Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Москалев А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 04 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Х.Р.Ф. на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2012 года, которым исковые требования Х.Р.Ф., действующего в интересах несовершеннолетнего Х.К.Р., к Администрации г. Воткинска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка; признании права на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; предоставлении в первоочередном порядке в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Рогозина А.А., объяснения представителя Администрации г. Воткинска К.Т.С. (доверенность от 10 января 2012 года со сроком действия по 31 декабря 2012 года), просившей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
Х.Р.Ф., действующий в интересах несовершеннолетнего Х.К.Р., обратился с иском к Администрации г. Воткинска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка; признании права на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; предоставлении в первоочередном порядке в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно.
Требования мотивировал тем, что его сын Х.К.Р., 2011 года рождения, является ребенком-инвалидом. На основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он обратился с заявлением в Администрацию г. Воткинска, в котором просил предоставить ему бесплатно в аренду в первоочередном порядке без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> примерно в 165 м от ориентира по направлению на юго-восток площадью 1125 кв. м, кадастровый номер 18:27:070002:41 (далее - "земельный участок"). 30 декабря 2011 года заместителем главы Администрации г. Воткинск ему был дан ответ, в котором право истца на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов не оспаривалось, но ему предложено приобрести испрашиваемый земельный участок, выкупив право аренды. Полагал, что бездействие Администрации г. Воткинска является незаконными и нарушает права его несовершеннолетнего ребенка-инвалида, так как согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В ходе рассмотрения дела Х.Р.Ф. представил заявление об уточнении исковых требований, в котором по приведенным выше основаниям просил признать незаконным бездействие, выразившееся в отказе Администрации г. Воткинска предоставить семье, воспитывающей ребенка-инвалида, в первоочередном порядке по месту проживания в г. Воткинске в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по месту проживания в г. Воткинске бесплатно; признать право на получение им, действующим в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Х.К.Р., ДД.ММ.ГГГГ, указанного земельного участка на данных условиях и обязать Администрацию г. Воткинска предоставить ему земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства бесплатно.
В судебном заседании Х.Р.Ф. требования поддержал.
Представитель Администрации г. Воткинска - К.Т.С. иск не признала, сославшись на отсутствие у Администрации г. Воткинска обязанности по безвозмездному предоставлению истцу испрашиваемого им на основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ земельного участка.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Х.Р.Ф. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Указывает, что суд не принял во внимание его ходатайство об изменении исковых требований, в котором он просил признать незаконным бездействие Администрации г. Воткинска в предоставлении земельного участка семье, воспитывающей ребенка-инвалида; не принял во внимание, что в силу положений пункта 1 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункта 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 N 901 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов за счет собственных средств, в том числе и в части предоставления в безвозмездное пользование инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Суд определил применение к спорным правоотношениям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняв во внимание положения части 3 ст. 30.1 и пункта 2 ст. 28 названного Кодекса.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация г. Воткинска выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, Судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья Х.Р.Ф. состоит из четырех человек - супруги и двух детей. Несовершеннолетний сын Х.Р.Ф. - Х.К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом.
Постановлением Администрации г. Воткинска от 21 июля 2009 года N семья Х.Р.Ф. в составе 3 человек принята на учет для получения жилищного займа в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истец обратился с заявлением в Администрацию г. Воткинска о выделении ему бесплатно в аренду в первоочередном порядке без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: <адрес> примерно в 165 м от ориентира по направлению на юго-восток площадью 1125 кв. м, кадастровый номер N.
Рассмотрев заявление Х.Р.Ф., Администрация г. Воткинска в письме от 30 декабря 2011 года сообщила ему, что при предоставлении инвалиду или члену семьи, имеющей в своем составе инвалида, земельного участка для жилищного строительства торги не проводятся и земельный участок предоставляется без проведения торгов за плату. Оценочная стоимость права аренды испрашиваемого земельного участка составляет "Сумма обезличена". В случае готовности приобрести испрашиваемый земельный участок за указанную стоимость заявителю необходимо обратиться в отдел земельных ресурсов для оформления арендных прав.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В силу пункта 3 той же статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, с соблюдением порядка, установленного данным пунктом.
В соответствии с частью 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 г. N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики" установлено предоставление земельных участков гражданам без торгов на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке (часть 1 статьи 1 названного Закона).
На основании пункта 2 статьи 1 Закона N 68-РЗ земельные участки предоставляются: гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели; гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели.
Согласно пункту 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 ст. 38.1 Кодекса (если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Установленное ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ право инвалидов и детей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение на основании земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления представить указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный им земельный участок.
Учитывая, что в данном случае положения ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе не действуют, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, с учетом имеющихся особенностей, к спорным правоотношениям могут быть применены пункты 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из приведенной нормы следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
С учетом вышеизложенного суд, исходя из положений, закрепленных в части 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приняв во внимание положения ст.ст. 28, 30.1, 31 Земельного кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации, содержащий верное разъяснение действующего законодательства и подтверждение права истца на получение в аренду земельного участка за плату без проведения аукциона, не нарушает прав истца и не создает препятствий в реализации им своих прав.
