Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2020/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 33-2020/12


Судья Гаджиев Д.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Гаджиевой Ш.В.,
судей Алиевой Э.З. и Шапиева М.Р.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Р. на решение Дербентского городского суда от 03 мая 2012 года, которым постановлено:
<...> Исковые требования администрации городского округа "город Дербент" удовлетворить. Признать недействительными: постановление администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов" в части предоставления А.ФИО15; договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2010 г. N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.Р.; решение о присвоении кадастрового номера N и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.Р. от 13 мая 2010 года и запись регистрации N; договор купли-продажи земельного участка, заключенный между А.ФИО15 и Р.ФИО17 от 08 ноября 2011 года свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя Р. от 27 декабря 2011 г. и запись регистрации N".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., объяснения представителей Р. - А.Н. и А.М., просивших отменить решение суда, судебная коллегия

установила:

Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А.Р. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2010 г. N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.Р.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации городского округа "город Дербент" дополнил свои исковые требования и просил признать недействительными также договор купли-продажи земельного участка, заключенный между А.Р. и Р. от 08 ноября 2011 года; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя Р. от 27 декабря 2011 г. и записи регистрации N постановление администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов" в части предоставления земельного участка А.Р.
В обоснование Администрация городского округа "город Дербент" сослалась на то, что земельный участок был предоставлен А.Р. с нарушением установленного порядка. Администрация ГО "город Дербент" не обеспечила выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости. Межевой и кадастровый паспорт на спорный земельный участок были выданы после принятия постановления о предоставлении в собственность земельного участка. Население не было информировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. А.Р. не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилья, земельный участок ей был предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности, в рекреационной зоне, который не подлежит приватизации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Р. просит отменить решение в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, их недоказанностью, а также ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела. Он купил у А.Р. предоставленный ей в установленном порядке земельный участок и является добросовестным приобретателем. Нахождение земельного участка в рекреационной зоне, не дает оснований для признания недействительными заключенных с ним сделок. Истец обратилась в суд с пропуском установленного законом срока.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Р., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации г. Дербента от 02 апреля 2010 года N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома" А.Р. предоставлен в собственность на бесплатной основе земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N в г. Дербенте.
На основании указанного постановления между А.Р. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента 04 мая 2010 года заключен договор N о безвозмездном предоставлении ей в собственность земельного участка, 13 мая 2010 года она зарегистрировала право собственности на земельный участок.
На основании постановления главы администрации городского округа "город Дербент" составлен кадастровый паспорт от 27 апреля 2010 года N на земельный участок А.Р.
В связи с допущенными нарушениями закона при предоставлении земельных участков, постановлением главы администрации г. Дербента от 31 декабря 2010 года N отменено постановление главы администрации городского округа "город Дербент" от 02 апреля 2010 года N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов".
Судом установлено, что предоставление земельного участка А.Р. осуществлено в нарушение установленного законом порядка.
Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N Hl-ФЗ от 06.10.2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45, предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, учету подлежали жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербент. Предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам должно было осуществляться однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для этого она должна была определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании.
Необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельных участков необходимо было осуществить после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у гражданина права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка. А администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона.
Однако, при предоставлении земельного участка А.Р. эти требования закона не были соблюдены, он был предоставлен ей в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле"). Она не состояла на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении. Земельный участок был предоставлен ей в течение нескольких дней со дня ее обращения, с нарушением очередности.
Земельный участок был предоставлен в собственность ответчице также без выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного ч. 2 ст. 32 ЗК РФ порядка (кадастровый паспорт выдан после вынесения постановления о предоставлении земельного участка, 27 апреля 2010 года).
Кроме того, А.Р. земельный участок был предоставлен в рекреационной зоне, то есть в особо охраняемой природной территории.
Так, согласно ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Из генерального плана г. Дербента, утвержденного в 2003 г. следует, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Таким образом, судом установлено, что при предоставлении спорного земельного участка нарушены права неопределенного круга лиц на свободный доступ к водным объектам и их береговым полосам.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администрацией города Дербента правомерно было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого участка А.Р.
С учетом изложенного, а также положений п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, договор о безвозмездном предоставлении земельного участка А.Р. является ничтожным по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст. 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Поскольку предоставление земельного участка А.Р. было осуществлено в нарушение установленного законом порядка, спорный участок не мог быть предоставлен администрацией г. Дербента в собственность А.Р., так как расположен в пределах территории рекреационного назначения, постановление администрации г. Дербента о предоставлении этого земельного участка правильно признано незаконным.
Поскольку основанием для заключения договора о передаче в собственность спорного земельного участка явилось незаконное постановление, то этот договор также не соответствует закону и является ничтожным. Подлежат признанию недействительными и выданные на их основе последующие правоустанавливающие документы на земельный участок, а также договор его купли-продажи, заключенный между А.Р. и Р. от 08 ноября 2011 года; запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку право А.Р. на него основано на недействительных (ничтожных) сделках.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; иными способами, предусмотренными законом.
Не заслуживает внимания довод жалобы о том, что Р. является добросовестным приобретателем. Приобретая спорный земельный участок у А.Р., он не проявил разумную осмотрительность и осторожность, не получив официальную информацию купил земельный участок, находящийся в рекреационной зоне, в которой запрещено строительство индивидуального жилья и который не может быть отчужден в собственность.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о пропуске истцом срока обращения в суд.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Заявления о применении сроков исковой давности до вынесения судом решения сторонами не было сделано.
Кроме того, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за А.Р. 13 мая 2010 года, договор купли-продажи земельного участка между А.Р. и Р. заключен 08 ноября 2011 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности им получено 27 декабря 2011 г. А администрация города Дербента обратилась в суд с требованиями о признании правоустанавливающих документов на спорный земельный 20.02.2012 г., то есть до истечения трехгодичного срока исковой давности.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил исковые требования администрации городского округа "город Дербент".
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского городского суда от 03 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)