Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шишмакова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Братухина В.В.,
судей Юровой О.В., Медведевой И.А.,
при секретаре В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 марта 2012 года, которым
отказ администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 00.00.00. в предварительном согласовании места размещения объекта строительства - надземной автостоянки закрытого типа на одно машиноместо на земельном участке... по адресу:... признан незаконным.
На администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность устранить нарушения прав З. путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства - надземной автостоянки закрытого типа на одно машиноместо на земельном участке... по адресу:... и утверждения акта выбора земельного участка N... от 00.00.00..
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
установила:
З. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд с заявлением об оспаривании отказа администрации ГО "Город Йошкар-Ола" в предварительном согласовании места размещения объекта строительства - надземной автостоянки закрытого типа на одно машиноместо на земельном участке... по адресу:..., просила обязать администрацию городского округа устранить нарушение ее права.
Обосновывая заявление, указала, что в 00.00.00. обратилась с заявлением о выборе земельного участка, администрация уведомила заявителя о рассмотрении ее заявления и принятии решения о возможности оформления акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. Однако письмом от 00.00.00. заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с поступлением жалоб от жильцов домов N... по.... Отказ считает незаконным, поскольку все необходимые заключения, по результатам публичных слушаний также было дано согласие на предоставление разрешения на использование земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением, администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указывая, что по смыслу ч. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Принятие указанных решений, в т.ч. решения об отказе в размещении объекта является исключительным правом данных органов и не может быть ограничено.
Выслушав представителя администрации ГО "Город Йошкар-Ола" Л., поддержавшую жалобу, представителя З. С., просившую решение суда оставить без изменения, проверив представленные материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения судьи, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.
При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы права, подлежащие применению в спорных правоотношениях.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ установлен следующий порядок действий по выбору земельного участка:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями;
- органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, поскольку граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства;
- орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства;
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка;
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом установлено, что соответствующее заявление было подано З. в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" 00.00.00., комиссией по застройке и землепользованию 00.00.00. было принято решение о возможности оформления акта выбора земельного участка, в соответствии с указанным решением 00.00.00. З. был выдан акт N... выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства.
К акту о выборе земельного участка заявителем были получены все необходимые согласования: 00.00.00. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение; заключением N... от 00.00.00. комитет экологии согласовал строительство надземной автостоянки.
Таким образом, все положительные заключения, необходимые для размещения надземной автостоянки, заявителем были получены.
По результатам публичных слушаний, в которых участвовали жильцы домов N... (заключение опубликовано в газете "Йошкар-Ола" 00.00.00.), было принято решение о разрешении на условно-разрешенный вид использования земельного участка (строительство и размещение гаражей).
На основании заключения публичных слушаний администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" было принято постановление N ... от 00.00.00. "О предоставлении и разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка". Данное постановление не отменено и никем не оспаривается.
Таким образом, установленная процедура выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства заявителем соблюдена, необходимые положительные заключения заявителем получены.
Указанные обстоятельства наличия юридических оснований для утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта З. администрацией ГО "Город Йошкар-Ола", согласно доводам апелляционной жалобы, не оспариваются.
Ссылка апеллятора на положение ч. 6 ст. 31 ЗК РФ, как предоставляющее органам местного самоуправления право на безосновательный отказ в размещении объекта, юридически не состоятельна, поскольку данного права эта норма Земельного кодекса РФ не предоставляет. Основания отказа в предоставлении земельных участков, напротив, строго регламентированы законом (ст. 27, ч. 4 ст. 28 ЗК РФ), отказ в предоставлении земельного участка в отсутствие предусмотренных законом оснований (то есть произвольно) нарушает принцип земельного законодательства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда является правильным, доводы жалобы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" не могут быть признаны состоятельными.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БРАТУХИН
Судьи
О.В.ЮРОВА
И.А.МЕДВЕДЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 26.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-902/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2012 г. по делу N 33-902/2012
Судья: Шишмакова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Братухина В.В.,
судей Юровой О.В., Медведевой И.А.,
при секретаре В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 марта 2012 года, которым
отказ администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 00.00.00. в предварительном согласовании места размещения объекта строительства - надземной автостоянки закрытого типа на одно машиноместо на земельном участке... по адресу:... признан незаконным.
На администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность устранить нарушения прав З. путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства - надземной автостоянки закрытого типа на одно машиноместо на земельном участке... по адресу:... и утверждения акта выбора земельного участка N... от 00.00.00..
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
установила:
З. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд с заявлением об оспаривании отказа администрации ГО "Город Йошкар-Ола" в предварительном согласовании места размещения объекта строительства - надземной автостоянки закрытого типа на одно машиноместо на земельном участке... по адресу:..., просила обязать администрацию городского округа устранить нарушение ее права.
Обосновывая заявление, указала, что в 00.00.00. обратилась с заявлением о выборе земельного участка, администрация уведомила заявителя о рассмотрении ее заявления и принятии решения о возможности оформления акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. Однако письмом от 00.00.00. заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с поступлением жалоб от жильцов домов N... по.... Отказ считает незаконным, поскольку все необходимые заключения, по результатам публичных слушаний также было дано согласие на предоставление разрешения на использование земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением, администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указывая, что по смыслу ч. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Принятие указанных решений, в т.ч. решения об отказе в размещении объекта является исключительным правом данных органов и не может быть ограничено.
Выслушав представителя администрации ГО "Город Йошкар-Ола" Л., поддержавшую жалобу, представителя З. С., просившую решение суда оставить без изменения, проверив представленные материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения судьи, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.
При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы права, подлежащие применению в спорных правоотношениях.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ установлен следующий порядок действий по выбору земельного участка:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями;
- органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, поскольку граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства;
- орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства;
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка;
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом установлено, что соответствующее заявление было подано З. в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" 00.00.00., комиссией по застройке и землепользованию 00.00.00. было принято решение о возможности оформления акта выбора земельного участка, в соответствии с указанным решением 00.00.00. З. был выдан акт N... выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства.
К акту о выборе земельного участка заявителем были получены все необходимые согласования: 00.00.00. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение; заключением N... от 00.00.00. комитет экологии согласовал строительство надземной автостоянки.
Таким образом, все положительные заключения, необходимые для размещения надземной автостоянки, заявителем были получены.
По результатам публичных слушаний, в которых участвовали жильцы домов N... (заключение опубликовано в газете "Йошкар-Ола" 00.00.00.), было принято решение о разрешении на условно-разрешенный вид использования земельного участка (строительство и размещение гаражей).
На основании заключения публичных слушаний администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" было принято постановление N ... от 00.00.00. "О предоставлении и разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка". Данное постановление не отменено и никем не оспаривается.
Таким образом, установленная процедура выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства заявителем соблюдена, необходимые положительные заключения заявителем получены.
Указанные обстоятельства наличия юридических оснований для утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта З. администрацией ГО "Город Йошкар-Ола", согласно доводам апелляционной жалобы, не оспариваются.
Ссылка апеллятора на положение ч. 6 ст. 31 ЗК РФ, как предоставляющее органам местного самоуправления право на безосновательный отказ в размещении объекта, юридически не состоятельна, поскольку данного права эта норма Земельного кодекса РФ не предоставляет. Основания отказа в предоставлении земельных участков, напротив, строго регламентированы законом (ст. 27, ч. 4 ст. 28 ЗК РФ), отказ в предоставлении земельного участка в отсутствие предусмотренных законом оснований (то есть произвольно) нарушает принцип земельного законодательства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда является правильным, доводы жалобы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" не могут быть признаны состоятельными.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БРАТУХИН
Судьи
О.В.ЮРОВА
И.А.МЕДВЕДЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)