Как правильно указал суд первой инстанции, на территории Удмуртской Республики законодательством не предусмотрен бесплатный порядок предоставления инвалидам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, тем более в первоочередном (то есть без учета времени подачи заявления) порядке.
Первоочередное предоставление земельного участка лицам, указанным в ст. 17 Федерального закона N 181, производится без проведение торгов, что и является содержанием данной гарантии, при этом предоставление инвалидам земельного участка, по общему правилу, производится на общих основаниях.
Наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию как любой произвольно выбранный им участок, так и земельный участок не предназначенный собственником земельного участка для данной категории граждан.
Принимая во внимание, что предоставление данного земельного участка производится с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ; названный истцом земельный участок постановлением Администрации г. Воткинска от 24 февраля 2011 года N включен в перечень сформированных земельных участков, планируемых для предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее или в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанных целей; в отношении указанного участка Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска 20 сентября 2011 года принималось решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, была утверждена его начальная цена продажи, с учетом того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих права на получение в аренду именно этого земельного участка, суд правомерно отклонил требования истца об обязании Администрации г. Воткинска предоставить в первоочередном порядке испрашиваемый земельный участок.
Поскольку само по себе право истца на получение в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ответчиком не оспаривалось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений каких-либо прав, свобод или законных интересов истца действиями ответчика.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом к спорным правоотношениям положений ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации Судебной коллегией отклоняются.
Приведенные в жалобе доводы о том, что в силу положения пункта 1 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и аналогичных по содержанию положений пункта 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 N 901, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления, вправе устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов за счет собственных средств, в том числе и в части предоставления в безвозмездное пользование инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, судебной отклоняются, поскольку на момент рассмотрения дела порядок предоставления земельных участков инвалидам в аренду бесплатно на территории Удмуртской Республики не урегулирован.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание ходатайство истца об изменении исковых требований, являются несостоятельными, поскольку из протокола судебного заседания от 02 апреля 2012 года усматривается, что суд указанное ходатайство удовлетворил и заявление об уточнении истцом требований приобщил к материалам дела, при этом существо первоначально заявленных требований (их предмет - указание на незаконность отказа в предоставлении земельного участка и указанные истцом основания, по которым он считал этот отказ незаконным) данным заявлением не изменялись.
При указанных обстоятельствах изложенные в апелляционной жалобе доводы, не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2012 года оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу Х.Р.Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 04.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33А-1660/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2012 г. по делу N 33а-1660/2012
Судья: Москалев А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 04 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Х.Р.Ф. на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2012 года, которым исковые требования Х.Р.Ф., действующего в интересах несовершеннолетнего Х.К.Р., к Администрации г. Воткинска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка; признании права на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; предоставлении в первоочередном порядке в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Рогозина А.А., объяснения представителя Администрации г. Воткинска К.Т.С. (доверенность от 10 января 2012 года со сроком действия по 31 декабря 2012 года), просившей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
Х.Р.Ф., действующий в интересах несовершеннолетнего Х.К.Р., обратился с иском к Администрации г. Воткинска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка; признании права на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; предоставлении в первоочередном порядке в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно.
Требования мотивировал тем, что его сын Х.К.Р., 2011 года рождения, является ребенком-инвалидом. На основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он обратился с заявлением в Администрацию г. Воткинска, в котором просил предоставить ему бесплатно в аренду в первоочередном порядке без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> примерно в 165 м от ориентира по направлению на юго-восток площадью 1125 кв. м, кадастровый номер 18:27:070002:41 (далее - "земельный участок"). 30 декабря 2011 года заместителем главы Администрации г. Воткинск ему был дан ответ, в котором право истца на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов не оспаривалось, но ему предложено приобрести испрашиваемый земельный участок, выкупив право аренды. Полагал, что бездействие Администрации г. Воткинска является незаконными и нарушает права его несовершеннолетнего ребенка-инвалида, так как согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В ходе рассмотрения дела Х.Р.Ф. представил заявление об уточнении исковых требований, в котором по приведенным выше основаниям просил признать незаконным бездействие, выразившееся в отказе Администрации г. Воткинска предоставить семье, воспитывающей ребенка-инвалида, в первоочередном порядке по месту проживания в г. Воткинске в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по месту проживания в г. Воткинске бесплатно; признать право на получение им, действующим в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Х.К.Р., ДД.ММ.ГГГГ, указанного земельного участка на данных условиях и обязать Администрацию г. Воткинска предоставить ему земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства бесплатно.
В судебном заседании Х.Р.Ф. требования поддержал.
Представитель Администрации г. Воткинска - К.Т.С. иск не признала, сославшись на отсутствие у Администрации г. Воткинска обязанности по безвозмездному предоставлению истцу испрашиваемого им на основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ земельного участка.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Х.Р.Ф. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Указывает, что суд не принял во внимание его ходатайство об изменении исковых требований, в котором он просил признать незаконным бездействие Администрации г. Воткинска в предоставлении земельного участка семье, воспитывающей ребенка-инвалида; не принял во внимание, что в силу положений пункта 1 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункта 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 N 901 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов за счет собственных средств, в том числе и в части предоставления в безвозмездное пользование инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Суд определил применение к спорным правоотношениям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняв во внимание положения части 3 ст. 30.1 и пункта 2 ст. 28 названного Кодекса.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация г. Воткинска выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, Судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья Х.Р.Ф. состоит из четырех человек - супруги и двух детей. Несовершеннолетний сын Х.Р.Ф. - Х.К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом.
