснование своих требований истцы указали, что являются собственниками зданий, составляющих единый комплекс бывшей сельскохозяйственной выставки, и расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью кв. м, отведенным специально для размещения зданий сельскохозяйственной выставки Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ и Решением Исполнительного комитета областного совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ. Истцами было принято решение о выкупе в свою собственность указанного земельного участка. Данный земельный участок отнесен к п. 7 Типового перечня видов разрешенного использования, а именно земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" удельная кадастровая стоимость земель, отнесенных к п. 7 указанного выше перечня разрешенного вида использования, составляет рублей за 1 кв. м, таким образом, стоимость земельного участка, общей площадью кв. м, составляет руб. На основании отчета N об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ООО "ФИО10" и заключения по экспертизе отчета от ДД.ММ.ГГГГ итоговая стоимость земельного участка составляет рублей, а цена выкупа земельного участка, рассчитываемая с помощью коэффициента 2,5%, составляет рублей. При кадастровой стоимости рублей выкупная стоимость указанного земельного участка составляет рублей. Истцы полагали, что стоимость указанного земельного участка в раз мере рублей, свидетельствует о том, что при проведении кадастровой оценки земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация о рыночных ценах на земельные участки, что привело к необоснованному, произвольному завышению кадастровой стоимости спорного земельного участка, а процедура проведения кадастровой оценки была проведена без учета его рыночной стоимости, что противоречит требованиям федерального законодательства, в частности Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39. Полагая, что земельные участки, специально отведенные для создания сельскохозяйственной выставки или размещения объектов сельскохозяйственного назначения, должны быть отнесены к п. 15 Типового перечня видов разрешенного использования, истцы обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истцы Ч.Э. и Ч.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Тверской области иск не признал, ссылаясь на отсутствие полномочий по распоряжению землями субъекта, а также по проведению процедуры выкупа земельных участков, расположенных на территории го рода, а также отсутствие со стороны ответчика нарушения прав истцов.
Представитель ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата" исковые требования не признал, указав, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N определен верно. Кроме того, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области утверждены постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па. При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством и единым методическим обеспечением производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов спорный земельный участок был отнесен к 7 виду разрешенного использования, при этом была определена его кадастровая стоимость. Оспаривая правомерность отнесения земельного участка к определенному виду разрешенного использования, истец оспаривает результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Однако, определением Верховного Суда Российской Федерации от 05 августа 2009 года постановление Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" было признано законным.
Представитель третьего лица Администрации Тверской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы представителя Комитета по управлению имуществом.
Представитель третьего лица Администрации города возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что оснований для отнесения спорного земельного участка к п. 15 видов разрешенного использования не имеется, так как на спорном земельном участке расположены объекты, которые нельзя отнести к объектам сельскохозяйственного использования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ч.Э. и Ч.В. просят об отмене указанного решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, указав, что судом не дана оценка тем обстоятельствам, что истцы обращались в Управление Росреестра по Тверской области с просьбой отнести земельный участок к иному виду разрешенного использования, а также в Комитет по управлению имуществом с просьбой о разрешении проведения рыночной оценки земельного участка, однако, разрешить данные вопросы вне судебного разбирательства не представилось возможным.
В заседание суда кассационной инстанции истец Ч.Э., представитель ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата", представитель третьего лица Администрации Тверской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 354 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав истца Ч.В., поддержавшего доводы жалобы, представителей Управления Росреестра по Тверской области, Комитета по управлению имуществом, Администрации г., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками зданий, составляющих единый комплекс бывшей сельскохозяйственной выставки, и расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью кв. м.
Спорный земельный участок отведен специально для размещения зданий сельскохозяйственной выставки Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ и Решением Исполнительного комитета областного совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" на территории Тверской области в 2007-2008 годах проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области, результаты которой утверждены постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па, в установленном порядке внесены в ГКН.
Спорный земельный участок был отнесен к п. 7 Типового перечня видов разрешенного использования (таблица 1 приложения 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29 июня 2007 года), а именно земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" удельная кадастровая стоимость земель, отнесенных к п. 7 указанного выше перечня разрешенного вида использования, составляет рублей за 1 кв. м, таким образом стоимость земельного участка, общей площадью кв. м, составляет руб.
Обращение истцов в суд с настоящими требованиями обусловлено их желанием приобрести спорный земельный участок в свою собственность путем выкупа.
Оценив установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспаривая правомерность отнесения земельного участка к определенному виду разрешенного использования, истцы фактически оспаривают результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па.
Однако, как правильно указал суд, руководствуясь положениями "Закона об оценочной деятельности" и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 92, оспаривание величины кадастровой стоимости спорного земельного участка путем предъявления отдельного иска в настоящее время невозможно ввиду отсутствия конкретного спора по выкупу спорного земельного участка, в связи с чем, вопрос о достоверности величины кадастровой стоимости указанного земельного участка может рассматриваться только в рамках дела об оспаривании постановления Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па.
