Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ерченко Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 27 июля 2012 года, которым удовлетворен иск Гагаринского межрайонного прокурора к Администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области и МУП "Горводоканал" о понуждении к совершению действия.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., заключение прокурора Юрченковой Л.Н., судебная коллегия
установила:
Гагаринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области (далее Администрация), МУП "Горводоканал" о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, ссылаясь на то, что у пожарного гидранта, установленного по адресу: <...> ФОК, отсутствует его указатель. Допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, т. к. в случае возгорания гидрант не смогут обнаружить и обеспечить подачу огнетушащих веществ к месту пожара.
В судебном заседании помощник Гагаринского межрайонного прокурора Прохоренков А.А. иск поддержал.
Представитель Администрации И. иск не признала, указав, что МО "Гагаринское городское поселение" создано в 2005 году, однако в его собственность до настоящего времени не передана часть имущества Гагаринского района, необходимого для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Представитель МУП "Горводоканал" в судебное заседание не явился.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 27 июля 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Администрацию МО "Гагаринское городское поселение" принять меры по установке указателя пожарного гидранта, расположенного по адресу: <...> ФОК. МУП "Горводоканал" - установить указатель данного пожарного гидранта.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение в части понуждения к совершению действий по установлению указателя пожарного гидранта, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение, поскольку указанный пожарный гидрант на балансе Администрации не состоит.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки состояния пожарных гидрантов, проведенной комиссией в составе: начальника караула 9 отряда 21 ПЧ ФКГУ ОФПС по Смоленской области ФИО, начальника участка МУП "Горводоканал" ФИО, помощника Гагаринского межрайонного прокурора ФИО, представителя Администрации - начальника отдела ГО и ЧС ФИО., было установлено, что у пожарного гидранта, расположенного по адресу: <...> ФОК, отсутствует указатель гидранта.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а п. 10 ч. 1 ст. 16 этого же Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст. 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3).
В соответствии со ст. 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 (ППБ 01-03), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Установленные в ходе проверки факты неисправного состояния указанного пожарного гидранта представителем Администрации не отрицались и подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Администрацию обязанность привести указанный пожарный гидрант в исправное состояние.
Довод жалобы о том, что указанный пожарный гидрант на балансе Администрации не состоит, не состоятелен, поскольку из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено также в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, хотя и не лишает указанный орган права требовать от собственника имущества возмещения расходов, понесенных в связи с приведением такого имущества в исправное состояние.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального и процессуального права, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 27 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3378/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. по делу N 33-3378/2012
Судья Ерченко Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 27 июля 2012 года, которым удовлетворен иск Гагаринского межрайонного прокурора к Администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области и МУП "Горводоканал" о понуждении к совершению действия.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., заключение прокурора Юрченковой Л.Н., судебная коллегия
установила:
Гагаринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области (далее Администрация), МУП "Горводоканал" о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, ссылаясь на то, что у пожарного гидранта, установленного по адресу: <...> ФОК, отсутствует его указатель. Допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, т. к. в случае возгорания гидрант не смогут обнаружить и обеспечить подачу огнетушащих веществ к месту пожара.
В судебном заседании помощник Гагаринского межрайонного прокурора Прохоренков А.А. иск поддержал.
Представитель Администрации И. иск не признала, указав, что МО "Гагаринское городское поселение" создано в 2005 году, однако в его собственность до настоящего времени не передана часть имущества Гагаринского района, необходимого для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Представитель МУП "Горводоканал" в судебное заседание не явился.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 27 июля 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Администрацию МО "Гагаринское городское поселение" принять меры по установке указателя пожарного гидранта, расположенного по адресу: <...> ФОК. МУП "Горводоканал" - установить указатель данного пожарного гидранта.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение в части понуждения к совершению действий по установлению указателя пожарного гидранта, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение, поскольку указанный пожарный гидрант на балансе Администрации не состоит.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки состояния пожарных гидрантов, проведенной комиссией в составе: начальника караула 9 отряда 21 ПЧ ФКГУ ОФПС по Смоленской области ФИО, начальника участка МУП "Горводоканал" ФИО, помощника Гагаринского межрайонного прокурора ФИО, представителя Администрации - начальника отдела ГО и ЧС ФИО., было установлено, что у пожарного гидранта, расположенного по адресу: <...> ФОК, отсутствует указатель гидранта.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а п. 10 ч. 1 ст. 16 этого же Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст. 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3).
В соответствии со ст. 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 (ППБ 01-03), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Установленные в ходе проверки факты неисправного состояния указанного пожарного гидранта представителем Администрации не отрицались и подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Администрацию обязанность привести указанный пожарный гидрант в исправное состояние.
Довод жалобы о том, что указанный пожарный гидрант на балансе Администрации не состоит, не состоятелен, поскольку из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено также в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, хотя и не лишает указанный орган права требовать от собственника имущества возмещения расходов, понесенных в связи с приведением такого имущества в исправное состояние.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального и процессуального права, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 27 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Гагаринское городское поселение" Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)