Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Р.М.Хисматуллин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Г.М.Халитовой,
судей Е.А.Чекалкиной, Р.Р.Хасаншина,
при секретаре Г.Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р.Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Р.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 июля 2012 года, которым постановлено:
в исковом заявлении Г.Р.Н. ФИО9 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании права собственности на земельный участок отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Г.Р.Н. - Г.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.Р.Н. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований Г.Р.Н. указал, что 17 марта 1995 года решением Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ истцу был предоставлен земельный участок площадью 1 500 кв. м для строительства жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции. 05 августа 2011 года Г.Р.Н. обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, в чем было отказано, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав. По мнению Г.Р.Н., данный отказ Управления Росреестра по РТ является незаконным, в связи с чем, просил признать за ним право собственности на указанный земельный участок.
Представители ответчика - ИК МО г. Казани, третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по РТ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд отказал в удовлетворении заявленного требования, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Г.Р.Н. ставит вопрос об отмене решения ввиду того, что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению. В частности, истец полагает, что исходя из ст. 9 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", право собственности на спорный земельный участок у него возникло на основании решения Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ от 17 марта 1995 года. Истцом также указывается на то, что факт отсутствия в архивных фондах Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ и Салмачинского Совета местного самоуправления РТ информации о выделении истцу земельного участка не является виной истца. Также истец считает необоснованным и незаконным вывод суда об отсутствии в правоустанавливающем документе индивидуальных признаков земельного участка.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
На основании ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. ст. 15 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Права на земельные участки должны удостоверяться документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как видно из материалов дела, согласно решению Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ от 17 марта 1995 года Г.Р.Н. был выделен земельный участок для строительства жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции площадью 1 500 кв. м на территории Салмачинского сельского Совета.
20 сентября 2011 года Управлением Росреестра по РТ истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., поскольку у регистрирующего органа возникли сомнения в подлинности правоустанавливающего документа - вышеуказанного решения Салмачинского Сельского Совета.
Согласно поступившему ответу из архивного отдела Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ, в архивном фонде Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района в протоколах заседаний Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района решение от 17 марта 1995 года о выделении земельного участка на территории Салмачинского Сельского Совета Г.Р.Н. не значится.
Аналогичные сведения содержатся и в письменном ответе МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" .... от 24 августа 2011 года.
Разрешая спор подобным образом и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Салмачинского сельского Совета местного самоуправления от 17 марта 1995 года не содержит индивидуальных признаков выделяемого земельного участка, по которым можно идентифицировать объект недвижимости, то есть установить расположение, протяженность земельного участка и другие признаки, по которым можно было судить о спорном земельном участке.
С данным выводом согласна и судебная коллегия.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
В материалах дела отсутствуют иные доказательства о выделении Г.Р.Н. земельного участка с определением границ на местности.
Согласно со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о невозможности установления того факта, что решением Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ от 17 марта 1995 года Г.Р.Н. был выделен земельный участок с кадастровым номером ..... В судебном заседании представитель истца не оспаривал, что до настоящего времени на спорном земельном участке какие-либо строения Г.Р.Н. не возведены.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Г.Р.Н. судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, поскольку они опровергаются приведенными выше суждениями, противоречат материалам дела. Выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств.
Доказательств о целевом использовании земельного участка, а именно о возведении на нем объектов, выращивании сельскохозяйственной продукции, суду истцом не представлено. Со стороны истца не были представлены также сведения о месте нахождения спорного объекта, о присвоении ему почтового адреса, а также не представлены доказательства о согласовании границ земельного участка и об отсутствии претензий владельцев смежных земельных участков.
При таких данных судебная коллегия считает, что суд, отклонив требования Г.Р.Н., вынес законное и обоснованное решение.
Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Р.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9941/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 г. по делу N 33-9941/2012
Судья Р.М.Хисматуллин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Г.М.Халитовой,
судей Е.А.Чекалкиной, Р.Р.Хасаншина,
при секретаре Г.Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р.Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Р.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 июля 2012 года, которым постановлено:
в исковом заявлении Г.Р.Н. ФИО9 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании права собственности на земельный участок отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Г.Р.Н. - Г.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.Р.Н. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований Г.Р.Н. указал, что 17 марта 1995 года решением Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ истцу был предоставлен земельный участок площадью 1 500 кв. м для строительства жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции. 05 августа 2011 года Г.Р.Н. обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, в чем было отказано, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав. По мнению Г.Р.Н., данный отказ Управления Росреестра по РТ является незаконным, в связи с чем, просил признать за ним право собственности на указанный земельный участок.
Представители ответчика - ИК МО г. Казани, третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по РТ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд отказал в удовлетворении заявленного требования, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Г.Р.Н. ставит вопрос об отмене решения ввиду того, что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению. В частности, истец полагает, что исходя из ст. 9 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", право собственности на спорный земельный участок у него возникло на основании решения Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ от 17 марта 1995 года. Истцом также указывается на то, что факт отсутствия в архивных фондах Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ и Салмачинского Совета местного самоуправления РТ информации о выделении истцу земельного участка не является виной истца. Также истец считает необоснованным и незаконным вывод суда об отсутствии в правоустанавливающем документе индивидуальных признаков земельного участка.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
На основании ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. ст. 15 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Права на земельные участки должны удостоверяться документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как видно из материалов дела, согласно решению Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ от 17 марта 1995 года Г.Р.Н. был выделен земельный участок для строительства жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции площадью 1 500 кв. м на территории Салмачинского сельского Совета.
20 сентября 2011 года Управлением Росреестра по РТ истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., поскольку у регистрирующего органа возникли сомнения в подлинности правоустанавливающего документа - вышеуказанного решения Салмачинского Сельского Совета.
Согласно поступившему ответу из архивного отдела Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ, в архивном фонде Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района в протоколах заседаний Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района решение от 17 марта 1995 года о выделении земельного участка на территории Салмачинского Сельского Совета Г.Р.Н. не значится.
Аналогичные сведения содержатся и в письменном ответе МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" .... от 24 августа 2011 года.
Разрешая спор подобным образом и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Салмачинского сельского Совета местного самоуправления от 17 марта 1995 года не содержит индивидуальных признаков выделяемого земельного участка, по которым можно идентифицировать объект недвижимости, то есть установить расположение, протяженность земельного участка и другие признаки, по которым можно было судить о спорном земельном участке.
С данным выводом согласна и судебная коллегия.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
В материалах дела отсутствуют иные доказательства о выделении Г.Р.Н. земельного участка с определением границ на местности.
Согласно со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о невозможности установления того факта, что решением Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района РТ от 17 марта 1995 года Г.Р.Н. был выделен земельный участок с кадастровым номером ..... В судебном заседании представитель истца не оспаривал, что до настоящего времени на спорном земельном участке какие-либо строения Г.Р.Н. не возведены.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Г.Р.Н. судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, поскольку они опровергаются приведенными выше суждениями, противоречат материалам дела. Выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств.
Доказательств о целевом использовании земельного участка, а именно о возведении на нем объектов, выращивании сельскохозяйственной продукции, суду истцом не представлено. Со стороны истца не были представлены также сведения о месте нахождения спорного объекта, о присвоении ему почтового адреса, а также не представлены доказательства о согласовании границ земельного участка и об отсутствии претензий владельцев смежных земельных участков.
При таких данных судебная коллегия считает, что суд, отклонив требования Г.Р.Н., вынес законное и обоснованное решение.
Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Р.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)