Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Фролова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В., судей Опалевой Т.П., Петуховой Е.В., при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда Пермского края от 28.06.2012 г., которым постановлено:
"Признать незаконным отказ N <...> от 09.06.2012 года Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми о включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка, К.С. и уведомление N <...> от 9.06.2012 года об отказе в постановке семьи на учет.
Обязать Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми восстановить допущенное нарушение права К.С. и включить семью К.С. в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми в пользу К.С. судебные расходы в сумме 3700 рублей (три тысячи семьсот рублей), из которых 200 рублей - расходы по оплате государственной пошлины, 3500 рублей - расходы по оплате услуг представителя."
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения заявителя К.С., представителя заявителя М., представителя Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми К., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
установила:
К.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми от 09.06.2012 года в постановке ее семьи на учет с целью бесплатного получения в собственность земельного участка, о признании недействительным уведомления об отказе N <...> от 09.06.2012 года, об обязании Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми восстановить нарушенное право и включить ее семью в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка. Также К.С. просила взыскать в ее пользу судебные расходы.
Заявленное требование К.С. мотивировала следующими обстоятельствами: 10 мая 2012 года ею было подано заявление о предоставлении в собственность ее семье, которая является многодетной, земельного участка. Заявление подано с соблюдением формы и с приложением документов, предусмотренных законом. 19 июня 2012 года ею было получено уведомление о невключении ее семьи в реестр многодетных семей, в связи с несоответствием семьи требованиям статьи 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае", при этом в уведомлении не указано почему ее семья не соответствует требованиям закона. Устно ей сообщили о том, что она не является одинокой матерью.
В судебном заседании К.С. и ее представитель на заявленных требованиях настаивали.
Представитель Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми, указывая на то, что К.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения, принятого Комитетом социальной защиты, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в то время как из предмета и основания заявленных требований следует, что имеет место спор о праве заявителя и членов ее семьи на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Суд рассмотрел данные требования в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в то время как они подлежали рассмотрению в порядке искового производства.
Кроме того, требование К.С. не подлежало удовлетворению, так как в соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в целях применения данного Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей, а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно заключения государственно-правового управления аппарата Законодательного собрания Пермского края при применении данного Закона необходимо применять понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельстве о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена по указанию матери. К.С. не является одинокой матерью, так как состояла в зарегистрированном браке, в настоящее время брак расторгнут, поэтому право на постановку на учет для бесплатного получения в собственность земельного участка у нее отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу К.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Подпунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ от 14.06.2011 года "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ дополнен абзацем следующего содержания: "Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Пермского края N 871-ПК от 01.12.2011 года "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что К.С. является матерью трех несовершеннолетних детей: К.Р.Г., дата рождения, К.Р.А., дата рождения, К.М., дата рождения.
Брак между К.С. и К. расторгнут дата на основании решения мирового судьи судебного участка N <...> Орджоникидзевского района г. Перми.
10.05.2012 года К.С. обратилась в Комитет социальной защиты населения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, одновременно представила свидетельства о рождении детей, свидетельство о расторжении брака, справку о составе семьи.
09.06.2012 года Комитетом социальной защиты администрации г. Перми К.С. направлено уведомление о невключении в реестр многодетных семей, обратившихся за предоставлением в собственность земельного участка в связи с тем, что семья не соответствует требованиям статьи 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 года N 871-ПК.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Комитета социальной защиты населения о том, что К.С. не является одинокой матерью, поэтому не имеет права требовать бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно действующему Федеральному закону 138-ФЗ от 14.06.2011 года основным условием предоставления земельного участка в собственность является наличие у гражданина трех и более детей. При этом федеральный закон не указывает на обязательное условие - нахождение родителя в зарегистрированном браке или наличие у родителя, который один воспитывает трех детей, статуса одинокой матери.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Т.е. закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить федеральному закону и ограничивать права граждан посредством введения дополнительных условий, которые лишают гражданина права на получение социальных гарантий, установленных федеральным законом.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми должен восстановить допущенное нарушение права К.С. и включить семью К.С. в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Заявление К.С. могло быть рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, так как ее требования вытекают из правоотношений, носящих публично-правовой характер. Суд оценил действия Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми, как органа местного самоуправления, на предмет соответствия их требованиям федерального закона и на основании ч. 1 ст. 258 ГПК РФ указал на необходимость восстановления нарушенного права гражданина.