Однако, законность и оценка издания вышеуказанного Постановления уже давалась Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам в рамках рассмотрения дела N 35-Г09-8 от 05 августа 2009 года, которая пришла к выводу о законности Постановления и соответствии его нормам федерального законодательства.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", п. 2, ч. 3 ст. ст. 30, 31, 32, 37, 38, 39 ГрК РФ, п. 20 ч. 1 ст. 14, ст. 15, п. 3, ч. 3, ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории городов обладают главы администраций этих городов, с учетом результатов публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что в отношении спорного земельного участка установлен вид фактического использования - под сельскохозяйственную выставку.
При этом, права на земельный участок после приобретения в собственность расположенных на нем зданий истцами оформлены не были, в связи с чем, вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной собственности, не установлен.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для изменения разрешенного вида использования указанного земельного участка в рамках рассматриваемого спора, а также внесения в соответствии с этим иных сведений в ГКН не имелось.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истцов в органы местного самоуправления по вопросу установления вида разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, отнесение спорного земельного участка к п. 7 Типового перечня видов разрешенного использования, нельзя отнести к кадастровой ошибке.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, основываясь на положениях Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в установленном законом порядке на основании документов, подтверждающих наличие такой ошибки, однако, свои доводы истцы основывают лишь на результатах оценки рыночной стоимости земельного участка, доказательств обращения в установленном порядке в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ГКН, связанных с изменением разрешенного использования земельного участка, с приложением предусмотренных законом документов, и получения отказа в совершении указанных действий, истцами не представлено.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцами неверно избран способ защиты нарушенного права, а исковые требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, поскольку определение и отнесение земельного участка к видам разрешенного использования, в соответствии с которым определяется кадастровая стоимость земельного участка, отнесен к исключительной компетенции органов местно го самоуправления.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы истца и оставил без удовлетворения заявленные исковые требования.
Таким образом, решение суда отвечает требованиям статьи 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.
При рассмотрении спора судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, права и обязанности сторон. На основании надлежащей оценки представленных доказательств, соответствующей нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и при соблюдении норм процессуального права постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке обстоятельств спора и исследованных судом первой инстанции доказательств. Доводы кассатора не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствует о неправильном применении норм права и неверном разрешении дела, поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда города Твери от 04 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.Э. и Ч.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3134
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. по делу N 33-3134
Судья: Усанова Л.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Бовгатовой Н.В.
судей Сережкина А.А. и Котовой Н.А.
при секретаре судебного заседания Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Котовой Н.А.
дело по кассационной жалобе Ч.Э. и Ч.В. на решение Заволжского районного суда города Твери от 04 мая 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований по иску Ч.Э. и Ч.В. к Управлению Росреестра по Тверской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" об изменении вида разрешенного использования земельного участка и определение его кадастровой стоимости отказать"
Судебная коллегия,
установила:
Ч.Э. и Ч.В. обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по Тверской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" об отнесении земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью кв. м, по адресу:, к п. 15 видов разрешенного пользования Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29 июня 2007 года, а именно к группе земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, и возложении обязанности на Управление Росреестра по Тверской области определить кадастровую стоимость указанного земельного участка.
В обоснование своих требований истцы указали, что являются собственниками зданий, составляющих единый комплекс бывшей сельскохозяйственной выставки, и расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью кв. м, отведенным специально для размещения зданий сельскохозяйственной выставки Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ и Решением Исполнительного комитета областного совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ. Истцами было принято решение о выкупе в свою собственность указанного земельного участка. Данный земельный участок отнесен к п. 7 Типового перечня видов разрешенного использования, а именно земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" удельная кадастровая стоимость земель, отнесенных к п. 7 указанного выше перечня разрешенного вида использования, составляет рублей за 1 кв. м, таким образом, стоимость земельного участка, общей площадью кв. м, составляет руб. На основании отчета N об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ООО "ФИО10" и заключения по экспертизе отчета от ДД.ММ.ГГГГ итоговая стоимость земельного участка составляет рублей, а цена выкупа земельного участка, рассчитываемая с помощью коэффициента 2,5%, составляет рублей. При кадастровой стоимости рублей выкупная стоимость указанного земельного участка составляет рублей. Истцы полагали, что стоимость указанного земельного участка в раз мере рублей, свидетельствует о том, что при проведении кадастровой оценки земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация о рыночных ценах на земельные участки, что привело к необоснованному, произвольному завышению кадастровой стоимости спорного земельного участка, а процедура проведения кадастровой оценки была проведена без учета его рыночной стоимости, что противоречит требованиям федерального законодательства, в частности Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39. Полагая, что земельные участки, специально отведенные для создания сельскохозяйственной выставки или размещения объектов сельскохозяйственного назначения, должны быть отнесены к п. 15 Типового перечня видов разрешенного использования, истцы обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истцы Ч.Э. и Ч.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Тверской области иск не признал, ссылаясь на отсутствие полномочий по распоряжению землями субъекта, а также по проведению процедуры выкупа земельных участков, расположенных на территории го рода, а также отсутствие со стороны ответчика нарушения прав истцов.
