Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3226-2011

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. по делу N 33-3226-2011


Судья Огиенко В.В.
Докладчик Игнатенкова Т.А.

16 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Киселева А.П.
судей Игнатенковой Т.А., Уколовой О.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке кассационную жалобу истца Б.Ю. на решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 14 октября 2011 года, которым постановлено:
"Б.Ю. в иске к Администрации Лебедянского района Липецкой области об установлении границ земельного участка отказать".
Заслушав доклад судьи Игнатенковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Б.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Лебедянского района Липецкой области об установлении границ земельного участка. В обоснование исковых требований указал, что на основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 22.09.2008 г. является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м с кадастровым номером N по адресу: <...>. Постановлением главы администрации Лебедянского района Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план границ земельного участка, однако ответчик отказывается выдать план земельного участка, который должен являться приложением к постановлению. Кроме того и в кадастровом паспорте от 18.07.2011 года земельного участка отсутствует план земельного участка и описание границ, поворотных точек земельного участка.
Отказ Администрации Лебедянского района Липецкой области в установлении границ земельного участка, по утверждению Б.Ю., лишает его возможности определить границы названного земельного участка.
В судебном заседании истец Б.Ю. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Лебедянского района Липецкой области А., возражая против удовлетворения требований Б.Ю., указал, что в компетенцию органов местного самоуправления не входят полномочия по установлению и уточнению границ земельных участков. Для определения границ земельного участка истцу необходимо обратиться с заявлением к кадастровому инженеру в порядке, установленном статьями 38 - 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Представитель третьего лица ФБУ "Кадастровая палата" по Липецкой области Б.Н., возражая против удовлетворения исковых требований, указала, что спорный земельный участок, ориентировочной площадью 2181 кв. м, внесен в государственный кадастр недвижимости 19.05.2004 г. как ранее учтенный. 12.03.2008 г. в соответствии с Постановлением главы администрации Лебедянского района Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ "О закреплении границ земельного участка при домовладении N по <...> были утверждены изменения в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости ориентировочная площадь земельного участка составила 1500 кв. м. Согласно ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет носит заявительный характер, тогда как Б.Ю. в ФБУ "Кадастровая палата" по Липецкой области с таким заявлением не обращался, межевой план, содержащий сведения площади и местоположении границ земельного участка, не представлял, поэтому границы и площадь спорного земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе истец Б.Ю. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного решения в кассационном порядке.
Материалами дела установлено, что на основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 22.09.2008 г. за Б.Ю. признано право собственности на земельный участок, площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер N, право собственности Б.Ю. зарегистрировано 18.08.2011 г. Из кадастрового паспорта земельного участка от 18.07.2011 г. усматривается, что земельный участок, площадью 1500 кв. м, с местоположением относительно ориентира по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учет 01.01.2001 г., ему присвоен кадастровый номер N. Возможно уточнение границ и площади земельного участка. Описание местоположения границ земельного участка выполнено на основании картографического материала масштаба 1:10000. Площадь земельного участка вычислена по координатам поворотных точек его границ, полученных с точностью, соответствующей масштабу карты.
В обоснование заявленных требований Б.Ю. ссылался на постановление главы администрации Лебедянского района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N которым на основании материалов межевания от 23.03.2005 г. утвержден план границ земельного участка, площадью 1500 кв. м, занимаемого домовладением Б.Ю. рекомендовано поставить земельный участок на государственный кадастровый учет. План границ земельного участка к данному постановлению не приложен.
Из кадастрового дела от 14.04.2005 г. земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <...> следует, что 12.03.2008 г. зарегистрировано изменение N 008 инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N - на основании постановления главы администрации Лебедянского района от ДД.ММ.ГГГГ N вместо площади спорного земельного участка 2180 кв. м внесена площадь 1500 кв. м (л.д. 39).
Согласно кадастровому паспорту от 18.07.2011 г. на названный земельный участок возможно уточнение его границ и площади.
Как указано в ст. 11.1 Земельного кодекса РФ (глава 1.1. Земельные участки, введена в действие ФЗ от 22.07.2008 г. N 141-ФЗ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ст. 7 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся 6 уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Для выполнения учетной и информационной функций кадастрового учета необходимо обеспечить включение в кадастр реальных и достоверных сведений об объектах недвижимости, в отношении которых должен быть осуществлен кадастровый учет. Названный Федеральный Закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ ввел новую категорию должностных лиц, которые могут заниматься кадастровой деятельностью - кадастровых инженеров. В результате проведения им кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представленных в кадастровый орган учета заявления и необходимых документов, предусмотренных ст. 22 указанного Закона. В п. 2 ч. 1 ст. 22 указан межевой план. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Межевой план в качестве текстовой части должен содержать сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ. В графической части указываются местоположение границ образуемого земельного участка либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такового из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании. (ст. 38 Закона).
В соответствии с положениями вышеназванного Закона данные работы являются кадастровыми работами, результатом которых является подготовка, оформление и передача заказчику таких работ межевого плана. Кадастровую деятельность вправе осуществлять кадастровый инженер, имеющий действующий квалификационный аттестат. Основанием для выполнения им кадастровых работ является заключенный с заказчиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства договор подряда на выполнение данных работ.
Таким образом, местоположение границ земельного участка определяется посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка кадастровых работ. В целях уточнения местоположения границ земельного участка должен быть проведен процесс межевания, поскольку результаты межевания вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Материалами дела установлено, не оспаривалось это обстоятельство и Б.Ю., кассатор не обращался в установленном законом порядке к кадастровому инженеру по вопросу проведения кадастровых работ по установлению местоположения границ его земельного участка. При этом, как установил суд, каких - либо объективных, не зависящих от самого кассатора, обстоятельств, препятствующих выполнению названных работ, не имеется.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции, разрешая данный спор, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Лебедянского района Липецкой области обязанности по установлению местоположения границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Б.Ю. Суд правомерно отверг, как не основанные на законе и материалах дела, доводы Б.Ю. об обязанности администрации Лебедянского района установить местоположение границ упомянутого земельного участка в натуре и выдать Б.Ю. документы о согласовании установленных границ.
Из анализа действующего законодательства, положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", следует, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по осуществлению управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 ЗК РФ), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, доводы сторон по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными доказательствами, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, в частности, положения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, правомерно отказал в удовлетворении требований Б.Ю.
Суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу. Выводы суда мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела и сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Доводы кассационной жалобы о неправильности выводов суда не основаны на законе и доказательствах, представленных сторонами в материалы дела. При названных обстоятельствах не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения доводы кассатора о необходимости проведения в рамках данного гражданского дела землеустроительной экспертизы с целью установления местоположения границ упомянутого земельного участка. Доводы и обстоятельства, на которые в их обоснование ссылается в жалобе кассатор, не опровергают выводов суда первой инстанции. Кассационная жалоба не содержит доводов, которые в силу ст. 362 ГПК РФ могли бы повлечь отмену в кассационном порядке постановленного по данному делу судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ проверена в пределах доводов кассационной жалобы, оснований для применения положений ч. 2 ст. 347 ГПК РФ не установлено.
Правовых оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Б.Ю. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 14 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б.Ю. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)