Постановлением Администрации г. Воткинска от 21 июля 2009 года N семья Х.Р.Ф. в составе 3 человек принята на учет для получения жилищного займа в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истец обратился с заявлением в Администрацию г. Воткинска о выделении ему бесплатно в аренду в первоочередном порядке без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: <адрес> примерно в 165 м от ориентира по направлению на юго-восток площадью 1125 кв. м, кадастровый номер N.
Рассмотрев заявление Х.Р.Ф., Администрация г. Воткинска в письме от 30 декабря 2011 года сообщила ему, что при предоставлении инвалиду или члену семьи, имеющей в своем составе инвалида, земельного участка для жилищного строительства торги не проводятся и земельный участок предоставляется без проведения торгов за плату. Оценочная стоимость права аренды испрашиваемого земельного участка составляет "Сумма обезличена". В случае готовности приобрести испрашиваемый земельный участок за указанную стоимость заявителю необходимо обратиться в отдел земельных ресурсов для оформления арендных прав.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В силу пункта 3 той же статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, с соблюдением порядка, установленного данным пунктом.
В соответствии с частью 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 г. N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики" установлено предоставление земельных участков гражданам без торгов на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке (часть 1 статьи 1 названного Закона).
На основании пункта 2 статьи 1 Закона N 68-РЗ земельные участки предоставляются: гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели; гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели.
Согласно пункту 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 ст. 38.1 Кодекса (если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Установленное ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ право инвалидов и детей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение на основании земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления представить указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный им земельный участок.
Учитывая, что в данном случае положения ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе не действуют, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, с учетом имеющихся особенностей, к спорным правоотношениям могут быть применены пункты 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из приведенной нормы следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
С учетом вышеизложенного суд, исходя из положений, закрепленных в части 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приняв во внимание положения ст.ст. 28, 30.1, 31 Земельного кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации, содержащий верное разъяснение действующего законодательства и подтверждение права истца на получение в аренду земельного участка за плату без проведения аукциона, не нарушает прав истца и не создает препятствий в реализации им своих прав.
Как правильно указал суд первой инстанции, на территории Удмуртской Республики законодательством не предусмотрен бесплатный порядок предоставления инвалидам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, тем более в первоочередном (то есть без учета времени подачи заявления) порядке.
Первоочередное предоставление земельного участка лицам, указанным в ст. 17 Федерального закона N 181, производится без проведение торгов, что и является содержанием данной гарантии, при этом предоставление инвалидам земельного участка, по общему правилу, производится на общих основаниях.
Наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию как любой произвольно выбранный им участок, так и земельный участок не предназначенный собственником земельного участка для данной категории граждан.
Принимая во внимание, что предоставление данного земельного участка производится с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ; названный истцом земельный участок постановлением Администрации г. Воткинска от 24 февраля 2011 года N включен в перечень сформированных земельных участков, планируемых для предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее или в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанных целей; в отношении указанного участка Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска 20 сентября 2011 года принималось решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, была утверждена его начальная цена продажи, с учетом того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих права на получение в аренду именно этого земельного участка, суд правомерно отклонил требования истца об обязании Администрации г. Воткинска предоставить в первоочередном порядке испрашиваемый земельный участок.
Поскольку само по себе право истца на получение в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ответчиком не оспаривалось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений каких-либо прав, свобод или законных интересов истца действиями ответчика.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом к спорным правоотношениям положений ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации Судебной коллегией отклоняются.
Приведенные в жалобе доводы о том, что в силу положения пункта 1 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и аналогичных по содержанию положений пункта 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 N 901, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления, вправе устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов за счет собственных средств, в том числе и в части предоставления в безвозмездное пользование инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, судебной отклоняются, поскольку на момент рассмотрения дела порядок предоставления земельных участков инвалидам в аренду бесплатно на территории Удмуртской Республики не урегулирован.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание ходатайство истца об изменении исковых требований, являются несостоятельными, поскольку из протокола судебного заседания от 02 апреля 2012 года усматривается, что суд указанное ходатайство удовлетворил и заявление об уточнении истцом требований приобщил к материалам дела, при этом существо первоначально заявленных требований (их предмет - указание на незаконность отказа в предоставлении земельного участка и указанные истцом основания, по которым он считал этот отказ незаконным) данным заявлением не изменялись.
При указанных обстоятельствах изложенные в апелляционной жалобе доводы, не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2012 года оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу Х.Р.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
АНИСИМОВА В.И.
Судьи
ГЛУХОВА И.Л.
РОГОЗИН А.А.
АНИСИМОВА В.И.
Судьи
ГЛУХОВА И.Л.
РОГОЗИН А.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)