Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3192

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. по делу N 33-3192


Судья Осипова Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Винель А.В.,
судей: Цуцковой И.А., Чеченкиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского поселения района Смоленской области на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Винеля А.В., объяснения представителя истца Г.И. - Г.А., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда

установила:

Г.И. обратился в суд с иском к Администрации МО "<...> район" Смоленской области, Администрации городского поселения района Смоленской области (далее Администрации городского поселения), о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В обоснование иска указал, что как ветеран труда в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з он имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), однако, на его неоднократные обращения в Администрацию МО "<...> район" Смоленской области о предоставлении в собственность земельного участка получены отказы. Уточнив требования, просил обязать Администрацию МО "<...> район" Смоленской области предоставить ему в собственность бесплатно для ИЖС земельный участок в черте города Вязьмы площадью 1200 кв. м с проведением работ по его формированию за его счет, а Администрацию городского поселения сформировать земельный участок в черте города Вязьмы.
В судебном заседании истец и его представитель Г.А. исковые требования поддержали.
Представитель Администрации МО "<...> район" Н. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Администрации городского поселения в судебное заседание не явился.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 10.07.2012 г. требования Г.И. удовлетворены: на Администрацию городского поселения возложена обязанность сформировать Г.И. земельный участок в черте города Вязьмы для индивидуального жилищного строительства с проведением за счет истца работ по формированию данного земельного участка. Администрация МО "<...> район" Смоленской области обязана предоставить Г.И. в собственность бесплатно (с учетом норм предоставления) сформированный земельный участок.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения решение суда просит отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Право граждан, имеющих земельные льготы, на предоставление в собственность или в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства не корреспондирует с обязанностью органов местного самоуправления по предоставлению информации о наличии и местоположении свободных от прав третьих лиц земельных участков, пригодных для ИЖС или иных целей, а также поиска для них и в их интересах таких земельных участков. Истец может самостоятельно, в том числе с использованием интернет-ресурса определиться с местоположением запрашиваемого земельного участка и обратиться с соответствующим заявлением в администрацию МО "<...> район" Смоленской области. Ссылка суда на соглашение между Администрацией МО "<...> район" Смоленской области и Администрацией городского поселения N 205/01-02-18 от 24.05.2011 не правомерна, т.к. это соглашение расторгнуто 10.04.2012 г. Проведение работ по формированию земельного участка является частью функции по предоставлению земельных участков. Функциями по формированию земельных участков Земельным кодексом РФ наделены органы местного самоуправления уровня муниципального района, а не городского поселения.
В Смоленском областном суде представитель истца - Г.А. с апелляционной жалобой не согласился, считал решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10.07.2012 г. законным и обоснованным.
Администрации МО "<...> район" Смоленской области и городского поселения своих представителей в суд не направили, извещены надлежаще. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее Г.А., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Г.А. является ветераном труда и в силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" имеет право на получение в собственность земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец неоднократно обращался в Администрацию МО "<...> район" Смоленской области с заявлениями о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в черте города Вязьмы для ИЖС.
Администрацией МО "<...> район" Смоленской области заявления истца направлялись для исполнения в Администрацию городского поселения, однако, до настоящего момента земельный участок истцу не предоставлен по различным причинам (отсутствие проектной документации по территориальному планированию для вновь формируемых земельных пятен под индивидуальную жилищную застройку, направление заявления в землеустроительную организацию для формирования земельного участка).
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (пп. 1); с предварительным согласованием мест размещения объектов (пп. 2).
По смыслу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, проведение работ по формированию земельного участка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
24.05.2011 г. между Администрацией МО "<...> район" Смоленской области и администрацией городского поселения заключено соглашение N 205/01-02-18 о порядке взаимодействия при осуществлении полномочий по распоряжению в поселении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Органом местного самоуправления, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками на территории г. Вязьма Смоленской области, является администрация муниципального образования "<...> район" Смоленской области.
Полномочный орган, к компетенции которого отнесено разрешение вопросов по подготовке и утверждению документации по планировке территории - администрация городского поселения района Смоленской области.
Предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и соответствующий субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Администрацией городского поселения не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для индивидуального жилищного строительства в черте г. Вязьмы, то есть по существу возможность принятия решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства не опровергается.
В то же время отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку доказательства, свидетельствующие об отсутствии свободных земельных участков, ответчики суду не представили, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка истцу из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал исковые требования Г.И. подлежащими удовлетворению.
Довод жалобы о том, что соглашение между Администрацией МО "<...> район" Смоленской области и Администрацией городского поселения N 205/01-02-18 от 24.05.2011, которым к компетенции последней отнесены вопросы формирования земельных участков, расторгнуто, основанием для отмены решения не является.
Согласно соглашению N 127/01-02-18 от 10.04.2012 о расторжении соглашения N 205/01-02-18 от 24.05.2011 о порядке взаимодействия органов местного самоуправления МО "<...> район" Смоленской области и городского поселения при осуществлении полномочий по распоряжению в поселении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с момента вступления его с силу (вступает в силу с момента его подписания) стороны не считаю себя связанными какими-либо правами и обязанностями, вытекающими из вышеуказанного соглашения, за исключением случаев рассмотрения заявлений, направленных в Администрацию городского поселения до момента подписания настоящего соглашения, но не позднее 11.04.2012 г.
Все заявления истца о предоставлении земельного участка поступили в администрацию городского поселения в 2011 году, т.е. до момента подписания соглашения N 127/01-02-18 от 10.04.2012.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского поселения района Смоленской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)