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дав им надлежащую правовую оценку, и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28.06.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8618-2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. по делу N 33-8618-2012
Судья Фролова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В., судей Опалевой Т.П., Петуховой Е.В., при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда Пермского края от 28.06.2012 г., которым постановлено:
"Признать незаконным отказ N <...> от 09.06.2012 года Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми о включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка, К.С. и уведомление N <...> от 9.06.2012 года об отказе в постановке семьи на учет.
Обязать Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми восстановить допущенное нарушение права К.С. и включить семью К.С. в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми в пользу К.С. судебные расходы в сумме 3700 рублей (три тысячи семьсот рублей), из которых 200 рублей - расходы по оплате государственной пошлины, 3500 рублей - расходы по оплате услуг представителя."
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения заявителя К.С., представителя заявителя М., представителя Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми К., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
установила:
К.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми от 09.06.2012 года в постановке ее семьи на учет с целью бесплатного получения в собственность земельного участка, о признании недействительным уведомления об отказе N <...> от 09.06.2012 года, об обязании Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми восстановить нарушенное право и включить ее семью в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка. Также К.С. просила взыскать в ее пользу судебные расходы.
Заявленное требование К.С. мотивировала следующими обстоятельствами: 10 мая 2012 года ею было подано заявление о предоставлении в собственность ее семье, которая является многодетной, земельного участка. Заявление подано с соблюдением формы и с приложением документов, предусмотренных законом. 19 июня 2012 года ею было получено уведомление о невключении ее семьи в реестр многодетных семей, в связи с несоответствием семьи требованиям статьи 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае", при этом в уведомлении не указано почему ее семья не соответствует требованиям закона. Устно ей сообщили о том, что она не является одинокой матерью.
В судебном заседании К.С. и ее представитель на заявленных требованиях настаивали.
Представитель Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми, указывая на то, что К.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения, принятого Комитетом социальной защиты, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в то время как из предмета и основания заявленных требований следует, что имеет место спор о праве заявителя и членов ее семьи на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Суд рассмотрел данные требования в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в то время как они подлежали рассмотрению в порядке искового производства.
Кроме того, требование К.С. не подлежало удовлетворению, так как в соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в целях применения данного Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей, а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно заключения государственно-правового управления аппарата Законодательного собрания Пермского края при применении данного Закона необходимо применять понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельстве о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена по указанию матери. К.С. не является одинокой матерью, так как состояла в зарегистрированном браке, в настоящее время брак расторгнут, поэтому право на постановку на учет для бесплатного получения в собственность земельного участка у нее отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу К.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Подпунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ от 14.06.2011 года "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ дополнен абзацем следующего содержания: "Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Пермского края N 871-ПК от 01.12.2011 года "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что К.С. является матерью трех несовершеннолетних детей: К.Р.Г., дата рождения, К.Р.А., дата рождения, К.М., дата рождения.
Брак между К.С. и К. расторгнут дата на основании решения мирового судьи судебного участка N <...> Орджоникидзевского района г. Перми.
10.05.2012 года К.С. обратилась в Комитет социальной защиты населения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, одновременно представила свидетельства о рождении детей, свидетельство о расторжении брака, справку о составе семьи.
09.06.2012 года Комитетом социальной защиты администрации г. Перми К.С. направлено уведомление о невключении в реестр многодетных семей, обратившихся за предоставлением в собственность земельного участка в связи с тем, что семья не соответствует требованиям статьи 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 года N 871-ПК.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Комитета социальной защиты населения о том, что К.С. не является одинокой матерью, поэтому не имеет права требовать бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно действующему Федеральному закону 138-ФЗ от 14.06.2011 года основным условием предоставления земельного участка в собственность является наличие у гражданина трех и более детей. При этом федеральный закон не указывает на обязательное условие - нахождение родителя в зарегистрированном браке или наличие у родителя, который один воспитывает трех детей, статуса одинокой матери.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Т.е. закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить федеральному закону и ограничивать права граждан посредством введения дополнительных условий, которые лишают гражданина права на получение социальных гарантий, установленных федеральным законом.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми должен восстановить допущенное нарушение права К.С. и включить семью К.С. в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Заявление К.С. могло быть рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, так как ее требования вытекают из правоотношений, носящих публично-правовой характер. Суд оценил действия Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми, как органа местного самоуправления, на предмет соответствия их требованиям федерального закона и на основании ч. 1 ст. 258 ГПК РФ указал на необходимость восстановления нарушенного права гражданина.
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дав им надлежащую правовую оценку, и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28.06.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)