Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8459

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу N 33-8459


Судья Бояршинов В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Няшина В.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Выдриной Ю.Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрела 03 октября 2012 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24 мая 2012 г., которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить, признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации гор. Перми от 14.03.2012 г. N <...> в предоставлении С. земельного участка по адресу: гор. Пермь, ул. <...>.
Обязать Департамент земельных отношений администрации гор. Перми предоставить С. земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1180 +/- 6 кв. м, расположенный по адресу: гор. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. <...> для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона.
Дополнительным решением от 12 июля 2012 г. постановлено обязать Департамент земельных отношений администрации гор. Перми предоставить С. в аренду земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1180 +/- 6 кв. м, расположенный по адресу: гор. Пермь. Орджоникидзевский район, ул. <...> для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона.
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения представителя истца - Ш., судебная коллегия

установила:

Истец С. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. <...>, для индивидуального жилищного строительства. Указала, что является инвалидом 2-ой группы бессрочно, жилого помещения на каком-либо основании не имеет. В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" намерена получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства. 16.02.2012 г. в адрес ответчика было направлено заявление с просьбой предоставить в аренду земельный участок в Орджоникидзевском районе г. Перми. Письмом от 14.03.2012 года за N <...> истцу было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральным законом не урегулирован, в Пермском крае отсутствует нормативно-правовое регулирование данного вопроса и предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Данный отказ ДЗО администрации г. Перми истец считает незаконным, поскольку ее право на первоочередное предоставление земельного участка закреплено федеральным законом, а бездействие органов исполнительной власти Пермского края не является основанием к отказу в предоставлении ей земельного участка. Просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 14.03.2012 г. N <...> в предоставлении С. земельного участка по адресу: гор. Пермь, ул. <...>. Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить С. земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1180 +/- 6 кв. м, расположенный по адресу: гор. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. <...> для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона,
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, указывая, что в данном случае земельный участок может быть предоставлен в аренду посредством проведения аукциона, что истец не обладает правом первоочередного предоставления земельного участка, истец не доказал нуждаемость в улучшении жилищных условий. Также заявитель жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок снят с кадастрового учета 24.11.2011 г., то есть не существует как объект права.
- Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ). &apos;
- Из материалов дела следует, что С., дата рождения, является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена по общему заболеванию, бессрочно, что подтверждается Справкой серии <...> N <...> (удостоверение серии <...> N <...>) от 04.09.2000 г. (л.д. 13).
16.02.2012 года истец обратилась в Департамент земельных отношений администрации г Перми с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке в аренду земельный участок по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. <...>, с кадастровым номером <...> для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 12)
Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14.03.2012 года за N <...> в предоставлении земельного участка С. было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован (л.д. 10-11).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец, будучи инвалидом 2 группы, нуждается в предоставлении жилого помещения, в связи с чем, на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 30.1. ЗК РФ может претендовать на первоочередное предоставление земельного участка в аренду, поскольку он поставлен на кадастровым учет под номером <...> и свободен от прав третьих лиц.
Данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с чч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14).
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из выписки из ЕГРПНИ от 03.05.2012 г. следует, что истец имела в собственности комнату по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. <...>, площадью 12,6 кв. м, на основании договора купли-продажи (передачи) квартиры в собственность граждан от 05.07.2001 г.
02.11.2010 г. право собственности истца на указанный объект недвижимого имущества прекращено (л.д. 92).
Как пояснил представитель истца в судебном заседании 04.05.2012 г., комната была продана истцом.
Постановлением Администрации города Кунгура от 27.12.2010 N 930 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 10 кв. метров на одного человека.
Таким образом, до продажи комнаты истец не являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Делая вывод о нуждаемости истца в настоящее время в предоставлении жилого помещения, суд не учел выше указанные обстоятельства, являющиеся юридически значимыми. Вместе с тем, поскольку истец совершила сделку по отчуждению принадлежавшего ей жилого помещения, ухудшив свои жилищные условия, в настоящее время она, в соответствии ст. 53 ЖК РФ, не вправе считаться нуждающейся в жилом помещении.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий лица, мотив совершения лицом этих действий не имеет правового значения.
Исходя из изложенного, сейчас истец не вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, полагающейся для категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вывод суда о том, что в настоящее время земельный участок по адресу: г. Пермь, ул. <...> состоит на кадастровом учете, не нашел подтверждение в материалах дела.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если по истечении двух лет со дня постановки на государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), сведения о таком земельном участке аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Из выписки из государственного кадастра недвижимости от 28.07.2010 г., представленной истцом в обоснование требований, следует, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.11.2009 г. (л.д. 14).
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, по состоянию на 03.05.2012 г. отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок (л.д. 93).
Из изложенного следует, что постановка земельного участка на кадастровый учет 24.11.2009 г. носила временный характер и подлежала аннулированию через 2 года, то есть 24.11.2011 г.
На это обстоятельство ссылался ответчик в отзыве на исковое заявление, однако эти доводы не были проверены судом.
Таким образом, в нарушение ст. 195 ГПК РФ, суд сделал вывод о том, что спорный участок состоит на кадастровом учете, в отсутствие подтверждающих это обстоятельство доказательств.
Истец, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, также не доказал наличие постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровом учете к моменту обращения в суд.
Поскольку испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован, то он не может быть объектом права аренды, как того требует п. 2 ст. 6 ЗК РФ.
Бесспорных доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений администрации гор. Перми от 14.03.2012 г. N <...> прав истца не нарушает. Оснований для предоставления истцу в аренду испрашиваемого земельного участка не имеется.
Решение суда не является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24 мая 2012 г. отменить. Принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)