Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Быкова Т.Ю.
Докладчик: Орлова О.А.
23 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И..,
судей Орловой О.А. и Жуковой Н.Н.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истцов Е.И., Е.А., Г. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 12 октября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Г., Е.И., Е.А. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца. - отказать"
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
установила:
Истцы Г., Е.И., Е.А. обратилась в суд с исками к УСЗН Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения. В обоснование требований ссылаются на то, что при обращении в УСЗН Липецкой области с заявлением, в котором просили выдать им удостоверение единого образца о праве на льготы и предоставлении мер социальной поддержки и компенсаций, в чем им было отказано. Полагая отказ незаконным, истцы просили признать их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр); обязать УСЗН Липецкой области включить их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать им удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр.
При этом, истец Г. указывает, что в период с 10.06.1956 г. по 01.01.1991 г. она проживала в г. Семипалатинске, была подвергнута радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получила дозу облучения 0.43 Зв (43.3 сЗв).
Истец Е.И. указывает, что проживала в с. Красный Кардон Жанасемейского района Семипалатинской области с 1956 г. по 1976 год, получила суммарную дозу радиации 0,51 Зв (51.1 сЗв).
Истец Е.А. указывает, что в период с октября 1953 года по 1976 год проживал в с. Кордон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области и г. Аксу, подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получил дозу облучения 0.64 Зв (64.6 сЗв).
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 10.08.2011 т. данные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Представитель ответчика УСЗН Липецкой области Ю. возражала против удовлетворения требований истцов, ссылаясь на то, что г. Семипалатинск, г. Аксу и с. Красный Кардон Жанасемейского района Семипалатинской области, где проживали истцы в оспариваемый период времени, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. Период проживания истца Е.А. в с. Кордон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области не совпадает с периодом радиационного воздействия, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года. Просила в иске отказать, поскольку истцы не имеют право на выдачу удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки.
Ответчик МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе истцы просят отменить указанное решение и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе, ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав истцов Е.И., Г., поддержавших кассационную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено, что уведомлениями УСЗН Липецкой области истцам было отказано в удовлетворении заявлений по мотиву, что населенные пункты: г. Семипалатинск, г. Аксу и с. Красный Кардон Жанасемейского района Семипалатинской области, где проживали истцы, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г.
Село Кардон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области, где проживал истец Е.А., входит в указанный Перечень, однако период проживания истца в данном населенном пункте не совпадает с периодом радиационного воздействия, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц. подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.
Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г., N 540 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) ***; (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 849 "Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 849"),
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:
- паспорт гражданина РФ:
- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипала шпеком полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне": снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке: принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов: после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами. заверенных в установленном порядке.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вступившие в действие с 04.05.2010 г.
В соответствии с п. 1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2. Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
В соответствии с п. 2.1. Методических указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов:
а) данные о ядерном взрыве и условиях его проведения;
б) данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона;
в) данные об условиях жизни лиц из населения;
г) дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм;
д) сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно п. 3.1. Методических указаний - определение накопленной эффективной дозы облучения конкретного лица соответствует случаю, когда это лицо в период с 1949 г. по 1963 г. непрерывно проживало только в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если один и тот же населенный пункт подвергался воздействию в результате различных ядерных испытаний, то эффективная доза облучения лица за период его проживания в таком населенном пункте определяется от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммируются. В случае, когда лицо в указанный период времени последовательно проживало в нескольких населенных пунктах, излагаемая ниже последовательность действий выполняется многократно, и определяются эффективные дозы облучения за периоды времени его проживания в каждом из населенных пунктов с учетом возраста в эти периоды времени. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения лица определяется суммированием эффективных доз, накопленных за периоды времени последовательного проживания в разных населенных пунктах.
Доводы жалобы о том, что выводы суда о том, что истец Е.А., проживая в период с 1953 года по 1976 годы в населенном пункте Кордон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области, где он получил суммарную дозу радиации 64 сЗв, не совпадает с периодом радиационного воздействия в данном населенном пункте вследствие ядерного испытания (с 1949 по 1963 годы), являются несостоятельными, так как судом не было учтено, что за период с 1949 года по 1952 годы было произведено 3 ядерных взрыва, а в период с 1953 по 1963 год было произведено не менее двухсот наземных и воздушных ядерных взрывов, не опровергают выводов суда, так как для предоставления льгот, о которых просят истцы, необходима совокупность письменных доказательств, наличие причинно-следственной связи которые суду представлены не были.
Доводы жалобы истцов о том, что судом не было учтено Определение Конституционного суда Российской Федерации от 04.12 2007 года N 960-О-П, принятое по жалобе Е.С. на нарушение его конституционных прав частью 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", где была изложена правовая позиция, согласно которой основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией, не могут служить основанием для отмены судебного решения, так как судом в полном объеме проанализировано действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и решение постановлено в соответствии с представленными доказательствами по делу.
Доказательства, на которые ссылаются истцы, а именно: справки Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, из содержания которых следует, что, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза облучения Е.А. составляет 0.64 Зв (64 сЗВ), Е.И. - 0.51 ЗВ (51.1 сЗв), Г. - 0.43 Зв (43,3 сЗв) не являются достоверными доказательствами по делу, т. к, данные сведения не основаны на специальных исследованиях. При этом следует учитывать, что спор разрешался по существу уже после введения в действие названных выше Методических рекомендаций. Иных доказательств, подтверждающих суммарную дозу облучения, истцами не представлено.
При таких обстоятельствах в настоящее время у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истцов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм права.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам по делу, представленным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 12 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истцов Е.И., Е.А., Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3301/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2011 г. по делу N 33-3301/2011
Судья: Быкова Т.Ю.