Представитель ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата" исковые требования не признал, указав, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N определен верно. Кроме того, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области утверждены постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па. При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством и единым методическим обеспечением производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов спорный земельный участок был отнесен к 7 виду разрешенного использования, при этом была определена его кадастровая стоимость. Оспаривая правомерность отнесения земельного участка к определенному виду разрешенного использования, истец оспаривает результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Однако, определением Верховного Суда Российской Федерации от 05 августа 2009 года постановление Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" было признано законным.
Представитель третьего лица Администрации Тверской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы представителя Комитета по управлению имуществом.
Представитель третьего лица Администрации города возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что оснований для отнесения спорного земельного участка к п. 15 видов разрешенного использования не имеется, так как на спорном земельном участке расположены объекты, которые нельзя отнести к объектам сельскохозяйственного использования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ч.Э. и Ч.В. просят об отмене указанного решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, указав, что судом не дана оценка тем обстоятельствам, что истцы обращались в Управление Росреестра по Тверской области с просьбой отнести земельный участок к иному виду разрешенного использования, а также в Комитет по управлению имуществом с просьбой о разрешении проведения рыночной оценки земельного участка, однако, разрешить данные вопросы вне судебного разбирательства не представилось возможным.
В заседание суда кассационной инстанции истец Ч.Э., представитель ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата", представитель третьего лица Администрации Тверской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 354 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав истца Ч.В., поддержавшего доводы жалобы, представителей Управления Росреестра по Тверской области, Комитета по управлению имуществом, Администрации г., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками зданий, составляющих единый комплекс бывшей сельскохозяйственной выставки, и расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью кв. м.
Спорный земельный участок отведен специально для размещения зданий сельскохозяйственной выставки Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ и Решением Исполнительного комитета областного совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" на территории Тверской области в 2007-2008 годах проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области, результаты которой утверждены постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па, в установленном порядке внесены в ГКН.
Спорный земельный участок был отнесен к п. 7 Типового перечня видов разрешенного использования (таблица 1 приложения 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29 июня 2007 года), а именно земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" удельная кадастровая стоимость земель, отнесенных к п. 7 указанного выше перечня разрешенного вида использования, составляет рублей за 1 кв. м, таким образом стоимость земельного участка, общей площадью кв. м, составляет руб.
Обращение истцов в суд с настоящими требованиями обусловлено их желанием приобрести спорный земельный участок в свою собственность путем выкупа.
Оценив установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспаривая правомерность отнесения земельного участка к определенному виду разрешенного использования, истцы фактически оспаривают результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па.
Однако, как правильно указал суд, руководствуясь положениями "Закона об оценочной деятельности" и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 92, оспаривание величины кадастровой стоимости спорного земельного участка путем предъявления отдельного иска в настоящее время невозможно ввиду отсутствия конкретного спора по выкупу спорного земельного участка, в связи с чем, вопрос о достоверности величины кадастровой стоимости указанного земельного участка может рассматриваться только в рамках дела об оспаривании постановления Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па.
Однако, законность и оценка издания вышеуказанного Постановления уже давалась Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам в рамках рассмотрения дела N 35-Г09-8 от 05 августа 2009 года, которая пришла к выводу о законности Постановления и соответствии его нормам федерального законодательства.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", п. 2, ч. 3 ст. ст. 30, 31, 32, 37, 38, 39 ГрК РФ, п. 20 ч. 1 ст. 14, ст. 15, п. 3, ч. 3, ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории городов обладают главы администраций этих городов, с учетом результатов публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что в отношении спорного земельного участка установлен вид фактического использования - под сельскохозяйственную выставку.
При этом, права на земельный участок после приобретения в собственность расположенных на нем зданий истцами оформлены не были, в связи с чем, вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной собственности, не установлен.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для изменения разрешенного вида использования указанного земельного участка в рамках рассматриваемого спора, а также внесения в соответствии с этим иных сведений в ГКН не имелось.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истцов в органы местного самоуправления по вопросу установления вида разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, отнесение спорного земельного участка к п. 7 Типового перечня видов разрешенного использования, нельзя отнести к кадастровой ошибке.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, основываясь на положениях Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в установленном законом порядке на основании документов, подтверждающих наличие такой ошибки, однако, свои доводы истцы основывают лишь на результатах оценки рыночной стоимости земельного участка, доказательств обращения в установленном порядке в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ГКН, связанных с изменением разрешенного использования земельного участка, с приложением предусмотренных законом документов, и получения отказа в совершении указанных действий, истцами не представлено.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцами неверно избран способ защиты нарушенного права, а исковые требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, поскольку определение и отнесение земельного участка к видам разрешенного использования, в соответствии с которым определяется кадастровая стоимость земельного участка, отнесен к исключительной компетенции органов местно го самоуправления.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы истца и оставил без удовлетворения заявленные исковые требования.
Таким образом, решение суда отвечает требованиям статьи 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.
При рассмотрении спора судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, права и обязанности сторон. На основании надлежащей оценки представленных доказательств, соответствующей нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и при соблюдении норм процессуального права постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке обстоятельств спора и исследованных судом первой инстанции доказательств. Доводы кассатора не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствует о неправильном применении норм права и неверном разрешении дела, поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда города Твери от 04 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.Э. и Ч.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)