Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3058/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-3058/12


Судья Киселев А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей Александровой З.И., Коженовой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 июня 2012 года, принятое по иску К. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Александровой З.И., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда

установила:

К. обратилась в суд с указанным требованием к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент), ссылаясь на то, что является инвалидом, в соответствии с Областным законом N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом ей в этом было необоснованно отказано со ссылкой на необходимость предоставления чертежа (схемы) испрашиваемого участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В судебном заседании представитель истицы Ц. требования поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, который в отзыве на иск указал, что считает требования Департамента о предоставлении чертежа (схемы) испрашиваемого земельного участка основанными на законе.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 июня 2012 года требования К. удовлетворены. Суд обязал Департамент в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить К. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в г. Смоленске, площадью в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет К. работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на необходимость предоставления в соответствии с действующим законом схемы земельного участка, выбор которого должен осуществляться заявителем самостоятельно. Ссылается на то, что земельного участка, как объекта земельных отношений, который Департамент обязан предоставить, не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что К. является инвалидом группы и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства, 21.05.2012 обращалась в Департамент с заявлением о предоставлении участка.
Письмом Департамента от 25.05.2012 сообщено о необходимости предоставления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, что предусмотрено Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243. Наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте г. Смоленска, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, Департамент в указанном письме не опроверг.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно инвалидам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно.
По правилам п. п. 1 и 11 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельного участка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 Порядка, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243, предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и соответствующий субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Вместе с тем, как установил суд, Департаментом не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в
черте г. Смоленска, то есть по существу возможность принятия решения о формировании земельного участка для индивидуального жилищного строительства не опровергается.
Отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя иск, суд пришел к правильному выводу о том, что непредставление истицей чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, с учетом положений ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не должно служить препятствием для положительного разрешения вопроса о праве на предоставление участка.
Кроме того, действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования К. подлежащими удовлетворению, возложив на Департамент обязанность предоставить истице для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Ссылка в жалобе на то, что Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243 предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, не имеет правового значения, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении такого участка.
Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и толкование норм права, оснований для которых не имеется.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 329 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)