Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кондратьева А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Малич В.С. и Пойменовой С.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 1 сентября 2011 года по докладу судьи Кубаревой Т.В.,
дело по кассационной жалобе Ф. на решение Пролетарского районного суда города Твери от 11 июля 2011 года, которым постановлено:
"Заявленные требования Ф. к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Тверской области" о понуждении к осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка оставить без удовлетворения."
Судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тверской области" (далее ФГУ ЗКП) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, и обязать ФГУ ЗКП осуществить государственный кадастровый учет земельного участка на основании сведений, содержащихся в межевом плане.
В обоснование требований указал, что он обратился в органы кадастрового учета с заявлением, к которому был представлен межевой план для проведения кадастрового учета земельного участка, выделяемого в счет долей в праве общей собственности. Однако органами кадастрового учета было отказано в проведении государственного кадастрового учета земельных участков по тем основаниям, что межевой план по форме либо содержанию не соответствует требования федерального закона. Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета незаконно, поскольку им в полном объеме выполнены положения подпункта 3 п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412. Межевой план был подготовлен с учетом требований ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Неправомерным отказом в постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, создано препятствие для реализации права на выделение долей из состава общего имущества.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, пояснив, что нормами действующего законодательства не предусмотрено включение в состав межевого плана извещений о созыве общего собрания участников долевой собственности для определения местоположения выделяемого земельного участка.
Представитель заинтересованного лица ФГУ ЗКП - К. в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными, поскольку в результате проверки документов, представленных на государственный кадастровый учет, были выявлены основания для отказа в государственном кадастровом учете. Заявителем не выполнены требования Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в состав приложения межевого плана не включена копия протокола общего собрания участников долевой собственности, а также копия извещения о созыве собрания участников долевой собственности.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ф. ставится вопрос об отмене решения суда.
В жалобе указывается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Податель жалобы полагает, что межевой план с регистрационным номером N от ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен с учетом положений ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В указанный межевой план в состав Приложения включена копия использованного документа (газета ") содержащего описание местоположения земельного участка выделяемого в счет долей в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения. Вариант выполнения кадастровых работ на основе информации из печатного издания о публично согласованном местоположении выделяемого земельного участка указан в подпункте 3 пункта 24 "Требования к подготовке межевого плана", утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412. Считает, что п. 24 Требований не предусмотрено выполнение кадастровых работ на основе протокола, не состоявшегося по причине отсутствия кворума, общего собрания участников долевой собственности. Кроме того, требованиями не предусмотрено включение в состав Приложения извещений о созыве общего собрания участников долевой собственности на основании ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", или извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков на основании ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ФГУ ЗКП по доверенности К., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно истолковал и применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Согласно пункту 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований ФЗ РФ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ на основе: протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке; направленного участникам долевой собственности с соблюдением сроков, установленных Законом об обороте земель, извещения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, содержащего описание местоположения такого земельного участка; экземпляра печатного издания, в котором опубликовано сообщение, содержащее описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка; вступившего в законную силу судебного акта (если основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в отношении земельного участка является такой акт); документа, свидетельствующего о разрешении в порядке, установленном Законом об обороте земель, спора о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (если имел место соответствующий спор).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
По смыслу приведенных правовых норм, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения является обязательным наличие документов, свидетельствующих о соблюдении установленного законодательством порядка определения местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, в частности, протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения по вопросу утверждения границ части такого земельного участка независимо от принятого общим собранием решения, в том числе, в случае отсутствия кворума для принятия решения; либо, если такое собрание не проводилось, доказательств созыва собрания участников долевой собственности по вопросу утверждения местоположения земельных участков, выделяемых в счет земельной доли. При этом, в силу требований п. 27 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412, копии соответствующих документов должны быть включены в состав Приложения межевого плана.
Поскольку в состав межевого плана, представленного Ф. с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, не были включены ни копии протоколов общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, ни копии иных документов, свидетельствующих о соблюдении порядка извещения заинтересованных лиц о проведении общего собрания по вопросу утверждения границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, отказ ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области в проведении кадастрового учета земельного участка является законным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приводимым заявителем в суде первой инстанции, которым судом дана верная правовая оценка.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда города Твери от 11 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.КУБАРЕВА
Судьи
В.С.МАЛИЧ
С.Н.ПОЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3541
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2011 г. по делу N 33-3541
Судья: Кондратьева А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Малич В.С. и Пойменовой С.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 1 сентября 2011 года по докладу судьи Кубаревой Т.В.,
дело по кассационной жалобе Ф. на решение Пролетарского районного суда города Твери от 11 июля 2011 года, которым постановлено:
"Заявленные требования Ф. к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Тверской области" о понуждении к осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка оставить без удовлетворения."
Судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тверской области" (далее ФГУ ЗКП) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, и обязать ФГУ ЗКП осуществить государственный кадастровый учет земельного участка на основании сведений, содержащихся в межевом плане.
В обоснование требований указал, что он обратился в органы кадастрового учета с заявлением, к которому был представлен межевой план для проведения кадастрового учета земельного участка, выделяемого в счет долей в праве общей собственности. Однако органами кадастрового учета было отказано в проведении государственного кадастрового учета земельных участков по тем основаниям, что межевой план по форме либо содержанию не соответствует требования федерального закона. Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета незаконно, поскольку им в полном объеме выполнены положения подпункта 3 п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412. Межевой план был подготовлен с учетом требований ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Неправомерным отказом в постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, создано препятствие для реализации права на выделение долей из состава общего имущества.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, пояснив, что нормами действующего законодательства не предусмотрено включение в состав межевого плана извещений о созыве общего собрания участников долевой собственности для определения местоположения выделяемого земельного участка.
Представитель заинтересованного лица ФГУ ЗКП - К. в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными, поскольку в результате проверки документов, представленных на государственный кадастровый учет, были выявлены основания для отказа в государственном кадастровом учете. Заявителем не выполнены требования Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в состав приложения межевого плана не включена копия протокола общего собрания участников долевой собственности, а также копия извещения о созыве собрания участников долевой собственности.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ф. ставится вопрос об отмене решения суда.
В жалобе указывается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Податель жалобы полагает, что межевой план с регистрационным номером N от ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен с учетом положений ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В указанный межевой план в состав Приложения включена копия использованного документа (газета ") содержащего описание местоположения земельного участка выделяемого в счет долей в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения. Вариант выполнения кадастровых работ на основе информации из печатного издания о публично согласованном местоположении выделяемого земельного участка указан в подпункте 3 пункта 24 "Требования к подготовке межевого плана", утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412. Считает, что п. 24 Требований не предусмотрено выполнение кадастровых работ на основе протокола, не состоявшегося по причине отсутствия кворума, общего собрания участников долевой собственности. Кроме того, требованиями не предусмотрено включение в состав Приложения извещений о созыве общего собрания участников долевой собственности на основании ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", или извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков на основании ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ФГУ ЗКП по доверенности К., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно истолковал и применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Согласно пункту 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований ФЗ РФ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ на основе: протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке; направленного участникам долевой собственности с соблюдением сроков, установленных Законом об обороте земель, извещения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, содержащего описание местоположения такого земельного участка; экземпляра печатного издания, в котором опубликовано сообщение, содержащее описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка; вступившего в законную силу судебного акта (если основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в отношении земельного участка является такой акт); документа, свидетельствующего о разрешении в порядке, установленном Законом об обороте земель, спора о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (если имел место соответствующий спор).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
По смыслу приведенных правовых норм, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения является обязательным наличие документов, свидетельствующих о соблюдении установленного законодательством порядка определения местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, в частности, протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения по вопросу утверждения границ части такого земельного участка независимо от принятого общим собранием решения, в том числе, в случае отсутствия кворума для принятия решения; либо, если такое собрание не проводилось, доказательств созыва собрания участников долевой собственности по вопросу утверждения местоположения земельных участков, выделяемых в счет земельной доли. При этом, в силу требований п. 27 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412, копии соответствующих документов должны быть включены в состав Приложения межевого плана.
Поскольку в состав межевого плана, представленного Ф. с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, не были включены ни копии протоколов общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, ни копии иных документов, свидетельствующих о соблюдении порядка извещения заинтересованных лиц о проведении общего собрания по вопросу утверждения границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, отказ ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области в проведении кадастрового учета земельного участка является законным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приводимым заявителем в суде первой инстанции, которым судом дана верная правовая оценка.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда города Твери от 11 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.КУБАРЕВА
Судьи
В.С.МАЛИЧ
С.Н.ПОЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)