Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5356/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу N 33-5356/2012


Судья Росляков Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей Акчуриной Г.Ж., Кисловой Е.А.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области на решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2012 года по гражданскому делу по иску З.Б.Б. к администрации Муниципального образования "Шарлыкский район" о признании незаконным бездействия администрации при предоставлении земельного участка из земель районного фонда для создания КФХ,
заслушав доклад судьи Васякина А.Н., объяснения представителя ответчика администрации Муниципального образования "Шарлыкский район" К. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица СПК (колхоз) "Им. Крупской" М. поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

З.Б.Б. обратился с вышеуказанным иском к администрации МО "Шарлыкский район" указывая на то, что 14.02.2012 г. в администрацию Шарлыкского района, им было подано заявление о предоставлении земельного участка из земель районного фонда на территории Парадеевского сельского совета, с целью создания фермерского хозяйства. В своем заявлении он указал цель используемого участка, условие предоставления участка, размер и местоположение земельного участка с приложением карты. Также указал, что ответом от 21.03.2012 г. администрация МО "Шарлыкский район" уклонилась от решения вопроса по закону. Ответ администрации мотивирован выставлением земельного участка на торги, при этом, по мнению истца, ответчик не принял во внимание положения законодательства о том, что фермерские хозяйства имеют приоритет и земельные участки предоставляются без торгов. Считал, что действиями ответчика нарушаются положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства, а также положения действующего законодательства о крестьянском фермерском хозяйстве. Ответ администрации противоречит государственной политики поддержки малых форм собственности и препятствует созданию фермерского хозяйства.
Просил суд направить требование в администрацию Шарлыкского района о приостановлении действий по заявленному участку; признать действие администрации по решению о выделе земельного участка для создания КФХ противозаконным; обязать администрацию Шарлыкского района выдать схему расположения заявленного участка на кадастровой карте, выдать платежные документы по выполнению работ, в результате которых обеспечилась подготовка документов, содержащих необходимые сведения для государственной регистрации участка, заключить договор аренды на данный участок до года для предоставления возможности оформления права собственности и регистрации КФХ, предоставить льготный порядок расчетов за приватизированный участок.
Окончательно уточнив исковые требования, истец просил суд признать незаконным отказ администрации МО "Шарлыкский район" от 21.03.2012 г. N *** о предоставлении ему земельного участка для создания КФХ, а также обязать администрацию МО "Шарлыкский район" предоставить З.Б.Б. земельный участок с кадастровым номером *** расположенный на территории Парадеевского сельсовета Шарлыкского района для создания КФХ за плату по цене согласно отчета о рыночной оценке от 18.05.2011 г., с предоставлением льготного порядка расчетов за данный участок с отсрочкой платежа на 14 месяцев.
В части ранее заявленных исковых требований о направлении требования в администрацию Шарлыкского района о приостановлении каких-либо действий (продажа, сдача в аренду, передача во владение) по заявленному участку с кадастровым номером *** до окончательного разрешения вопроса, а также предоставлении документов для регистрации права собственности в юстиции истец отказался, отказ принят судом, о чем было вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании З.Б.Б. исковые требования поддержал.
Представитель истца З.Б.А., действующий на основании устного заявления истца, занесенного в протокол судебного заседания, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - К., действующая на основании доверенности N *** от 10.01.2012 г. с исковыми требованиями З.Б.Б. не согласилась.
Представитель третьего лица СПК (колхоз) "Им. Крупской" М., с исковыми требованиями З.Б.Б. не согласился.
Решением Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2012 года исковые требования З.Б.Б. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ администрации МО "Шарлыкский район" от 21.03.2012 г. N *** о предоставлении З.Б.Б. земельного участка для создания КФХ. Обязал администрацию МО "Шарлыкский район" предоставить З.Б.Б. *** г.р. земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный на территории Парадеевского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области для создания крестьянского фермерского хозяйства. В остальной части заявленных исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе администрация Муниципального образования "Шарлыкский район" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Закон о фермерском хозяйстве (пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о фермерском хозяйстве. Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка возможно лишь после проведения оговоренных выше процедур, в частности подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, З.Б.Б. обратился в администрацию МО "Шарлыкский" район с заявлением о предоставлении ему земельного участка для создания фермерского хозяйства.
При таких обстоятельствах спора администрация обязана была осуществить процедуры по решению вопроса о предоставлении З.Б.Б. спорного земельного участка, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Администрация в письме на заявление З.Б.Б. указала, что запрашиваемый земельный участок прошел государственный кадастровый учет и в конце года администрация планирует выставить его на продажу. З.Б.Б. предложено следить за публикациями о продаже земельного участка в средствах массовой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Доказательств использования третьим лицом - СПК (колхозом) "им.Крупской" привлеченным к участию в деле, спорного земельного участка на праве аренды ответчиком не представлено.
Исходя из содержания вышеприведенного законоположения, регулирующего спорное правоотношение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация муниципального образования Шарлыкский район Оренбургской области не вправе на данной стадии обращения отказать З.Б.Б. в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства, в связи с чем признал отказ администрации МО "Шарлыкский район" от 21.03.2012 г. N *** незаконным.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается.
Вместе с тем, неправильным является вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером *** должен быть предоставлен органом местного самоуправления З.Б.Б. В решении не указано на каком праве, земельный участок должен быть предоставлен. В заявлении от 14.02.2012 года З.Б.Б. просил предоставить земельный участок в собственность. Однако решение вопроса о предоставлении заинтересованному лицу земельного участка на праве собственности или аренды требует проведение процедур указанных в ст. 12 ФЗ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в части обязания администрации МО "Шарлыкский район" предоставить З.Б.Б. *** г.р. земельный участок с кадастровым номером *** расположенный на территории Парадеевского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области для создания крестьянского фермерского хозяйства, с возложением на администрацию МО "Шарлыкский район" Оренбургской области обязанности осуществить процедуры по заявлению З.Б.Б. от 14.02.2012 года о предоставлении муниципальных земельных участков в собственность для создания КФХ на территории Парадеевского с/с площадью *** га на границе с землями Богородского с/с, в порядке предусмотренном ст. 12 ФЗ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Поскольку иные обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, в остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным.
Довод жалобы о том, что заявителем не соблюдена процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, предусмотренная ст. 12 ФЗ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно, из заявления не усматривается обоснование размеров испрашиваемого земельного участка, несостоятелен, поскольку заявителю при обращении в администрацию МО "Шарлыкский район" дан отказ по другому основанию.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2012 года в части обязания администрации МО "Шарлыкский район" предоставить З.Б.Б. *** г.р. земельный участок с кадастровым номером *** расположенный на территории Парадеевского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области для создания крестьянского фермерского хозяйства изменить.
Изложить абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать администрацию Муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области осуществить процедуры по заявлению З.Б.Б. от *** о предоставлении муниципальных земельных участков в собственность для создания КФХ на территории Парадеевского с/с площадью *** га на границе с землями Богородского с/с, в порядке предусмотренном ст. 12 ФЗ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В остальной части решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)