Докладчик: Орлова О.А.
23 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И..,
судей Орловой О.А. и Жуковой Н.Н.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истцов Е.И., Е.А., Г. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 12 октября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Г., Е.И., Е.А. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца. - отказать"
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
установила:
Истцы Г., Е.И., Е.А. обратилась в суд с исками к УСЗН Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения. В обоснование требований ссылаются на то, что при обращении в УСЗН Липецкой области с заявлением, в котором просили выдать им удостоверение единого образца о праве на льготы и предоставлении мер социальной поддержки и компенсаций, в чем им было отказано. Полагая отказ незаконным, истцы просили признать их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр); обязать УСЗН Липецкой области включить их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать им удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр.
При этом, истец Г. указывает, что в период с 10.06.1956 г. по 01.01.1991 г. она проживала в г. Семипалатинске, была подвергнута радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получила дозу облучения 0.43 Зв (43.3 сЗв).
Истец Е.И. указывает, что проживала в с. Красный Кардон Жанасемейского района Семипалатинской области с 1956 г. по 1976 год, получила суммарную дозу радиации 0,51 Зв (51.1 сЗв).
Истец Е.А. указывает, что в период с октября 1953 года по 1976 год проживал в с. Кордон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области и г. Аксу, подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получил дозу облучения 0.64 Зв (64.6 сЗв).
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 10.08.2011 т. данные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Представитель ответчика УСЗН Липецкой области Ю. возражала против удовлетворения требований истцов, ссылаясь на то, что г. Семипалатинск, г. Аксу и с. Красный Кардон Жанасемейского района Семипалатинской области, где проживали истцы в оспариваемый период времени, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. Период проживания истца Е.А. в с. Кордон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области не совпадает с периодом радиационного воздействия, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года. Просила в иске отказать, поскольку истцы не имеют право на выдачу удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки.
Ответчик МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе истцы просят отменить указанное решение и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе, ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав истцов Е.И., Г., поддержавших кассационную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено, что уведомлениями УСЗН Липецкой области истцам было отказано в удовлетворении заявлений по мотиву, что населенные пункты: г. Семипалатинск, г. Аксу и с. Красный Кардон Жанасемейского района Семипалатинской области, где проживали истцы, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г.
Село Кардон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области, где проживал истец Е.А., входит в указанный Перечень, однако период проживания истца в данном населенном пункте не совпадает с периодом радиационного воздействия, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц. подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.
Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г., N 540 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) ***; (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 849 "Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 849"),
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:
- паспорт гражданина РФ:
- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипала шпеком полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне": снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке: принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов: после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами. заверенных в установленном порядке.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вступившие в действие с 04.05.2010 г.
В соответствии с п. 1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2. Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
В соответствии с п. 2.1. Методических указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов:
а) данные о ядерном взрыве и условиях его проведения;
б) данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона;
в) данные об условиях жизни лиц из населения;
г) дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм;
д) сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно п. 3.1. Методических указаний - определение накопленной эффективной дозы облучения конкретного лица соответствует случаю, когда это лицо в период с 1949 г. по 1963 г. непрерывно проживало только в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если один и тот же населенный пункт подвергался воздействию в результате различных ядерных испытаний, то эффективная доза облучения лица за период его проживания в таком населенном пункте определяется от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммируются. В случае, когда лицо в указанный период времени последовательно проживало в нескольких населенных пунктах, излагаемая ниже последовательность действий выполняется многократно, и определяются эффективные дозы облучения за периоды времени его проживания в каждом из населенных пунктов с учетом возраста в эти периоды времени. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения лица определяется суммированием эффективных доз, накопленных за периоды времени последовательного проживания в разных населенных пунктах.
Доводы жалобы о том, что выводы суда о том, что истец Е.А., проживая в период с 1953 года по 1976 годы в населенном пункте Кордон Бугорок Жанасемейского района Семипалатинской области, где он получил суммарную дозу радиации 64 сЗв, не совпадает с периодом радиационного воздействия в данном населенном пункте вследствие ядерного испытания (с 1949 по 1963 годы), являются несостоятельными, так как судом не было учтено, что за период с 1949 года по 1952 годы было произведено 3 ядерных взрыва, а в период с 1953 по 1963 год было произведено не менее двухсот наземных и воздушных ядерных взрывов, не опровергают выводов суда, так как для предоставления льгот, о которых просят истцы, необходима совокупность письменных доказательств, наличие причинно-следственной связи которые суду представлены не были.
Доводы жалобы истцов о том, что судом не было учтено Определение Конституционного суда Российской Федерации от 04.12 2007 года N 960-О-П, принятое по жалобе Е.С. на нарушение его конституционных прав частью 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", где была изложена правовая позиция, согласно которой основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией, не могут служить основанием для отмены судебного решения, так как судом в полном объеме проанализировано действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и решение постановлено в соответствии с представленными доказательствами по делу.
Доказательства, на которые ссылаются истцы, а именно: справки Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, из содержания которых следует, что, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза облучения Е.А. составляет 0.64 Зв (64 сЗВ), Е.И. - 0.51 ЗВ (51.1 сЗв), Г. - 0.43 Зв (43,3 сЗв) не являются достоверными доказательствами по делу, т. к, данные сведения не основаны на специальных исследованиях. При этом следует учитывать, что спор разрешался по существу уже после введения в действие названных выше Методических рекомендаций. Иных доказательств, подтверждающих суммарную дозу облучения, истцами не представлено.
При таких обстоятельствах в настоящее время у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истцов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм права.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам по делу, представленным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 12 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истцов Е.И., Е.А., Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)