Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3039

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. по делу N 33-3039


Судья Космачева О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Винель А.В.,
судей: Цуцковой И.А., Чеченкиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Винеля А.В., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда

установила:

К. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В обоснование иска указала, что как ветеран труда в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з она имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка. Обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, получила отказ, мотивированный необходимостью предоставления чертежа (схемы) испрашиваемого земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности. Данный отказ считает незаконным, поскольку предоставить чертеж (схему) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его местоположении на местности она не имеет возможности, поскольку не обладает информацией о наличии свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Непредставление чертежа земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ.
Просила обязать Департамент предоставить ей в собственность бесплатно для ИЖС земельный участок в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу с проведением работ по его формированию за ее счет.
Истица, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явились.
Представитель истицы Ц. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 18.06.2012 г. требования К. удовлетворены: на Департамент возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить К. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет истицы работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент решение суда просит отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Истицей не предоставлена в Департамент утвержденная Администрацией г. Смоленска схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и его кадастровый паспорт. Департамент может предоставить в собственность только сформированный земельный участок и не имеет возможности влиять на процесс его формирования.
В Смоленский областной суд лица, участвующие в деле, не явились по неизвестной причине, извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что К. является ветераном труда и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" предоставлено право на получение в собственность земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
(дата) в Департамент истицей подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в черте города Смоленска для ИЖС.
Письмом ответчика от (дата) сообщено, что формирование земельного участка возможно в индивидуальном порядке при предоставлении схемы его предполагаемого места расположения.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (пп. 1); с предварительным согласованием мест размещения объектов (пп. 2).
По смыслу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, проведение работ по формированию земельного участка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Из изложенного следует, что само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и соответствующий субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Департаментом не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, то есть по существу возможность принятия решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства не опровергается.
В то же время отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Оценив доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку непредставление К. чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не должно служить препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
Поскольку доказательства, свидетельствующие об отсутствии свободных земельных участков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования истицы подлежащими удовлетворению.
Гражданин не в состоянии реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка, поэтому Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять действия, необходимые для обеспечения прав гражданина.
Тот факт, что К. не указала конкретный земельный участок с определенными индивидуальными характеристиками, не может служить основанием для отказа ей в предоставлении земельного участка, поскольку такое основание отказа не предусмотрено законом (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Обращение истицы в суд как раз и вызвано тем обстоятельством, что Департамент, не предоставляя соответствующих сведений, лишает ее возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка.
Доводы жалобы сводятся к мотивам, которые проверил суд первой инстанции и обоснованно опроверг, правильно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)